Литературная газета | Владимир Поляков | 22.06.2007 |
В докладе директор Института этнологии и антропологии РАН В. Тишков определил «мир» как «трансгосударственное сообщество, объединённое причастностью к определённому государству и лояльностью к его культуре». Редким народам удаётся породить такой глобальный феномен — можно говорить ещё о мирах испанском, французском, китайском, английском. Принадлежность к русскому миру, по Тишкову, определяют русский язык, русскоязычная культура и связь с Россией. В него можно включать отнюдь не всех выходцев из неё: человек должен обязательно чувствовать свою причастность к России.
Главная проблема русского мира сейчас — судьба русскоязычных в бывших республиках СССР. Учёный считает, что «недостаточная правовая культура, наглость титульных национализмов, явная поддержка „мировым сообществом“ массовых нарушений прав человека, неумелая поддержка со стороны России» привели к лишению многих прав «национальные меньшинства», хотя в части этих стран они — половина населения. А вот в Англии, Канаде, Испании их называют «народы-партнёры», и проблем двуязычия там нет.
Русский язык наказали в ближнем зарубежье — за великую миссию модернизации, какую он выполнял и ещё долго будет выполнять (в Латвии до сих пор 70% литературы — на русском, а на Украине — ещё больше). По мировым стандартам язык должен иметь официальный статус в тех странах, где для трети налогоплательщиков он основной. Россия должна настаивать на двуязычии на Украине, в Казахстане, Латвии, Киргизии.
Ещё проблема — неблагоприятный образ России за рубежом, сохраняемый не без помощи российских политиков, СМИ и экспертов. Потому эмигранты часто не хотят заявлять себя «россиянами». Но ведь русофобия нередка и в самой России.
«Необходимо создавать привлекательный образ России», — подчеркнул Н. Злобин, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности. Тезис бесспорен, но странно, что такой вопрос возник на шестнадцатом году существования Российской Федерации. Кто-то старательно у нас работает над нашей «непривлекательностью» для мира, вот бы и обсудить проблему, поискать эффективных очернителей. Огромные деньги тратятся на создание за рубежом положительного образа россиян телеканалом Russian Today, но, по словам специалистов, его польза крайне низка.
Обозреватель «ЛГ» А. Ципко справедливо указал на то, что русский мир плохо себя чувствует и в самой России: его здоровье сильно подорвала советская идеология, твердившая, что «родина СССР — Октябрь 1917-го», и в стране пока ещё недостаточно делается для восстановления исторической памяти в полном объёме. До сих пор празднуются юбилеи организаций, созданных в СССР, как будто в досоветской России их не существовало. Как понять, например, празднование 90-летия Советов депутатов — разве местное самоуправление в России не гораздо старше?
А как быть с тем, что русские на Украине заговорили о параллельном русском мире, пытаясь создать вторую «русскую идентичность»? И в Прибалтике рассматриваются русскими варианты этнической самоидентификации как «балто-славянскости». И в самой России многие начинают отыскивать свои угрофинские, тюркские, иные корни. Если русский мир не будет усиливаться, ему грозит размывание и исчезновение. Политолог В. Кувалдин даже употребил слово «Атлантида», говоря о недопустимости такой судьбы для нашей культуры.
В век глобализации России надо так вписаться в её процессы, чтобы не только не потерять себя, а предложить человечеству свой образ будущего, лучшие черты которого могли бы заимствовать другие народы. Сокровища великой русской культуры громадны, наверное, мы сами не осознаём, насколько мы богаты, и нам никак нельзя поддаваться нивелирующему влиянию американской культуры (его отрицать невозможно).
Почти треть миллиарда людей на планете говорят на русском языке — это и есть наш русский мир. Его укрепление сделает сильнее и Россию. Сегодня у государства есть много возможностей для этого, не упустить их — наша общая задача.
http://www.lgz.ru/article/id=565&top=26&ui=1 181 378 838 336&r=177