Prokimen.Ru | И. Батранина | 14.06.2007 |
С системной точки зрения образование в обществе исполняет двойную функцию.
С одной стороны, оно предназначено для удовлетворения потребностей населения в образовании и воспитании. С другой стороны, система образования предназначена для удовлетворения потребностей общества в социализации молодых людей, в освоении людьми определенной системы ценностей.
В связи с этим все более актуальным становится вопрос о качестве получаемого образования и о выделении основных критериев его оценки.
В настоящее время под качеством образования понимается востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество образования может быть определено целым рядом признаков:
— оно должно давать значительный потенциал для дальнейшей социальной мобильности;
— предоставлять условия для комфортного проживания;
— обеспечивать хорошее материальное оснащение для учебного процесса;
— обладать достаточным финансовым снабжением;
— иметь достойный преподавательский состав;
— соответствовать запросам потребителей; и т. д.
Для выявления достоинств и недостатков высшего образования автором было проведено социологическое исследование среди непосредственных потребителей услуг в сфере образования: студентов, аспирантов, абитуриентов и их родителей, а также работодателей, проживающих в городе Орле (исследование проводилось в ноябре 2006 года, объем выборки составил около 100 человек).
Прежде всего, следует отметить, что большая часть выпускников высшей школы не работает по полученной специальности (60% ответивших респондентов). Среди причин подавляющее большинство опрошенных (49%) указали невозможность трудоустройства в соответствии со специальностью, указанной в дипломе. Таким образом, в настоящее время проблема напрасных затрат на подготовку специалистов с высшим образованием стоит наиболее остро.
Интересен тот факт, что процент полезности знаний, полученных в ВУЗе, по мнению самих респондентов, достаточно низок, в среднем 30−40%. Наибольшей величины (до 60%) этот показатель достигает у людей с педагогическим образованием, и очень мал у респондентов имеющих финансово-экономическое и юридическое образование. Возможно, это связано с тенденцией массового переименования институтов в университеты, введением в этих институтах большого числа «модных» специальностей (в том числе как раз и экономических, юридических) и, вместе с тем, недостаточной продуманностью образовательных программ.
Если говорить о том, по каким предметам в знаниях ощущается недостаток, то надо подчеркнуть, что большинство опрошенных отмечают дефицит знаний по иностранным языкам (25%), по экономическим дисциплинам (13%) и по специальности (12%).
Говоря о качестве подготовки современных специалистов, нельзя оставить без внимания вопрос о том, какими знаниями должен обладать каждый выпускник ВУЗа, чтобы быть востребованным на рынке труда. Около 70% опрошенных на первое место ставят профессиональные знания, далее отмечается умение работать на компьютере и оргтехнике (50% респондентов), 48% анкетированных отметили знание иностранных языков, хорошее владение письменной и устной речью (40%). Также немаловажным для трети респондентов представляется наличие психологической подготовки к смене профессии и сферы деятельности. Поэтому одной из основных задач высшей школы должно стать развитие личностно-профессионального потенциала специалистов.
Особое внимание в ВУЗах должно быть уделено подготовке действительно широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к разностороннему, целостному видению и анализу проблем жизни общества, а значит, способных и к поиску новых решений насущных проблем.
Конечную цель действительно качественного образования можно представить в виде проектируемой модели специалиста. Главными составляющими этой модели являются профессиональные знания и умения, социально-психологические и духовно-творческие качества личности специалиста, определяющие его способности трудиться в условиях рыночных отношений, добиваться результатов, соответствующих требованиям общественного и научно-технического прогресса.
Помимо квалификационных требований, которые подробно разработаны в государственных стандартах, профессиональная сторона «хорошего» специалиста должна включать в себя следующие характеристики:
— интеллектуальную компетентность, под которой понимается особый тип организации знаний — структурированность, категориальность и обобщенность, гибкость и оперативность в анализе ситуаций, поскольку это обеспечивает возможность принятия эффективных решений в определенной сфере деятельности;
— интеллектуальную инициативу — свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных устремлений, готовность выйти за пределы заданного и развить нестимулированную извне интеллектуальную деятельность;
— самоорганизацию, которая предполагает анализ ситуации, постановку задачи, планирование возможных результатов и последствий собственных действий, самоконтроль и оценку эффективности своих решений;
— саморегуляцию, означающую умение свободно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, способность фиксировать изменения в себе, понимание и использование механизмов культурной самокоррекции.
Реализация этих профессиональных характеристик модели специалиста во многом определяет содержание и организацию учебного процесса, обеспечивает постановку обучения и воспитания в направлении целостной человеческой культуры, взятой в единстве ее естественнонаучных и гуманитарных составляющих.
Должны быть изменены коренные подходы и идеалы системы образования. На смену «обучаемому» как более или менее пассивному объекту образовательного воздействия должен прийти «учащийся» как активный субъект, получающий образование.
Таким образом, в процессе учебы в вузе специалист должен приобрести способность:
— осуществлять системный анализ проблемной ситуации;
— выявлять из неопределенной проблемной ситуации задачу и корректно ее формулировать;
— видеть, точно оценивать противоречия и целенаправленно разрешать их, принимая нестандартные решения;
— генерировать оригинальные идеи и решения;
— выдвигать гипотезы;
— искать и взвешивать многовариантные решения творческой задачи или проблемы;
— сознательно преодолевать собственную инерцию мышления;
— вести целенаправленный поиск необходимой научно-технической информации по проблеме и многое другое.
Здесь, конечно, огромную роль призвано сыграть привлечение студентов к научно-исследовательской работе, интерес к которой в последние годы неуклонно падает.
В современных условиях наряду с высоким профессионализмом важна ориентация и на общечеловеческие ценности. Поэтому в модель специалиста должен включаться коммуникативный элемент, способствующий развитию межкультурных связей. Это еще раз подчеркивает важность общегуманитарной подготовки специалистов в профессиональном образовании.
Наиболее сложной и труднопрогнозируемой характеристикой является личностная составляющая в модели специалиста. Следует иметь в виду, что социальные и психологические качества личности отражают ее мировоззренческие установки, ориентируют на выполнение определенной социальной функции (степень социальной зрелости, личная система ценностей, наличие деловых качеств, сформированность морально- нравственных устоев и др.)
Личностная составляющая модели специалиста лишь в незначительной степени обеспечивается самим учебным процессом, в большинстве же случаев она бывает обусловлена иными обстоятельствами, не связанными с вузовским образованием. Поэтому здесь, конечно, речь больше должна идти о таком факторе влияния, как воспитательная работа.
Формирование личности будущего специалиста происходит в процессе воздействия на нее социокультурной среды. Важнейшим ее фактором выступают традиционные нравственные ценности, носителем которых является Православие. Поэтому мы считаем, что Русская Православная церковь должна иметь более широкий доступ в ВУЗы и другие учебные заведения. Это позволит ей активнее влиять на воспитание молодежи.
Закономерен вопрос, где можно получить качественное образование. Сравнивая рейтинги самых престижных ВУЗов России можно отметить, что наибольшей популярностью среди абитуриентов по-прежнему пользуются МГТУ им. Баумана, МФТИ, МЭИ в Москве, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики и Новосибирский государственный технический университет и многие другие ВУЗы России.
Исследование же, проведенное в городе Орле показало, что наиболее престижным ВУЗом города Орла, предоставляющим самое качественное образование, по мнению респондентов, является Академия Федеральной Службы Охраны. Среди невоенных ВУЗов наибольшим спросом пользуется Орловский государственный технический университет, который в том же рейтинге лучших ВУЗов России занимает 58 место и является единственным ВУЗом Орла, входящим в этот рейтинг. За ним следуют Орловский юридический институт, выпускающий в большинстве своем юристов и следователей и Орловский государственный университет, представляющий большее количество специальностей гуманитарного профиля. Наименьшим спросом пользуются в нашей области Аграрный университет, Институт искусства и культуры, а также Орловский коммерческий институт, который недавно перешел в подведомство Министерства Образования и был переименован в Орловский государственный институт экономики и торговли, но, не смотря на это, пока не завоевал устойчивых позиций.
Итак, выбирая для поступления тот или иной вуз, абитуриенты и их родители должны очень серьезно подойти к вопросу качества образования. Можно основываться на рейтинге, можно поговорить со студентами и выпускниками того или иного ВУЗа, можно продумать свои критерии оценки.
Однако следует помнить, что изменившиеся условия жизни требуют переосмысления стратегии обучения и воспитания, использование новых технологий и методов в этой области. Современные ВУЗы должны быть нацелены на подготовку не столько специалистов узкого профиля, что, безусловно, тоже необходимо, сколько на подготовку грамотных и высокообразованных людей, призванных стать элитой российского общества, локомотивами его развития — каждый в своей отрасли. Это становится тем более актуальным, чем более усугубляется ситуация на рынке труда, когда вероятность потерять работу намного больше, чем вероятность ее приобрести.
И.А Батранина, студентка 3 курса Орловского государственного технического университета