Русская линия
Татьянин день Ольга Богданова29.06.2007 

28 июня — день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси

Будущий московский митрополит родился в Галиче (бывшая Костромская губерния). Он не мечтал о карьере политика, церковного дипломата, а любил уединение, молитву. Познание Бога — единственное, к чему он стремился с ранних лет. Между тем именно при нем Московская Церковь стала независимой от Греческой.

Начало его биографии напоминает описание жизни многих святых: благочестивый отец, стремление к иноческой жизни, монашество с двенадцати лет. Как это нередко бывает, из монастыря в Галичской земле, на родине, он перешел в другую обитель — московский Симонов монастырь. Он усердно трудился, порой выбиваясь из сил. Однажды он так устал, что заснул в монастырской пекарне прямо за работой. К несчастью, именно в этот день в обитель приехал московский митрополит Фотий.

Пропустить приезд митрополита — дело серьезное. Наказать инока или похвалить за трудолюбие? Посмотрев на спящего монаха, Фотий заметил, что его правая рука была согнута так, будто он ею благословлял. Это был как бы знак свыше. Митрополит не велел будить Иону, благословил его и предсказал, что молодой монах станет святителем и многих наставит на путь спасения.

Вскоре Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома, где обратил в христианство многих неверных. Но это было только начало.

Был ли восьмой Вселенский собор?

Вселенских соборов было семь. В XV веке была попытка провести восьмой Вселенский собор. К этому времени христианская Церковь перестала быть единой и содержала в себе две ветви — Восточную и Западную. Западная Церковь во главе с Папой занимала достаточно прочное положение, а вот на Востоке все было далеко не спокойно. Византийскую империю осаждали войска Османской империи (или Оттоманской порты). Они захватили почти все византийские земли, так что империя едва выходила за пределы своей столицы — Константинополя.

Греки прекрасно понимали, что после завоевания Константинополя магометане не потерпят на своей земле неверных, и первыми, кого постигнет кара, будут православные христиане.

Положение Византии было катастрофическим, и тут военную помощь предложил Папа. Правда, с условием, что восточные христиане заключат с западными союз — унию. Церковь вновь станет единой, во главе ее будет стоять Папа, а объединенные войска прогонят мусульман. Объединение Церквей, которые придерживаются разных догматов и обрядов, — сложный процесс. Для этого был созван собор.

Сначала собор проходил в Ферраре, потом переместился во Флоренцию. Камнем преткновения было латинское учение о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына (filioque). Как ни бились римские кардиналы, как ни состязались с представителями Православной Церкви в красноречии, им не удалось убедить восточных христиан принять эту идею. Самым непреклонным со стороны греков был митрополит Ефесский Марк. В конце концов все споры свелись к противостоянию блаженного Марка и представителя доминиканцев Иоанна. Их долгие споры утомляли заседавших, так что Марку запретили появляться на заседаниях собора, а грекам поставили ультиматум: или они принимают учение латинян, или пусть возвращаются в осажденную Византию.

Поскольку собор значительно затянулся, а расходы по содержанию его участников взяла на себя Католическая Церковь, в один прекрасный день западные христиане заявили, что попросту перестанут выделять деньги на пропитание.

Наконец многие клирики со стороны греков подписались под договором унии. Категорически отказался от этого Марк Ефесский. Договор был составлен на греческом и латинском языках, однако к желаемому результату не привел. На первой же литургии греки отказались причащаться по обрядам латинян, а латиняне — по правилам греков. Мало того, после возвращения в Византию многие клирики объявили себя виновными в том, что подписали договор, немало из них отказались от сана.

Собор был признан несостоявшимся. Военная помощь грекам предоставлена не была, и через несколько лет, в 1453 году, Византийская империя пала.

Как московская Церковь стала независимой

Эти события имеют непосредственное отношение к истории Русской Церкви и к митрополиту Ионе. Со времен Крещения Руси наша Церковь была подчинена Греческой. Московский митрополит мог быть назначен только с ведома Византии, и, как правило, сначала на эту должность назначались греки. Однако предшественниками митрополита Ионы были уже в основном люди русского происхождения, но для поставления они все равно отправлялись в Константинополь.

Когда умер московский митрополит Герасим, великий князь Василий (Темный) с согласия других князей, русского духовенства и народа отправил Иону в Константинополь для поставления. Однако в столице Византии выяснилось, что митрополитом был назначен болгарин Исидор, Ионе же обещали кафедру после его смерти.

Осведомленный о положении Византии, князь Василий возлагал на Исидора большие надежды. Московский князь продолжал дело своих предков по укреплению власти и авторитета московских князей и собиранию земель вокруг Москвы. С точки зрения политики Русская земля была независима, а вот по церковной линии она подчинялась Византии. Православие играло важнейшую роль и в жизни народа, и в политике, и влияние греков в определенной мере ограничивало действия московского князя. Конечно, он хотел добиться независимости Русской Церкви.

Митрополит Исидор был участником Собора и поддерживал идею унии. И даже на пути в Италию он заходил не в православный храм, а в католический костел, демонстрируя расположение к римскому Папе.

Окончательно симпатии Исидора стали понятны, когда он после собора, в 1441 году, вернулся в Москву. На литургии в Успенском соборе Московского Кремля он произнес имя Папы, а не Патриарха. А после он прочел грамоту, в которой говорилось, что митрополит Исидор ныне является кардиналом и легатом от ребра Апостольского для всех северных стран. А князь московский — помощник митрополиту Исидору. Ни слова о независимости Русской Церкви в грамоте не было.

Князь Василий не мог этого потерпеть. Гнев князя был силен, он стал обличать папского приспешника, назвал его лжепастырем и еретиком и велел заточить в Чудовом монастыре. Исидор бежал из Москвы, а князь Василий собрал духовенство для рассмотрения Флорентийской грамоты.

Постановления этого собора были признаны еретическими, в Москве говорили о том, что в Византии отступили от истинной веры по дьявольскому научению. Разве могут византийцы, отошедшие от настоящего Православия, назначать московского митрополита?

Конечно, московский князь Василий не стал говорить грекам о том, что у него возникли сомнения по поводу чистоты их веры. В письме Константинопольскому патриарху он сделал акцент на том, что Византия расположена далеко от Москвы, ездить в Константинополь для поставления неудобно, да и саму Византию раздирают войны и мятежи. Одним словом, разумнее всего разрешить назначение московского митрополита без ведома Константинополя. Ответа из Византии не пришло, а в 1448 году Иона стал митрополитом. Нашлись те, кто посчитал его поставление незаконным, но их князь Василий повелел заточить. При этом Патриарх Константинопольский Григорий Мелиссина благословил назначение Ионы.

С тех пор московские митрополиты ставились в Москве без участия патриарха, кандидатов же выбирал князь. Так Московская Церковь обрела независимость — стала автокефальной.

Иона — митрополит Московский

Святитель Иона занимал митрополичью кафедру до 1464 года.

По преданию, он был чудотворцем: умел предсказывать будущее и исцелять. В его житии рассказывается такой случай.

У одного боярина болели зубы. Как-то после литургии митрополит Иона подозвал его к себе, дал просфору и сильно ударил боярина по щеке. «Ты выбил мне последние зубы!» — вскричал боярин и тотчас почувствовал, что зубная боль прошла. Радуясь о чуде, боярин прославлял Бога и благодарил Иону.

Когда в 1451 году татарские войска осадили Москву, митрополит со всем клиром бесстрашно ходил по стенам Кремля, молясь Богу о граде и людях. Во время одного из таких молебствий он обратился к старцу Антонию, иноку Чудова монастыря, чтобы он помолился об избавлении Москвы. Тогда Антоний предсказал, что татары уйдут, и только одного человека сразит стрела врагов — самого старца. Едва монах сказал это, как пущенная татарами стрела пронзила его. Митрополит Иона со служителями с честью похоронили старца, а вскоре в рядах агарян произошло смятение, и они ушли.

Митрополит Иона стремился жить угодной Богу жизнью и, уже состарившись, просил у Него болезни ради спасения души. Бог внял молитвам: у митрополита открылась язва ноги, и святитель вскоре скончался. Даже очень ослабев, он продолжал посещать церковь и возносить хвалу Богу.

Чудеса совершались святителем и после его смерти. Когда в 1812 году французы вошли в Москву, они не тронули его серебряную раку и подсвечник при ней, потому что им явился митрополит Иона с поднятой, как бы грозящей рукой.

Имя святителя Ионы пытались использовать в своих интересах старообрядцы. В 1765 году у них возникла фантастическая идея посвятить епископа рукою мощей митрополита Ионы. При этом молитвы «за него» должен был читать ныне живущий священник. В жизнь этот замысел воплощен не был.

Мощи святителя Ионы находятся в Успенском соборе Московского Кремля.

http://www.taday.ru/text/49 102.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика