Правая.Ru | Юрий Ковалев | 29.06.2007 |
Но столь ожидаемый всеми многополярный мир как средство балансирования противоположных интересов не формируется. Новые геополитические факторы играют исключительно за себя, а мощный и авторитетный для всех «координирующий центр» отсутствует.
Разумеется, все это — крайне опасно. А значит, предельно остро встает задача: безотлательно начать поиски фундамента новой системы коллективной международной безопасности. И таким фундаментом может стать осознание всеми ведущими странами абсолютно реальной возможности начала Мировой ядерной войны в ближайшие годы…
Вспомним знакомый всем «стандартный перечень» глобальных угроз: довольно скоро дадут о себе знать исчерпание рентабельных месторождений энергетических ресурсов и последствия загрязнения окружающей среды; не кончится добром продолжающееся уже много лет «расползание» ракетно-ядерных технологий; не может однажды не взорваться и такая мощнейшая «мина замедленного действия», как нарастающий дисбаланс демографических процессов в мире.
Но недавно стало ясно — беду следует ждать еще и от явлений природного характера. Вот лишь некоторые из них.
О процессах в земной коре. В последние годы в результате резкого роста напряжений в земной коре и верхней мантии (как на суше, так и на дне мирового океана) заметно усилилась интенсивность взаимного перемещения некоторых литосферных плит, разделяемых системами активных разломов. Это вызывает сильнейшие землетрясения, сопровождающие их цунами, катастрофические извержения вулканов, сопутствующие обвалы горных масс, оползней и пр. По некоторым оценкам, масштабы указанных явлений будут нарастать. Особенно это опасно в регионах (Альпийское-Гималайский разлом), где расположено большинство стран Мусульманского мира, для которых характерны большая скученность населения, бедность, низкий уровень сейсмостойкого строительства. Те же угрозы характерны и для освоенных областей в пределах активного разлома, тянущегося от Аляски вдоль берегов российского Дальнего Востока и Японии до Австралии, а также для системы разломов вдоль западных берегов США и Южной Америки. По мере хозяйственного освоения всех этих территорий масштабы последствий сейсмической активности станут увеличиваться.
О ситуации с Гольфстримом. Сегодня из-за интенсивного таяния льдов Северного полюса и Гренландии теплое течение Гольфстрим может исчезнуть. Чем это грозит Европе? Как известно, повсеместно на Земле климат изменяется от высоких широт к средним; в Северном полушарии — это с Севера на Юг. И только в странах Западной Европы (из-за теплового эффекта от Гольфстрима) климат меняется с запада на восток значительно интенсивнее, чем с севера на юг. Исчезновение Гольфстрима создаст классическую ситуацию и в Европе. Так, один из самых крупных незамерзающих портов Норвегии, Нарвик, расположен значительно севернее Воркуты и Салехарда. Столица Норвегии Осло (также незамерзающий порт) находится, примерно, на широте Магадана. Значит, после прекращения «подогрева» в страны Северной Европы может прийти «магаданско-воркутинская» зима — с катастрофическими последствиями собственно для населения этих стран, для транспортной системы, приспособленной к совершенно иным температурным условиям, для промышленности и сельского хозяйства.
Вечная мерзлота. На протяжении нескольких последних лет на Севере России тает вечная мерзлота. И риторически звучит вопрос — что станет с построенными здесь городами, предприятиями, буровыми комплексами, дорогами-зимниками. По имеющейся информации, вечная мерзлота тает на Аляске и в Канаде.
Одновременно начали таять и торфяные болота за Северным полярным кругом (в России, например, их площадь составляет около 360 тыс. кв. км). В результате в атмосферу в огромных количествах выделяется метан, ранее содержавшийся там в замороженном виде. Это еще один из факторов нарушения глобального экологического равновесия.
О ледниках Южного полюса. В последние годы здесь заметно нарушилась стабильность шельфовых ледников. Так, несколько лет назад откололся ледник Ларсена «А». В 2003 г. откололся и уплыл в океан ледниковый шельф Ларсена «Б» (это 2850 кв. километров льда). Сегодня другой гигантский шельфовый ледник — ледник Ронне, остался незащищённым, т.к. ледник Ларсена «Б» не давал ему уйти в океан. Но если даже один только ледник Ронне окажется в воде — уровень мирового океана может подняться на несколько метров. Это вызовет затопление значительных прибрежных районов многих стран вместе с городами и существующей там инфраструктурой.
Разумеется, в любом природном процессе всегда участвует комплекс разнонаправленных факторов, и едва ли кто-то в состоянии назвать конкретные даты и точно оценить масштабы предстоящих катаклизмов. Но угрожающие тенденции оспорить сегодня не может ни один эксперт, дорожащий собственной научной репутацией.
Из только что сказанного следуют два принципиальной важности геополитических прогноза.
Первый. Если все будет происходить именно так, то — будем реалистами — очень скоро между ведущими державами может начаться предельно жесткая борьба уже не только из-за нефти и газа, но и за продовольствие, пресную воду, пригодные для жизни территории. Второй. Нужно учитывать, что, по вполне объективным причинам, Россия располагающая огромными территориями, гигантскими запасами пресной воды, энергетических и лесных ресурсов, плюс достаточно развитой инфраструктурой, наверняка, станет одним из главных «объектов притязаний» со стороны тех государств, которые либо больше всего пострадают сами от предстоящих катаклизмов, либо захотят и в этих условиях оставаться «хозяевами положения».
Иными словами, мы обязаны исходить из следующего предположения: при практическом отсутствии в мире реального «координирующего центра» и по мере нарастания масштабов катаклизмов — лидеры некоторых стран (прежде всего, США) могут захотеть заранее взять под свой контроль российские нефтяные и газовые месторождения, трубопроводы, государственные резервы, электростанции, главные линии электропередач, источники пресной воды и т. д.
Кому-то сказанное покажется слишком уж неправдоподобным. Но — обратимся к фактам.
Факт первый. В середине января 2007 г. состоялись встречи и беседы группы российских политологов с американскими экспертами, большая часть которых — сторонники Демократической партии США. В частности, обсуждалась тема китайского проникновения в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Американцы высказали мнение, что Россия не сможет удержать за собой эти территории самостоятельно. Ей для этого потребуется помощь США и Запада. Тем более что Сибирь и Дальний Восток — это достояние и ресурсная кладовая всего человечества, а не одних лишь россиян.
Факт второй. По сообщениям, в только что избранный Конгресс США в начале января был внесен законопроект известного сенатора Р. Лугара под названием «Акт об энергетической дипломатии и безопасности». По-существу, в нем формулируются базовые принципы новой внешнеполитической доктрины США. Как отмечается, законопроект предполагает преодоление будущего энергетического кризиса через получение для развитых стран Запада права свободного доступа к ресурсам остального мира. Законопроект предоставляет президенту США и «набор инструментов»: американской стороне дается право оценки «эффективности использования энергии» той или иной страной и «поведения» ведущих поставщиков как «ответственного» или «неответственного», допускается также прямое или косвенное вмешательство во внутренние дела стран-поставщиков энергоресурсов. При этом одним из главных «объектов воздействия» законопроекта выступает Россия. Особо отмечу: идеи эти встречают понимание и в Европе.
Ясно, что, в случае использования силового варианта для, скажу так, «обеспечения энергетической безопасности», Соединенным Штатам прежде понадобится вывести из строя наши ключевые военные объекты и нейтрализовать российское политическое руководство. Значит, после обезоруживающих авианалетов и ударов крылатыми ракетами на территории России появятся как обычные армейские подразделения США и/или НАТО, так и сотни великолепно экипированных диверсионных групп. Подчеркну: использование противником ядерного оружия (даже тактического), исходя из поставленной задачи, исключается: ему ведь нужны наши территории пригодные для жизни, ресурсы, пригодные для использования, инфраструктура в действующем состоянии!
И вот вопрос — смогут ли наши Вооруженные Силы дать необходимый отпор, не применяя ядерное оружие?
В настоящее время существует множество материалов, посвященных анализу разных аспектов ситуации в Российских вооруженных силах и оборонно-промышленном комплексе. Не стремясь воспроизвести их аргументацию, я коротко и, скорее, «в эмоциональном ключе» воспроизведу важнейшие позиции, касающиеся положения российских ВС и ОПК
Сначала посмотрим, с чем предстоит столкнуться Российской Армии. Вот оценка А. Шаравина (конец 2005 года): Америка продолжает стремительно уходить в отрыв, ее армия и флот получают возможность наносить удар по любому противнику в любом месте земного шара в любой момент с высочайшей точностью, причем, как правило, противник узнает об ударе по нему только в момент нанесения удара. Все большую роль начинают играть наземные и летающие боевые роботы. Военнослужащие получают обмундирование, созданное на основе нанотехнологий, делающее их неуязвимыми от огня стрелкового оружия, самозалечивающее раны, позволяющее перепрыгивать через стены высотой несколько метров и невидимое в инфракрасном и, не исключено, в оптическом диапазоне. Заодно каждый солдат будет иметь индивидуальный компьютер, космическую систему навигации и связи.
Тот же автор — о нас: у Российской Армии нет современных АСУ, позволяющих эффективно управлять разновидовыми группировками. Глобальная космическая навигационная система недоукомплектована спутниками, поэтому приходится пользоваться американской системой. Возможность получения данных космической разведки в реальном масштабе времени отсутствует. Космической связью обеспечены только высшие штабы и стратегические ядерные силы. Высокоточное авиационное оружие имеется, как правило, в нескольких экземплярах для демонстрации на выставках. Крылатые ракеты воздушного и морского базирования существуют только в ядерном снаряжении, что делает невозможным их применение в ходе локальных войн… Два десятка самолетов-заправщиков несколько раз в год осуществляют несколько дозаправок в воздухе стратегических бомбардировщиков, для самолетов фронтовой авиации подобная возможность даже не рассматривается.
Оценка В. Шурыгина (январь 2005 год): обороноспособность сегодняшней России стремительно приближается к тому пределу, который будет не способен гарантировать территориальную целостность страны. В случае любого резкого обострения обстановки сегодняшняя Россия сможет «выставить» на войну: — лишь пару сотен боевых самолётов с весьма посредственно подготовленными лётчиками, — десять-двенадцать небольших (2−3 тысячи человек) «войсковых маневренных групп» — то, что удастся собрать из существующих на бумаге дивизий и бригад…
Встает закономерный вопрос о будущем наших ВС, т. е. о состоянии отечественного оборонно-промышленного комплекса.
Вот — главная цифра: сегодня абсолютная величина бюджета Пентагона превосходит аналогичный российский показатель в 25 раз.
По оценкам специалистов, сегодня российский ОПК находится на грани развала: прекращен или сокращен до минимума выпуск многих важнейших образцов вооружения и военной техники; нарастает старение производственного и научного потенциала; снижается уровень научно-технических разработок; предельно изношено оборудование; полностью утрачено производство ряда комплектующих изделий, временно восполняемых из запасов промышленности и Минобороны.
И неудивительно, что на заседании Совета безопасности 20 июня 2006 г. Президент РФ В. Путин был вынужден признать: «Анализ состояния дел в оборонно-промышленном комплексе показал, что он не гарантирует выполнение заданий по обеспечению вооружением».
Особо подчеркну: простое увеличение оборонного бюджета (что сегодня предлагают некоторые) — к качественному улучшению ситуации не приведет. Как отмечают военные аналитики, в силу объективных и субъективных причин, стоимость вооружения и военной техники в РФ постоянно растет, опережая темпы инфляции в стране. Так, по признанию первого заместителя председателя Военно-научного комитета Генштаба ВС РФ Александра Конотопа, «в период 2003—2005 годов стоимость военной продукции по некоторым показателям выросла в 4 раза». Иными словами, военный бюджет любой величины будет в значительной мере — выброшен на ветер. Я уж не говорю о том, что рост военных расходов — это соотвествующее сокращение социальных статей нашего бюджета…
Впрочем, России предстоит столкнуться не только с вооруженными силами противника: по мере нарастания масштабов катаклизмов, на нашей территории появятся массы иностранных беженцев. Естественно, спонтанное перемещение через российские границы сотен тысяч голодных, возможно раненых, охваченных паникой людей способно абсолютно разбалансировать российскую экономику и ЖКХ. Впрочем, насколько вероятно появление беженцев?
Посмотрим на одну из важнейших «зон риска»: на наших южных соседей — страны, расположенные «над» Альпийско-Гималайским разломом земной коры длиной 10 тыс. километров. Там проживают более 1 миллиарда мусульман. Встает вопрос: где спасаться им?
Практически, вариантов у них не много. Европа — у неё у самой проблемы: ей, похоже, грозит похолодание, а некоторым странам (например, Голландии) еще и масштабные наводнения. Китай — здесь пригодных для жизни территорий не хватает уже сейчас. На Юге — Индия: там нарастают проблемы, связанные с перемещениями Индо-Австралийской платформы, которые уже сегодня вызывает сильнейшие землетрясения и цунами. На Юго-востоке — африканские пустыни. Остается — наша страна. К тому же, она расположена на Евразийской платформе, что, по идее, даст ей возможность — пережить глобальные катаклизмы с относительно меньшими материальными, техническими и людскими потерями, чем некоторым соседним странам. Иными словами, убежище можно будет найти только у нас.
Как должно реагировать российское политическое руководство на стихийные потоки беженцев? Да, у нас есть чрезвычайно эффективные средства для стрельбы «по площадям»: реактивные залповые системы «Град», «Смерч», «Ураган», а также тяжелая огнеметная система «Буратино», оснащенная термобарическими снарядами (снарядами объемного взрыва). Но, во-первых, я сомневаюсь, что мы располагаем запасом весьма дорогих боеприпасов к названным системам — в размере, достаточном, чтобы надолго остановить массы людей, стремящихся спасти свои жизни. Во-вторых, встает риторический вопрос: долго ли авиация противника позволит нам вести огонь? И наконец, самое главное: нельзя допустить развития событий по сценарию, при котором наши солдаты вынуждены будут применить это страшное оружие по женщинам с детьми и старикам…
И еще одной важнейшее обстоятельство. Нужно понимать, что, если события будут развиваться в таком направлении, то руководство РФ очень скоро окажется перед полной драматизма альтернативой: или потерять наши стратегические ядерные силы, лишив Россию последней гарантии её национальной независимости — или применить их.
Словом — возникает ситуация, способ реагирования на которую абсолютно однозначно «прописан» в действующей Концепции национальной безопасности РФ: «Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов: применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными…»
Ясно, что допустить этого никак нельзя. Ясно и то, что единственный путь к для этого — немедленное (пока есть время) инициирование международных переговоров. Что мы могли бы продолжить?
Прежде всего — исходный принцип: необходимо избавиться от опаснейшей иллюзией, будто в любой крупной стране имеется достаточная инфраструктура для борьбы с последствиями чрезвычайных ситуация, в странам победнее — будет оказана помощь из имеющихся у крупных стран ресурсов. Масштабы предстоящих катаклизмов окажутся такими, что национальные инфраструктуры для борьбы с последствиями ЧС и имеющиеся в их распоряжении силы и ресурсы — окажутся недостаточными. Так, при масштабной военной интервенции против государства — вся, а не только оборонная промышленность в переводится (в соответствии с заранее разработанными планами) на режим военного времени. Точно такая же «мобилизация» потребуется мировому сообществу. Оно должно перестать жить по стихийно складывающейся «результирующей» заявленных национальных интересов сильнейших держав, как это имеет место сегодня. Необходима разработка такой стратегии, когда во главу угла ставятся интересы сохранения жизни на Земле. Суть стратегии — в новом «взгляде на мир»:
— Все страны — это пассажиры одной лодки, плывущей по очень неспокойному океану.
— Даже попытка кого-то из «пассажиров», оттолкнув другого, занять более безопасное место чревата опрокидыванием лодки — гибелью всех.
— Поэтому главными принципами отношений между странами и народами отныне должно стать ненасилие, сотрудничество, взаимопомощь, готовность к компромиссам.
Необходима, далее, детальная проработка общепланетарных организационных мероприятий. Если принять за «модель»: а) трагедию декабря 2004 г. в Юго-Восточной Азии, связанную с цунами, когда, только по официальным данным, погибли несколько сот тысяч человек; б) трагедию августа 2005 г. в США, когда из-за урагана «Катрина» под водой оказалась территория в 90 тысяч кв. миль, а также то, что пришлось сделать в экстренном порядке после них — вырисовывается следующий «перечень задач», которые следует начинать решать уже сегодня. Нужно подготовиться к организованной переброске на большие расстояния сотен миллионов человек, а также гигантских объемов грузов (горючего, продовольствия, палаток, строительных материалов и техники, пресной воды, медикаментов, одежды), к оказанию медицинской и психологической помощи огромным массам людей, к охране порядка и борьбе с возможными эпидемиями в местах временного проживания беженцев. Потребуются сотни миллионов новых рабочих мест. И — нужны будут гигантские финансовые средства. А поскольку важнейшим их источником, видимо, должно стать радикальное сокращение военных расходов ведущими мировыми державами — нужно инициировать сложнейшие переговоры и по этой теме…
Важно подчеркнуть, что осознание всего подлинного масштаба возникших угроз несомненно станет базой для консолидации мирового сообщества. Но это, однако, субъективные предпосылки консолидации. Возникнут и объективные. Ведь для выработки практических решений потребуются оценки и выводы экспертов в конкретных областях знаний: специалистов по землетрясениям, по цунами, по океаническим течениям, по экономике, военному делу, международной торговле, массовой психологии, эпидемиологии и т. д. А идеологические схемы, религиозные, национальные различия и т. д. в этих условиях постепенно окажутся, если угодно, «снятыми».
Я не имею возможности в одной статье подробно останавливаться на всех деталях. Да и не все, разумеется, можно предвидеть заранее. Понятно одно: оказавшись страной, на которую, силою объективных обстоятельств, возложена Миссия, в буквальном смысле этого слова, сохранения жизни на Земле — Россия уже сейчас должна начать концептуальную и организационную подготовку к её осуществлению. Разумеется, на этом пути придется преодолеть огромные препятствия. Но давайте не забывать исторический опыт — вспомним, как возникла антигитлеровская коалиция перед лицом реальной угрозы уничтожения цивилизации на Земле, которую принес с собой фашизм! Почему же не допустить, что не менее реальная угроза, но теперь уже уничтожения вообще жизни на нашей Планете — сможет консолидировать 6,5 миллиардов человек…