Русская линия
Татьянин деньСвященник Павел Конотопов14.06.2007 

Привет из Черногории-3

Часть 1

Часть 2

Сегодня мы отправимся в Боко-Кторскую бухту, красивейшее место Черногории. Конечной целью сегодняшнего нашего путешествия является монастырь Савина, в котором хранится чудотворная икона Божией матери Савинская. Закупив в магазине все необходимое, мы стартуем, как обычно, из центра Петроваца в направлении Будва-Тиват-Котор на двух машинах…
5 июня 2007, вторник

Вся Бока прекрасна, каждый ее уголок удивителен, но одно место красивейшее, один приют святейший, на одном небольшом месте поместил Творец Вселенной все красоты природы. Это место, этот малый Эдем — монастырь Савина.
Свт. Николай Сербский, «Мои воспоминания из Боки»

Петровац — Будва — Тиват — Котор (по берегу) — Савин монастырь — Каменари — Тиват (паром) — Будва — Петровац (148 км)

В Будве пробки, хотя, конечно, им далеко до московских, но приятного в этом все же мало. Идет ремонт дороги, да еще какая-то делегация туда приехала, из-за нее перекрыли движение. Как можно быстрее проскакиваем Будву и ее окрестности, которые конечно же представляют интерес. Однако мы вернемся сюда немного позже, постепенно будем сужать радиус наших разъездов.

Первое место, где мы делаем остановку, — древний город Котор. Более чем 2000 лет назад здесь возникло древнее иллирийское поселение, затем город поочередно входил в Византийскую империю, Венецианскую республику, Сербское государство. Он располагается на треугольнике суши между морем, рекой Шкурдой и горой св. Иван, на которой находится крепость Сан Джиованни. Город разделен на Старый и Новый. Новая часть Котора сосредоточена у моря, а старую окружают крепостные стены. Старый город похож на небольшой лабиринт, однако заблудиться в нем трудно. Самые глубокие следы в его развитии оставили венецианцы.

Нынешний Старый город представляет собой типичный средиземноморский город с узкими улочками и просторными площадями, многочисленными церквями и дворцами. Первых здесь семь: часовня Богородицы Здравие (ее построили пережившие эпидемию чумы жители), церковь св. Марии, собор св. мч. Трифона (IX век, в нем хранятся мощи св. мученика, купленные которским гражданином Андреа Сараценисом в начале IX века), церковь св. Луки (XII век), церковь св. Николая (начало XX века), церковь св. Анны (XII век), церковь св. Михаила (IX век). Конечно, все храмы мы обойти не смогли. Наши ребятишки, завидев древнюю крепость, сразу побежали туда, ну и мы не смогли остаться в стороне. Крепость располагается над городом, на горе, подъем туда потребовал времени, но никто не пожалел о том, что туда забрался. Вид на Бухту открывается изумительный, да и сами древние стены производят впечатление.

Св. Трифон — покровитель мореплавателей Боки Которской. Местное предание говорит нам о том, что мореплаватели везли его св. мощи, возвращаясь из похода в Малую Азию. Несколько дней продолжался сильный шторм, и они решили укрыться в Которской бухте. Жители города решили, что св. Трифон не хочет покидать эти места, т. к. шторм не прекращался, и поэтому богатый горожанин Сараценис выкупил мощи у венецианцев. Позже в городе воздвигли монументальный собор, который неоднократно перестраивался, но мощи св. мученика всегда пребывали в нем.

За 20 веков своего существования Котор поменял 20 повелителей, пережил 4 страшных землетрясения, много раз выдерживал осады, чума его не щадила, моряки и капитаны часто не возвращались из своих плаваний. Однако наперекор всему стоились церкви и дворцы, создавались произведения живописи, писались книги.

Походив по городу, мы двинулись дальше по Которской бухте. Сам вид поселений на ее берегу несколько напоминает нашу действительность. Хоть место и курортное, видно, что десятилетия власти Тито не пошли ему на пользу. Всюду какой-то странный придорожный пейзаж стоящихся или ремонтирующихся зданий. Это не относится к городам Котор и Херцег-Нови, но все остальные поселения, что мы проезжали, оставили двоякое впечатление.

Мы проезжаем мимо Рисана и Пераста, древнейших городов Боки, однако мы сюда вернемся морским путем несколько позже. Немного поплутав, мы наконец достигаем Савина монастыря.

Монастырь был построен в IX веке. Он включает в себя две церкви: малую и большую Успенские. В большой хранится главная монастырская святыня — икона Божией Матери Савинская, празднование которой совершается в день Успения Пресвятой Богородицы. Икона эта прославилась в XVIII веке. Венецианцы, будучи ревностными католиками, пытались искоренить Православие, и, когда большой храм монастыря был почти достроен, они послали несколько военных кораблей, для того чтобы орудийным огнем уничтожить сам монастырь и его храмы. Узнав об этом, монахи монастыря призвали все окрестное население молиться о спасении обители. Много народа собралось перед святой иконой, все молились о спасении святыни. Когда первый корабль вошел в бухту, разразилась буря, и молния попала прямо в пороховой погреб первого судна. Последовал взрыв с гибелью всей команды. Остальные корабли, увидев это, повернули восвояси, назад. Жители прославили Пречистую Деву за явленное покровительство.

В ограде монастыря есть и кладбище, на котором могилы русских моряков, принимавших участие в освобождении Балкан от наполеоновских войск под командованием адмирала Синявина. Сам монастырь окружает дивный сад многовековых деревьев, выращенных заботливыми руками многих поколений монахов. В этом монастыре часто бывал и св. Николай Сербский, так как несколько лет был учителем Закона Божиего в г. Херцег-Нови (до него мы в этот раз, к сожалению, не добрались).

Братии в монастыре немного, около десяти человек. Когда мы прибыли в это святое место, шла вечерняя служба по монастырскому уставу. Народу было немного. На клиросе пел один человек, традиционным сербским распевом (немного напоминает наш знаменный). В конце вечернего богослужения зазвучала молитва прп. Ефрема Сирина с земными поклонами (да-да, по церковному уставу эта молитва читается не только Великим постом). Подождав окончания службы и помолившись, мы все приложились к иконе Божией Матери. Передохнув от долгого пути, осмотрев монастырь и кладбище, погуляв по парку, мы двинулись в обратный путь, который решили немного сократить, ибо время было позднее. В селении Каменари мы погрузились на паром, который переправил нас сразу до города Тиват (это сократило наш обратный путь на 50 километров). Ну, а от него мы уже быстро добрались до Петроваца, чтобы приготовиться к следующему путешествию, которое выдалось очень длинным.

http://www.taday.ru/text/47 816.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru