Православие на Дальнем Востоке | Василий Жуков | 21.06.2007 |
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна (старшая сестра царственной страстотерпицы, последней русской императрицы Александры Феодоровны), причисленная к лику святых Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 г. и Русской Православной Церковью в 2000 г., явила собой пример высокого подвижничества и духовности. Она проявила поистине сверхчеловеческую стойкость и мужество во время посланных ей Богом испытаний и страданий. Взяв на себя тяжелый крест, она пронесла его через мучительные гонения, и молилась за своих палачей в страшные минуты своей смерти. Несмотря на то, что принцесса Елисавета пришла в Россию от чужого народа, она стала настоящей русской по духу. Многие русские, спасая себя, оставили Россию, свою Родину.
Но она, зная хорошо, какая участь ожидает ее, осталась в России по собственной воле. Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября/ 1 ноября 1864 г. Она была дочерью Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы (дочери английской королевы Виктории). В семье ее звали Эллой. Главными качествами ее натуры были глубокая религиозность и сострадание к ближним. В 1884 г. она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, младшего брата царя Александра III. Великая княгиня Елисавета Феодоровна с первых же дней своего замужества заинтересовалась Православием, которое притягивало ее к себе своим неземным Светом — Светом Христовой любви к ближним. Но приняла Православие она позже, в 1891 г.
В том же году император Александр III назначил великого князя Сергия генерал-губернатором Москвы, в которой широко была развернута благотворительная деятельность его супруги, великой княгини Елисаветы. В годы русско-японской войны ею была развернута широкомасштабная компания по организации помощи фронту — в частности, ею были организованы женские мастерские, в которых изготавливалось обмундирование, амуниция, упаковывались продукты питания и медикаменты.
В 1905 году террорист И. Каляев взорвал экипаж с супругом княгини, великим князем Сергеем. Великая княгиня нашла в себе мужество не только собрать останки мужа, но и простить убийцу. С этого момента смыслом ее жизни стало служение ближним, котормы она отдавала себя без остатка. 10 февраля (по старому стилю) 1909 года начала свою деятельность Марфо-Мариинская обитель Милосердия в составе шести сестер, но число их продолжало постоянно увеличиваться. Это были молодые женщины из разных слоев общества — от княгинь до крестьянок.
В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета вела настоящую жизнь подвижницы. Спала на деревянной кровати без матраса, и сон ее часто продолжался не более трех часов. В полночь она вставала и шла молиться, а потом обходила все палаты больницы. При необходимости она просиживала у постели больных до рассвета. Строго соблюдая посты, пищу она употребляла в самом умеренном количестве, и старалась во всем подражать монахам-подвижникам. При Марфо-Мариинской обители была устроена больница на 22 кровати. Великая княгиня Елисавета не хотела увеличивать свою больницу. Она считала, что главная задача сестер — посещение бедных и больных в их жилищах и оказание им там как медицинской, так и материальной и моральной помощи. При больнице существовала амбулатория с шестью кабинетами, где в неделю работали безвозмездно 34 врача. В аптеке обители лекарства для бедных отпускались бесплатно, а для остальных — со скидкой.
При Марфо-Мариинской обители был учрежден приют для девочек, в котором в 1913 году содержалось 18 круглых сирот. При обители существовала и столовая для бедных, где отпускалось ежедневно свыше 300 обедов.
В период революционной смуты 1917 г. великая княгиня Елисавета имела возможность выехать за границу, но предпочла остаться в России.
С приходом к власти большевиков в России начался террор, отделы ЧК свирепствовали повсюду. В апреле 1918 года Елисавета Феодоровна, без предъявления обвинения, была арестована большевиками и под конвоем солдат-латышей направлена по железной дороге в Сибирь. 18 июля 1918 года великая княгиня Елисавета, великие князья Сергей Михайлович, Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей, Федор Ремез и инокиня Варвара были зверски избиты и сброшены в 60-и метровую шахту (Нижняя Селимская) под городом Алапаевском. Только великий князь Сергей Михайлович был сброшен мертвым — он оказал сопротивление и был застрелен из револьвера. Большевики для верности бросили в шахту две гранаты, но снизу донеслось пение тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», после чего они завалили шахту хворостом и подожгли, но сквозь дым еще долго можно было слышать пение молитв.
В ходе расследования злодеяний большевиков по фактам убийства Императорской Семьи и узников Алапаевска было установлено, что Великая княгиня Елисавета и Великий князь Иоанн Константинович упали не на дно шахты, а на уступ, который находился на глубине 15 метров. Елисавета Феодоровна до конца исполняла свой последний долг на земле — облегчать страдания других, она сделала перевязку головы раненному Великому князю Иоанну. И своим пением молитв она подбадривала других и помогала им превозмогать боль и ужас надвигающейся мучительной смерти.
В 1920 г. гробы алапаевских мучеников с большими трудностями были перевезены через Сибирь в Китай. По просьбе немецких родственников великой княгини Елисаветы тела ее и инокини Варвары были похоронены в Иерусалиме у храма святой Марии Магдалины, на освящении которого присутствовала Елисавета Феодоровна в 1888 году.
По свидетельствам очевидцев, зафиксированным в 1921 году, тело великой княгини Елисаветы «не было подвергнуто тлению, только высохло». В 1982 г. гробы с мощами святых преподобномучениц были торжественно перенесены из склепа-усыпальницы непосредственно в храм святой Марии Магдалины.
Когда в 2000 г., на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви был канонизирован Собор Новомучеников и Исповедников Российских, в России повсеместно начали воздвигаться храмы в честь святых, пострадавших в годы гонений безбожной власти на Русскую Церковь. В Хабаровске, при обсуждении проекта сотрудничества между Дальневосточной железной дорогой и Хабаровской епархией, был рассмотрен вопрос о создании православного общества сестер милосердия на базе Дорожной клинической больницы при Дальневосточной железной дороге. Естественно, что покровительницей этого сестричества было решено выбрать святую преподобномученицу Елисавету. В том же году Хабаровск посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который освятил место будущего строительства и закладной камень.
Сам факт строительства этого храма — одного из крупнейших на Дальнем Востоке и единственного в регионе, посвященного этой святой, был достаточно показательным. Но в 2004 году строительство храма стало привлекать особенное внимание как Патриархии, так и Зарубежной Церкви — в августе 2004 года в Хабаровск была привезена частица мощей перподобномученицы Елисаветы, которую сопровождал епископ Бостонский Михаил (Донсков, РПЦЗ). Епископ Михаил передал в Хабаровскую епархию частицу можщей святой с пожеланием, что молитвы преподобномученицы помогут делу возобновления евхаристического общения между Церковью в Отечестве и Церковью Зарубежом. И действительно, Всемилостивый Господь внял молитвам сонма своих новомучеников и исповедников, среди которых Ему предстоит и святая великая княгиня Елисавета, и в 2007 г. Акт о восстановлении общения был подписан. Спустя месяц после этого судьбоносного для Русской Церкви события в Хабаровске был освящен храм в честь той, кто много помогла тому, чтобы это событие состоялось.
Теперь в Хабаровске появился еще один прекрасный храм, который стал символом братского единства во Христе двух частей Русской Церкви. И дай Бог, чтобы наши грехи не стали вновь причиной разделений в пастве Христовой где бы то ни было — на дальнем Востоке, в Европе, Америке или Азии.
В статье использованы материалы интернет-сайта «Музей Наша эпоха»