Русская линия | Софья Пучкова | 19.06.2007 |
Студенты-теологи приготовили к конференции доклады об истории разделения, о взаимоотношениях РПЦЗ и Московского Патриархата и объединении Церквей. Начался форум с молебна в Никольском храме Патриаршего подворья с. Здехово.
Конференцию открыл заведующий кафедрой теологии священник Владислав Мишин. В своем вступительном слове он подчеркнул важность и судьбоносность события, произошедшего семнадцатого мая. Затем диакон Кирилл Киселев вкратце обозначил причины, приведшие к разделению Русской Православной Церкви. Дело в том, что в после революции множество наших соотечественников оказалось за границей. Чтобы сохранить Церковь, Патриарх Тихон вынужден был даровать зарубежным приходам временное самоуправление. Образовались две заграничных Церкви: во Франции и в Сербии. Послание к пастырям и пастве митрополита Сергия (Страгородского) и временного Патриаршего Синода от 29 июля 1927 года (так называемой «Декларации митрополита Сергия»), в котором содержались слова: «Радости и печали народа — наши радости и печали», стало поводом к разделению и признанию некоторыми епископами безблагодатность Церкви в Отечестве.
Илзэ Петроцкая-Петровская, студентка первого курса, продолжила выступление отца Кирилла, озвучив свой доклад о предвоенном состоянии Церкви. Юлия Колесниченко рассказала о Церкви во время Второй мировой войны. Аркадий Липницкий осветил послевоенное время Русской Православной Церкви. Виктор Христенко сделал сообщение о периоде семидесятых-восьмидесятых годов XX века, и Софья Пучкова выступила с докладом о процессе воссоединения Церкви, проходившем в девяностых годах прошлого и в начале нынешнего века.
После краткого перерыва Сергей Васильев, чтец университетского храма во имя Феодоровской иконы Богоматери, рассказал участникам конференции о замечательном святом Русской Православной Церкви Заграницей святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском (Максимовиче). Мы привыкли воспринимать святых абстрактно и отстраненно, однако святитель Иоанн — наш современник, живший почти в той же реальности, в какой живем и мы. Поэтому он близок нам. И это великое чудо и милость Господня, что почти рядом с нами в наше непростое время жил святой.
Участники конференции также посмотрели документальные видеоматериалы по истории воссоединения: хронику торжеств и выпуск аналитической программы «Судите сами», вышедший в среду вечером, накануне подписания Акта о каноническом общении. На программу были приглашены основные участники процесса воссоединения: главы комиссий по рассмотрению вопросов о воссоединении архиепископ Берлинский и Германский Марк, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, секретарь комиссии РПЦЗ протоиерей Александр Лебедев, секретарь комиссии Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, а также многие другие представители Зарубежной Церкви и Церкви в Отечестве, деятели культуры и политики. В ходе дискуссии обсуждался вопрос о значении воссоединения Церкви. Приведем некоторые сделанные выводы.
- Произошедшее в 1927 году нельзя назвать расколом, потому что не было никакого догматического либо канонического спора. Церковь раскололась по внешним причинам, одной из которых была гражданская война и отношения с советской властью. Святитель Иоанн Шанхайский, когда его спросили о том, кто же виноват в разделении, ответил прямо: «Диавол». Поэтому мы уверенно можем заявить, что произошедшее семнадцатого мая подписание Акта о каноническом общении — это несомненная победа. Ни для кого не секрет, что сами миряне, особенно в РПЦЗ, желали воссоединения. К примеру, в девяностых годах, как только это стало возможным, православные христиане запада начали совершать паломнические поездки в Россию. И благодаря желанию как иерархов, так и мирян, Церковь объединилась.
Нужно заметить, какой высокий подвиг совершили иерархи Русской Православной Церкви Заграницей, подписав Акт о каноническом общении. Они пренебрегли своей уже созданной культурой и формальной свободой ради единства Церкви.
Подведя итоги, студенты и преподаватели завершили конференцию общей трапезой. Затем участники купались в речке, притоке Клязьмы, осматривали живописные окрестности.
Немного стоит сказать о самом Здехово. Это небольшое типичное для Центральной России село, с одно-двухэтажными домиками, разбросанными в густой растительности, с кладбищем, храмом с колокольней на холме. Никольскому храму уже триста лет, вначале он был деревянным, затем перестроили и сделали колокольню. В советское время в нем был склад кинопленки. Сейчас храм реставрируется. В последнее время здесь, в Здехово, отдыхают в летнем лагере ученики православной гимназии, основанной при храме Живоначальной Троицы в Свиблове (г. Москва).
Софья Пучкова, студентка 2 курса специальности «Теология» РГСУ
http://rusk.ru/st.php?idar=111717
|