Русский вестник | 25.06.2007 |
В торжественном заседании участвовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2, возглавляющий Комитет почётных членов Общества, в состав которого входят видные государственные и общественные деятели. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам заседания с приветственным словом, в котором, в частности, говорится:
«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62:1). Эти слова святого пророка Исайи, которого называют «евангелистом Ветхого Завета», не случайно были избраны в качестве девиза Православного Палестинского Общества его основателем Василием Николаевичем Хитрово.
Торжественное открытие Общества 21 мая 1882 года в Санкт-Петербурге было приурочено к празднованию святых равноапостольных Константина и Елены, воздвигших первые христианские храмы в Святой Земле, обретших «спасительное знамение» Животворящего Древа Креста Господня. Этот день вот уже 125 лет отмечается как день рождения Палестинского Общества.
Содействие русскому православному паломничеству, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока — основные уставные задачи Общества — неотделимы от церковного делания. Глубокая связь России с Палестиной укоренена в православной вере и благочестии, в постоянной духовной обращённости наших предков и современников к местам, где совершалась библейская история, где проходила земная жизнь Христа Спасителя, где родилась Его Церковь.
Задуманное ещё зачинателями русского православного дела на Востоке епископом Порфирием (Успенским) и архимандритом Антонином (Капустиным) и созданное державной волей императора Александра III, Палестинское Общество работало преемственно под председательством великого князя Сергия Александровича, а после его гибели — под руководством его супруги, преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Пользуясь постоянной церковной и государственной поддержкой, трудясь рука об руку с Русской Духовной Миссией в Иерусалиме, Общество много сделало для создания Русской Палестины — уникального островка нашей Отчизны в Святой Земле.
Со дня своего основания Общество ставило перед собой задачу не только развития древней традиции молитвенного посещения святых мест русскими людьми, для чего строились храмы, подворья, странноприимные дома, но и научную задачу исторического, археологического, филологического исследования Палестины и других стран библейского региона. Материалы исследований регулярно публиковались в научных изданиях — «Православном Палестинском Сборнике» и «Сообщениях Императорского Православного Палестинского Общества». Особое значение сохраняют до нашего времени издания византийских, западноевропейских и древнерусских паломнических «хождений», образующих своеобразную летопись церковно-литургического постижения Святой Земли. Невозможно переоценить вклад Общества в развитие русской библейской археологии. Раскопки в Иерусалиме, проводившиеся по поручению и на средства Общества начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином (Капустиным), увенчались в 1883 г. открытием Порога Судных Врат, через которые шёл на Голгофу ходатай Нового Завета, дабы призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр. 9:15).
Труды, понесённые Обществом в деле поддержания Православия на Востоке, его бескорыстная просветительная и гуманитарная помощь местному населению навсегда вписаны в историю наших духовных связей с Иерусалимской и Антиохийской Православными Церквами. «Святая Русь шла в Святую Землю, чтобы поддержать Святая Святых», — скажем словами одного из активных деятелей Православного Палестинского Общества архиепископа Никанора (Каменского). Десятки тысяч местных жителей получали бесплатную медицинскую помощь в больницах и амбулаториях в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете. Более 100 православных школ, 2 учительские семинарии были основаны Обществом в Палестине, Ливане, Сирии. Выпускники этих русских школ составили основу национальной арабской интеллигенции. Добрая память о них и сегодня жива среди местного населения.
События революционного лихолетья, войн и потрясений надолго прервали живую связь Русской Палестины с Родиной. Хочется с благодарностью вспомнить имена видных деятелей русского церковного зарубежья, «бодрствовавших на страже» (Иез. 40:45) и много сделавших в это трудное время для сохранения российского православного наследия в Святой Земле — митрополитов Антония (Храповицкого), Анастасия (Грибановского), архимандрита Киприана (Керна).
В то же время Российское Палестинское Общество, включённое в структуру Академии наук СССР, хотя и было лишено возможности организации паломничества и непосредственной работы на Востоке, с честью продолжило традиции отечественного востоковедения. С большим духовным удовлетворением хочу напомнить, что при возрождении деятельности Общества в 1950 г. первое заявление о вступлении в него было подано Председателем Отдела внешних церковных сношений митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем). В начале 90-х годов ХХ столетия, в условиях всестороннего обновления жизни страны и Церкви, Палестинское Общество восстановило и историческое название, и традиционные уставные функции, а главное — были воссозданы духовные узы, связывающие его с Матерью-Церковью.
«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 5:21). Продолжения и укрепления русского православного присутствия в центре мира, у Гроба Господня, требуют честь и достоинство России, верность памяти предков, долг совести и веры. В совместных усилиях Церкви и Императорского Православного Палестинского Общества по возвращению национального достояния в Святой Земле мы видим необходимую и важную часть работы по возвращению нашему Отечеству подобающего и достойного места в современном мировом сообществе.
Да пребудет и впредь благословение Господне на трудах и начинаниях Палестинского Общества, «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5, 16).
После завершения торжественного заседания председатель ИППО С. В. Степашин и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вместе с участниками собрания возложили венки к могилам первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича и основателя Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, епископа Чигиринского Пор-фирия (Успенского) в Новоспасском монастыре.