Православие и современность | Ольга Новикова | 26.06.2007 |
В начале любого путешествия его цель кажется не более чем точкой на карте, в конце она становится воспоминанием. Приятным или не очень — зависит от множества факторов. Например, от того, с кем и зачем ты едешь.
Сбор миссионеров был назначен на 5.30 возле храма «Утоли моя печали». «Едем на целый день, берите с собой все необходимое», — напутствовал всех накануне поездки руководитель группы клирик храма иеромонах Дорофей (Баранов). В условленное время мы подошли на место встречи с увесистыми рюкзаками и сумками, погрузили багаж в машину и отправились в храм на молебен.
Путь предстоял неблизкий. Впрочем, время в дороге прошло незаметно, и спустя полтора часа мы уже разбивали лагерь неподалеку от храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в селе Мордовое.
Точка на карте
По преданию, это село было основано более трех столетий назад мордовскими поселенцами, которые причалили к каменистому берегу Волги, поросшему дремучим лесом, на больших лодках, груженных домашним скотом и нехитрым скарбом. Возможно, они приплыли сюда в поисках новых земель или сбежали от лихой доли, но вскоре на горе между двух оврагов выросло небольшое село.
Как свидетельствует исторический очерк, со временем население села стало увеличиваться, здесь оседали беглые крестьяне и мастеровые люди, но свобода была недолгой: при императоре Павле I всех жителей отдали в крепостную зависимость генералу от инфантерии Обольянинову. Этот помещик и построил в центре села в 1812 году деревянную церковь, которую освятили в честь святого Димитрия Солунского. Вскоре Мордовое настолько разрослось, что в 1844 году рядом с маленькой деревянной церковью началось строительство нового каменного храма с колокольней.
К концу ХIХ века здесь насчитывалось около 2800 жителей. Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне жили земледелием, рыбной ловлей, мелкой торговлей, плетением корзин, извозом. Наиболее предприимчивые занялись судоходством. Мимо большой пристани в Мордовом ежедневно курсировало свыше 200 больших и маленьких пароходов. Так как суда в то время ходили на дровяном топливе, прибрежные густые леса очень быстро поредели, а вскоре их и совсем вырубили.
В 1892 году настоятелем храма в Мордовое назначили иерея Олимпа Диаконова, известного миссионера, входящего в саратовское Братство Святого Креста. За то время, что отец Олимп служил в храме и преподавал Закон Божий в церковно-приходской и земской школах, местные жители успели полюбить ревностного и образованного священника. Отец Олимп был дружен со священномучеником Михаилом Платоновым, основавшим в революционном Саратове движение «За веру и порядок», и как и святой Михаил был расстрелян в 1919 году на саратовском Воскресенском кладбище.
Храм в селе Мордовое также постигла мученическая участь. Его закрыли в 20-е годы ХХ века, почти полностью уничтожили внутрихрамовую роспись (до наших дней уцелело лишь несколько фресок), с купола сняли кресты, а колокольню разобрали на кирпичи, которыми заложили оконные проемы. Сровняли с землей и церковное кладбище. Рядом с храмом миссионеры нашли часть надгробия с могилы священника Павла Васильевича Платонова, скончавшегося в 1915 году. По рассказам старожилов, могильный камень нашли на берегу Волги местные рыбаки и принесли к храму. Заезжие антиквары хотели было увезти его в Саратов, но передумали и оставили.
Старожилы поведали и о судьбе последнего настоятеля храма. Его вместе с церковным старостой арестовали. Та же участь ожидала всех прихожан — тех, кто осмелился поставить свою подпись под прошением о восстановлении храма. По этому списку их и увозили по ночам. Псаломщику удалось избежать ареста. Он согласился играть спектакли в сельском доме культуры, который разместился в церкви. Сцену поставили на месте алтаря, но после нескольких представлений псаломщик повесился.
Дом культуры закрыли, отдав здание под зернохранилище, и на его стенах стали появляться памятные надписи вроде: «Тут были мы». После развала колхоза здание опустело. Спасаясь от жары, сюда заходили коровы, пасшиеся неподалеку, и также оставляли следы своего пребывания. Время шло, и каждый новый день вносил свою лепту в разрушение храма.
Постепенно из центра он «переместился» на окраину: Волга поглотила значительную часть села и приблизилась к храму. Теперь его от обрыва отделяет не более 100 метров. Река здесь широкая, до противоположного берега — 14 километров, и на горизонте видна лишь его тонкая кромка. В дождливую погоду, когда небо сливается с Волгой, он и вовсе становится едва различимым, а река напоминает бескрайнее море. Шум волн, с силой обрушивающихся на каменистый берег, и крики чаек еще больше усиливают это сходство. Когда дует сильный ветер, по рябой поверхности несутся белые барашки, и вода, размывающая осадочные породы гор, становится похожа на молоко. Горы медленно тают, и с каждым годом река все ближе и ближе подходит к селу, и когда-нибудь совсем может смыть его с лица земли.
Тает и село. Сейчас здесь проживает около 500 человек — большая часть приезжает сюда только на лето. Оставшись без работы, люди потянулись в город. Туда же устремляет свои взоры и молодежь, обрекая деревню на медленное вымирание — в этом году в Мордовом за школьную парту не сядет ни один первоклассник.
Мы — не туристы, мы — миссионеры!
Молитвенная жизнь в селе затеплилась несколько лет назад: периодически сюда приезжает священник из Красноармейска и служит молебны, на которые приходит несколько сельчан. Поэтому разбитый миссионерами лагерь не привлек особого внимания жителей. Единственной, кто встречал нас, была Анна Алексеевна Запичнева (за что ей отдельное спасибо!). Впрочем, о приезде миссионеров знали лишь те, кто был на последнем богослужении или успел прочитать объявление на двери магазина, пока его не сорвало ветром. А проходящие мимо и вовсе сначала думали, что это туристы, которые час? то останавливаются на берегу.
На молебен святому великомученику Димитрию Солунскому, который отец Дорофей отслужил вскоре после прибытия, пришло всего пять сельчан. Но когда раздалось пение тропаря, казалось, сами стены вторят словам молитвы. Звук стремился под купол храма, куда не дотянулась рука варваров, и Ангелы Ветхозаветной Троицы внимательно смотрели на молящихся. А семь свечей, поставленные в алтаре на Горнем месте, обгорели в форме семисвечника…
После богослужения определился и фронт работ: одной группе предстояло привести в порядок территорию возле храма, другой — встретиться и побеседовать с жителями. Миссионеры побывали в школе, поговорили с сельчанами. Затем все вернулись в храм, где был отслужен водосвятный молебен, и совершили крестный ход к Волге. А потом звонко забарабанил дождь — тут пригодилась палатка. Раздуваемая ветром, она укрыла миссионеров от ливня, который закончился так же неожиданно, как и начался.
Вечером в храме отец Дорофей отслужил панихиду по всем здесь служившим и молившимся и обошел с каждением церковь, чтобы молитвенно почтить память всех похороненных в церковной ограде. Неожиданно снова начался дождь, а когда все местные жители, пришедшие на богослужение, зашли в храм, на небе заиграла радуга.
День подошел к концу. Концерт духовной музыки, собравший в лагере миссионеров достаточно большое число слушателей, стал настоящим утешением для всех. Несмотря на пронизывающий ветер, люди долго не расходились, на костре грелся чай, и прощаться никому не хотелось. Наверное, каждый почувствовал в тот вечер то, что можно назвать «соприкосновением душ» — едва уловимое ощущение единения с прежде чужими тебе людьми, от которого становится тепло и радостно.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4106&Itemid=3