Prokimen.Ru | Т. Заикина | 23.06.2007 |
Отличительные черты СМИ — это публичность, т. е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье. Понятие «средства массовой информации» не следует отождествлять с понятием «средства массовой коммуникации» (СМК). К СМК относятся кино, театр, цирк и т. д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т. д. К основным подсистемам СМИ относятся: печатная продукция, телевидение, радио, Интернет.
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Интересный пример печатных СМИ в годы ВОВ: самой действенной в советской пропаганде стала листовка с изображением снежного поля, замерзших трупов немецких солдат, а на этом фоне крупным планом плачущий ребенок; под рисунком было всего три слова: «Vater ist tod» («Папа мертв»). Многие немецкие солдаты сжимали в руках эту листовку как пропуск в плен. Этот пример из истории иллюстрирует не прямое убеждение людей при помощи самых простых фраз типа «пойди и сделай», а косвенное, опосредованное, где осуществляется воздействие на сферу чувств. На современном этапе развития общества огромной популярностью пользуются различные газеты и журналы, заметно потеснившие книги. В свободной продаже имеются данные издания с любой интересующей информацией, оформленные ярко и красочно. Цены на них становятся все доступнее, так как деньги от рекламы, занимающей чуть ли не половину всего объема издания, позволяют снижать себестоимость глянцевой печати. Содержание статей зачастую просто теряется и не воспринимается из-за помех. Реклама тех или иных косметических средств нередко располагается на первых страницах, а по объему занимает целый лист и даже более. В России по закону запрещено продавать алкогольную и табачную продукцию лицам, не достигшим 18 лет. А вот на печатную продукцию с порнографическим содержанием такой закон почему-то не распространяется. Таким образом, любой подросток с еще не сформировавшейся психикой может приобрести себе журнал типа «Maxim» или «Playboy», содержание которого совсем не способствуют формированию высоких ценностей.
Вторым по времени появления средством массовой информации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению. «Радио России» выглядит в глазах людей пожилого возраста дающим наиболее достоверную информацию, поскольку придерживается консервативных взглядов. «Маяк» также представляет собой консервативное радио и дает только достоверную информацию. То же самое можно сказать и по поводу радио «Эхо Москвы». Кроме того, эфир этого радио во многом состоит из различных пресс-конференций с известными людьми и политическими деятелями. Соответственно, программная политика «Русского радио», «Европы плюс» и «Нашего радио» более сориентирована на молодежную культуру.
Отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.
Для того чтобы стать в Советском Союзе диктором радио- или телевещания, необходимо было долго обучаться. Диктор, которого слышала вся страна, не имел права на ошибку; он обладал безупречной грамотностью, идеальным произношением, красивым тембром, умел правильно дышать при работе с микрофоном. На подготовку одного такого диктора уходил не один год. Сейчас же таких «барьеров» нет. Число новых радиостанций, а, соответственно, и дикторов растет с арифметической прогрессией. В эфире даже самых старых и известных радиостанций России можно услышать ошибки и оговорки. Чтобы воспитать грамотного молодого человека недостаточно обложить его книжками и сказать: «Учи». Необходимо обустроить и организовать такое его окружение, в котором бы не было элементарных ошибок и слов-паразитов. Для этого родителям нужно самим иногда прослушивать радио передачи, пользующиеся популярностью у ребенка.
Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах XX века. Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т. е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.
Телевидение популярно среди молодежи, поскольку в настоящее время многие передачи несут в себе некие незаурядные идеи и темы, актуальные в молодежной среде. К тому же, возможно, тут играет роль и бесплатность телевидения — ведь далеко не каждый будет покупать газету или журнал для того, чтобы прочесть новости. Люди с более высоким уровнем образования доверяют печати, поскольку считают, что серьезные печатные издания не будут давать непроверенную и неправдивую информацию. Кроме того, при использовании печатных СМИ больше возможностей анализа и требуется больше интеллектуальных усилий. Люди старшего возраста больше доверяют радио, потому что ранее, при коммунистическом режиме, по радио давались какие-либо определенные факты и люди привыкли к тому, что эта информация не может быть неправдивой, поскольку идет сверху, от институтов власти.
Даже центральные телеканалы забиты сегодня рекламой, которая создает серьезные помехи в восприятии основной информации. Молодые люди не могут в должной степени фильтровать весь поток информации, льющейся с экрана; их сознание как губка воспринимает и впитывает в себя все, что им подают. Программы с эротическими моментами, а зачастую и чистой порнографией некоторые телеканалы пропускают даже в дневной эфир. Если человеку на протяжении длительного периода говорить, что он — свинья, то в итоге он может захрюкать. Когда ребенок постоянно видит большое количество рекламы, секса, насилия, убийств, то к обычным ценностям и нормам, привитым в семье, детском саду, школе прибавляются новые, руководствуясь которыми современный молодой человек пробует воровать, принимать наркотики и так далее.
Четвертый тип каналов информации — всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т. е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле- «сетевещание», сайты («странички») отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика.
Общественное сознание — это отражение отношения людей друг к другу и к природе. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.
Возможности СМИ велики: пропаганда, внушение, управление и так далее. В последнее время СМИ рассматриваются многими специалистами как некоторый бесконечный, неограниченный источник зла и всего отрицательного, постоянно влияющего на ценности современной молодежи. Но не стоит забывать и о положительных моментах: о существовании телеканала «Культура», знакомящего нас с миром прекрасного, о печатных изданиях, повествующих об искусстве во всех его проявлениях, несущих массу позитива.
Однако негативных моментов в деятельности СМИ сегодня все же, пожалуй, больше. Одним из путей исправления ситуации могло бы стать увеличение числа передач, посвященных проблемам нравственности, социальной ответственности и патриотизма. В них должны принимать участие не только политики, ученые, журналисты, но и представители традиционных для России религий, в первую очередь, деятели Русской Православной Церкви. Такие передачи могли бы стать реальной альтернативой потоку бездуховности, льющемуся в эфире.
Т.В. Заикина, студентка 3 курса Орловского Государственного Технического университета