Русская линия
Фонд стратегической культуры Леонид Ивашов29.06.2007 

НАТО: десятилетие шантажа и обмана

Нас настигло «крупное» событие: 10-я годовщина подписания Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора.

Репетиция торжеств прошла еще в мае 2006 года, когда по просторам России от Владивостока до Калининграда прокатилась волна мероприятий, посвященных «голубиной» деятельности НАТО. Послы, депутаты, генералы одной и другой стороны перед вузовскими аудиториями распинались об исторической роли Североатлантического блока в поддержании глобального мира, в уничтожении коммунистической диктатуры, в борьбе с терроризмом, с распространением наркотиков и оружия массового уничтожения. Ну, и вообще со всем злом, что есть на белом свете.

Все это делалось для того, чтобы в нынешнем году отметить юбилей, да не один: к 10-летию подписания Основополагающего акта добавили еще и 5-ю годовщину основания Совета Россия — НАТО. Правда, по поводу второго «юбилея» приврали. Дело в том, что сам Совет предусмотрен Основополагающим актом и его первые заседания состоялись в конце 1997 года, то есть при Президенте Б. Ельцине и министре обороны И. Сергееве. Однако излагать историю таким образом означало бы принижать роль верного натовца и лучшего министра обороны всех времен и народов С. Иванова. Поэтому и подкорректировали дату юбилея на пяток лет, чего там мелочиться…

Главное, разумеется, в другом: каковы результаты 10-летнего «тесного и плодотворного» сотрудничества? Что задумывалось и что получилось? Начну по порядку.

Североатлантический альянс был образован 4 апреля 1949 года подписанием Вашингтонского договора. Поначалу в его состав входило 12 государств. Функции альянса провозглашались оборонительными, его нацеленность против СССР была очевидной, хотя Советский Союз не проявлял агрессивности в отношении Запада. Страна после войны поднималась из руин, жили очень трудно, какая уж тут агрессивность.

Чего нельзя сказать об отцах-основателях блока НАТО. 12 марта 1947 г. на совещании высших военных и государственных чинов в Белом доме был сделан вывод о неизбежности столкновения Запада с Востоком. Военным была поставлена задача готовить план действий против СССР.

В 1948 году Совет национальной безопасности США утвердил директиву. 20/1, целью которой провозглашалось свержение советского коммунистического режима. То есть объявлялась «холодная война» с возможным перерастанием в горячую.

В том же 1948 г. Вашингтон принял решение о размещении в Европе (Великобритания) стратегических бомбардировщиков Б-29 с ядерными бомбами на борту.

Тогда же был заключен Брюссельский пакт, закрепивший право США защищать Европу.

На фоне всех этих событий создание НАТО не было чем-то неожиданным. С самого начала альянс рассматривался как контролируемый Америкой инструмент геополитической борьбы с целью уничтожение СССР — именно СССР (России), а не коммунистического режима — и установления глобального американского господства. В той же директиве СНБ. 20/1 говорилось: «Следует со всей силой подчеркнуть, что независимо от идеологической основы любого такого некоммунистического режима и независимо от того, в какой мере он будет готов на словах воздавать хвалу демократии и либерализму, мы должны добиваться осуществления наших целей… Другими словами, мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и номинально дружественный к нам режим:

а) не имел большой военной мощи,

б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира,

в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами,

г) не установил ничего похожего на железный занавес».

Первый генсек альянса И. Лунс сразу же после создания блока, объясняя его предназначение, заявил: «НАТО необходимо для того, чтобы держать Америку в Европе, Россию вне Европы, а Германию под Европой».

И завершая исторический экскурс, отмечу, что уже к 1952 году экономическая помощь Европе в рамках «плана Маршалла» на 80% представляла собой военные поставки. СССР дважды обращался к правительствам США, Франции и Великобритании с предложением о своем вступлении в НАТО с целью создания системы международной коллективной безопасности, но оба раза получал отказ.

А теперь вернемся к современному этапу «сотрудничества» между Россией и НАТО и к «юбилейным» торжествам. Предложения по подготовке и подписанию Основополагающего акта, 10-летие которого решили отметить так торжественно, возникли одновременно и со стороны натовцев, и со стороны российских либералов. Порождены предложения были планами расширения альянса на восток, а торопиться заставляло нараставшее неприятие этих планов российской общественностью. Назревала конфронтация, сделалось возможным изменение податливого во всех отношениях ельцинского руководства, полностью «прогнувшегося» перед Вашингтоном. Мог затормозиться процесс перманентных военных реформ, планомерно разрушавших российскую армию.

Б. Ельцин в конце 1996 г. принял решение о подготовке соглашения с НАТО. Российскую делегацию на переговорах возглавил Е.М. Примаков. Автор этих строк представлял в делегации Министерство обороны. Была создана сильная команда военных специалистов и дипломатов.

В марте 1997 г. стороны обменялись проектами. Российская делегация представила полномасштабный проект договора, сутью которого являлось строительство в Европе системы коллективной военной безопасности, сокращение военной деятельности, направленной друг против друга, замораживание процесса развития военной инфраструктуры в странах бывшего Варшавского Договора, отказ от их приема в состав НАТО. Закладывались также принципы отказа от применения силы и угрозы ее применения, совместных решений и действий по поддержанию мира, консервация мест хранения и дислокации ядерного оружия и т. д. ДОВСЕ, согласно российскому проекту 1997 года, становился одним из важных элементов этого процесса и подлежал адаптации.

Натовская же сторона предъявила проект пустой декларации о намерениях с призывами сотрудничать во имя мира и благополучия народов.

В результате жесткой позиции российской делегации наш проект был принят за основу. Не удалось, правда, дожать натовцев по вопросам нерасширения блока и неразмещения ядерного оружия на территории новых членов альянса. По последнему вопросу стороны изложили собственное понимание: натовцы прописали, что у них нет причин и намерений проводить такое размещение, мы высказали надежду, что НАТО никогда не будет это делать.

Были компромиссы и различные толкования по ряду других моментов. Однако в целом Основополагающий акт, подписанный 27 мая 1997 г. в Париже главами государств или правительств стран НАТО и Президентом РФ, предполагал три уровня отношений в военно-политической сфере:

— взаимные консультации,

— совместные решения,

— совместные действия.

Есть в Акте и положения (хотя несколько размытые) о том, что стороны не будут предпринимать действий, затрагивающих евробезопасность без взаимных консультаций и согласований.

Однако, увы! Вот что говорил министр иностранных дел С. Лавров в канун пресловутого юбилея: «Мы ценим формат Совета Россия — НАТО (а это главный орган организации сотрудничества, он включает Совет министров иностранных дел и Совет министров обороны. — Л.И.), который позволяет обсуждать и лучше понимать друг друга». Вот и все.

Вспоминаю такого рода обсуждения. На вопрос, зачем натовцы перемещают датско-германский корпус на территорию Польши, к границам России и Беларуси, следовал ответ: НАТО несет мир и демократию. На вопрос, зачем они принимают в альянс бывшие советские республики, столь же «содержательный» ответ: это, мол, демократический выбор независимых государств. И все в таком же духе. То есть нас в таком органе «сотрудничества», как Совет Россия — НАТО держали и продолжают держать то ли за идиотов, то ли за папуасов, и мы терпим.

А далее, в марте 1999 г. не только без согласования (его не могло быть в принципе) и уведомления, но и вопреки позиции России натовцы принесли ракетно-бомбовую демократию сербам. Сегодня они с точностью до наоборот «выполняют» резолюцию СБ ООН. 1244 по Косову, в которой четко прописана территориальная целостность СРЮ и вхождение Косова в состав Сербии. Сейчас натовцы отторгают Косово от Сербии и признают «независимость» Косовского края. Демонстративно плюют на озабоченность российского руководства втягиванием Украины и Грузии в НАТО, твердя, что это — во благо России. И антиракеты и радары на территории членов альянса — тоже, оказывается, благо для России, а никак не угроза ее безопасности.

Таков сухой остаток «партнерских» отношений. Называть это «сотрудничеством» можно только в порядке издевательства. Это — улица с односторонним движением, где альянс под водительством США все десять лет активно и последовательно реализует планы военного усиления, занимает стратегически выгодные плацдармы, сжимающие кольцо окружения России, отсекает от России союзников, создает по периметру границ РФ сеть враждебных нам государств, накрывает наш ракетно-ядерный потенциал плотным противоракетным колпаком.

И что — устраивать по этому поводу торжества?

http://www.fondsk.ru/article.php?id=820


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru