Официальный сайт Казанской епархии РПЦ | Анатолий Елдашев | 12.06.2007 |
Народный голос не случайно еще при жизни нарек великую княгиню святой, ибо она была живой свидетельницей вечности в нашем мире, в нашей земной Отчизне.
Мысль о построении храма и часовни на месте явления чудотворной иконы Казанской Божией Матери возникла при посещении Казани великой княгиней Елисаветой Феодоровной 13 июля 1910 года.1
В этот знаменательный для города день великая княгиня сразу же с пароходной пристани около десяти часов утра прибыла в Казанско-Богородицкий женский монастырь, к началу Божественной Литургии. Во дворе обители ее встречали настоятельница монастыря игумения Варвара, 2 казначея монахиня Людмила и благочинная монахиня Евгения.3 В летнем Богородичном соборном храме царственную путешественницу с крестом в руках и со святой водой приветствовал настоятель собора протоиерей Александр Зеленецкий, 4 окруженный священнослужителями монастырского клира.
По окончании речи последовало краткое молебствие, во время которого Елисавета Феодоровна приложилась к святым иконам Спасителя и Божией Матери.
По возглашении многолетия царствующему дому и высокой августейшей посетительнице, началась Божественная Литургия, которая была совершена благочинным монастыря архимандритом Варсонофием, настоятелем собора протоиереем Зеленецким и священником Самуиловым.
После Литургии, приложившись к святому Кресту, великая княгиня посетила настоятельницу обители игумению Варвару в ее покоях. Здесь она рассматривала живописные, золотошвейные и рукодельные работы сестер-мастериц. С заметным огорчением перебирала в руках те немногие уцелевшие драгоценности, найденные у преступников, похитивших чудотворную икону Божией Матери в июне 1904 года и не успевших припрятать, но значительно испортивших их.5
Перед своим отъездом из обители ее высочество изъявила желание побывать на месте самого явления святой чудотворной иконы Божией Матери, которое находилось под алтарем главного монастырского храма.
Великая княгиня спустилась в нижний (подвальный) этаж собора, долго молилась там и выразила сожаление, что такое святое место находится в запущенном состоянии. Игумения монастыря Варвара предложила Елисавете Феодоровне устроить на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери часовню в память приближающегося трехсотлетия царствования дома Романовых на русском престоле. При этом было предложено ее высочеству принять под свое покровительство ход строительства часовни, на что великая княгиня изъявила полное свое согласие и радость послужить этому святому делу.
В час дня августейшая особа отбыла из обители в кафедральный Благовещенский собор, где ее тепло встретили Высокопреосвященнейший Никанор, Архиепископ Казанский и Свияжский, все Преосвященнейшие викарии и соборное духовенство. Владыка благословил ее иконою свв. Гурия, Варсонофия и Германа. После чего великая княгиня приложилась к чудотворному Смоленскому образу Богоматери и св. мощам Святителя Гурия.6
Из собора великая княгиня проследовала в покои его Высокопреосвященства, посетив по пути следования молитвенную келлию Св. Гурия. При входе в Архиерейский дом великой княгине от Покровской женской общины Мамадышского уезда двумя сестрами была преподнесена точная копия с портрета преподобного Серафима Саровского, изготовленного незадолго до его кончины. Ее императорское высочество поблагодарила за дар и расспросила сестер о духовной жизни их общины.
В покоях Владыки был приготовлен чай, и беседа вращалась по преимуществу вокруг путешествия ее императорского высочества, жизни женских обителей и наиболее выдающихся их тружениц.
Его Высокопресвященством архиепископом Никанором были подарены великой княгине для библиотеки ее общины все его многочисленные печатные труды.
Простившись с Владыкой, ее императорское высочество посетила Спасо-Преображенский монастырь и отбыла на устьинскую пристань для следования в Москву через Нижний Новгород.
11 декабря 1910 г. Казанская Богородичная женская обитель получила Указ Святейшего Синода от 27 ноября на имя Архиепископа Казанского и Свияжского Никанора, в котором извещалось, что император дал согласие на принятие великой княгиней Елисаветой Феодоровной звания попечительницы сей часовни.
В своем письме от 16 декабря 1910 г. на имя Преосвященного Алексея, 7 ректора Казанской Духовной академии, управляющего Казанской епархией, великая княгиня писала: «Глубоко счастлива, что Господь сподобляет меня принять участие в святом деле сооружения часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. На днях вышлю вам, Владыко, план маленького храма-часовни, который разработан архитектором академиком Щусевым, 8 строителем моего храма в обители.9 Со своей стороны я желала бы прислать все иконы и соорудить сень над царскими вратами, в которой будет вставлена чудотворная икона. Весь храм будет напоминать древние катакомбы, а отчасти и усыпальницу великого князя Сергея Александровича».10
В феврале 1911 г. Елисавета Феодоровна отправила в Казанский монастырь модель храма. Для ознакомления на месте с проектом, его размером и выполнением в Казань приезжал секретарь ее высочества В.В. Фон-Мекк, который привез и эскиз иконостаса, выполненный архитектором Щусевым. Будучи и сам художником, Фон-Мекк на месте сделал необходимые архитектурные наброски.
Вскоре после его отъезда в Москву была приглашена игумения Варвара вместе с инженером П.П. Голышевым. С Елисаветой Феодоровной они окончательно приняли проект устройства церкви и часовни.11
Этот проект затем был исправлен в строительном отделении Казанского губернского правления и утвержден 21 июля 1911 г.
30 июля 1911 г., в день рождения наследника престола цесаревича Алексея, в нижнем (подвальном) этаже летнего собора был совершен чин основания храма-часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Чин совершал благочинный монастыря архимандрит Варсонофий, настоятель монастырского собора протоиерей Александр Зеленецкий, профессор Казанской Духовной академии и университета иеромонах Анастасий, 12 диакон Панкратьев, в присутствии настоятельницы монастыря игумении Варвары, старших монахинь и сестер обители.
По совершении чина великой княгине была послана телеграмма. На другой день игуменией Варварой был получен ответ от ее высочества: «Да поможет нам Господь трудиться во славу его Пречистой Матери и да даст Он силы и пошлет благословение всем принимавшим участие в построении храма-часовни. Молитвенно соединяюсь с Вами, архимандритом Варсонофием, протоиереем Зеленецким и иеромонахом Анастасием. Прошу Ваших святых молитв. Елисавета».13
31 июля 1911 г. под руководством инженера П.П. Голышева началось возведение храма-часовни. В подземелье обустроили лестницу, для иконостаса возвели кирпичную стенку, зацементировали полы, оштукатурили стены и своды, поставили две печи для притока наружного воздуха, покрасили стены и полы.
Над местом явления иконы была сооружена сень. Иконостас и сень были изготовлены в Москве у мастера Силина, который сам и собирал их на месте. Все иконы осматривала в Москве великая княгиня, которая и одобрила их установку.
К весне 1913 года благоустроительные работы в основном были завершены. И все благочестивые жители города и насельницы Казанского монастыря с нетерпением стали ожидать дня освящения храма-часовни, который должна была назначить великая княгиня. Ею была выбрана суббота на пасхальной неделе, 20 апреля.
Таким образом, длинный, широкий подвальный этаж соборного монастырского храма за два года совершенно изменился. На протяжении всего XIX века это место служило для погребения умерших лиц не только иноческого чина, но и воинского звания, на что указывали кости похороненных здесь людей и полуистлевшие останки одеяний. Все найденные здесь черепа и кости были бережно и благоговейно собраны в одно место, окроплены святой водой и погребены с восточной стороны часовни; над ними была совершена панихида. Это место получило название «Казанских пещер».14
На самом месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери была устроена богато убранная сень, в которой была установлена икона. Перед ней находилась серебряная лампада с украшениями из жемчуга и драгоценных камней, пожертвованная самой великой княгиней еще в первый ее приезд в монастырь.
Сень была обита басмой и расписана в древнерусском стиле. Внутри сени находилась еще одна ажурной работы драгоценная лампада, украшенная изумрудом, эмалью и тремя государственными гербами, подаренная самой императрицей Александрой Феодоровной.
Одна серебряно-вызолоченная лампада была пожертвована инженером П. Голышевым, другая — неизвестным жертвователем.
Росписи потолка и стены часовни производились сестрами монастыря по эскизам, присланным из Москвы великой княгиней. Местная икона Нерукотворного образа Спасителя была написана по образцу, находившемуся в Кремлевской часовне Казани.
Великая княгиня прибыла скорым поездом в Казань днем 19 апреля 1913 года. На железнодорожном вокзале она была торжественно встречена городскими властями и массой народа. После посещения кафедрального Благовещенского собора и Спасо-Преображенского монастыря она прибыла в Казанско-Богородицкий монастырь, где была с радостью встречена настоятельницей обители игуменией Варварой, казначеей монахиней Анатолией, благочинной монахиней Евгенией со старшими сестрами и большим стечением народа.
Наступило утро последнего дня пасхальной седмицы. Весеннее солнце ярко освещало обитель, его лучи радостно блестели на храмах и зданиях святой обители. Казалось, что оно тоже празднует вместе с молящимися этот день в жизни православного города.
В освящении новосозданного храма-часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования на российском престоле дома Романовых участвовали, по благословению Высокопреосвященнейшего Иакова, архиепископа Казанского и Свияжского, который не мог из-за болезни присутствовать на этом торжестве, викарии: Преосвященный Михаил, епископ Чебоксарский, и Преосвященный Анастасий, епископ Чистопольский, настоятель соборного храма протоиерей А. Зеленецкий.
После окончания освящения и крестного хода состоялся торжественный обед с участием духовенства и почетных гостей, среди которых были командующий войсками Казанского округа, генерал от инфантерии, барон А.Е. Зальц, начальник губернии, камергер, действительный статский советник М.В. Стрижевский, попечитель Казанского учебного округа, действительный статский советник Кульчицкий, вице-губернатор Г. Б. Петкевич.
21 апреля в Никольском соборном храме великая княгиня прослушала напутственный молебен на обратное путешествие, при этом к ней со словами искренней благодарности за участие в устроении храма-часовни обратился протоиерей А.Зеленецкий.
При колокольном звоне великая княгиня отбыла из монастыря на пароходную пристань, где ее уже ждал казенный пароход «Екатерина». По пути она пожелала побывать в Свияжске. Город встретил ее украшенными флагами, колокольным звоном, большим скоплением народа. Великая княгиня посетила мужской Богородичный Успенский монастырь, где приложилась к мощам святителя Германа Казанского, а также — женский Иоанно-Предтеченский монастырь, где в древнем деревянном храме XVI века приложилась к чудотворной иконе преподобного Сергия.
В пять часов вечера при звоне всех колоколов городских церквей пароход увез дорогую гостью на железнодорожную станцию Зеленый Дол. Так завершилось это пребывание в Казани великой княгини Елисаветы Феодоровны.
22 апреля из Рязани от нее на имя игумении Варвары была получена телеграмма: «Сейчас получила телеграмму из Царского Села от Его Величества следующего содержания: „Обрадован освящением храма, передайте всем Мою сердечную благодарность за молитвы. Николай“ Путешествуем благополучно. Всей душой с Вами, благодарю, вспоминаю Ваше гостеприимство. Под покровом Пресвятой Владычицы. Елисавета».15
Известно, что Елисавета Феодоровна была духовной дочерью преподобного Гавриила Седмиозерного. Она знала его еще по Седмиозеоной пустыни, куда неоднократно приезжала с будущей сестрой Марфо-Мариинской обители Варварой Яковлевой. Там они простаивали все долгие монастырские службы и питались от общего стола монашествующих. Когда в четыре часа пополудни подавали чай в покоях настоятеля, то Елисавета Феодоровна приходила туда и принимала живейшее участие в душеспасительных беседах. Эти собрания нередко посещались и студентами Казанской Духовной академии.16
Но настоящее духовное сближение великой княгини со схиархимандритом Гавриилом произошло тогда, когда старец был переведен в Спасо-Елеазарову пустынь, расположенную недалеко от г. Пскова.
В Спасо-Елеазаровом монастыре Псковской епархии, в обстановке духовной любви и доверия, благодатный дар его старчества беспрепятственно изливался на многочисленных богомольцев, искавших у него утешения и действенной помощи в скорбях и болезнях. В день старец принимал до 150 человек, так широко разнеслась слава о прозорливом молитвеннике и утешителе. Великая княгиня Елисавета Феодоровна навещала здесь своего духовного отца, а он, в свою очередь, посещал устроенную ею Марфо-Мариинскую обитель милосердия, где лечился, подкреплялся физически и наставлял сестер обители.17
На средства великой княгини в Спасо-Елеазаровой пустыни ввиду слабости старца и невозможности ему служить в монастырском храме была устроена маленькая домовая церковь около кельи о. Гавриила. Княгиня не только пожертвовала солидную сумму денег на строительство храма, но и послала туда подсвечники, покров для жертвенника и престола и облачение для о. Гавриила. Иконы для иконостаса были выполнены по ее идее и под ее руководством. Домовая церковь была освящена 7 августа 1910 года епископом Иннокентием (Ястребовым), также являвшимся духовным чадом батюшки, воспитанником Казанской Духовной академии.18
Но многотрудная жизнь старца уже подходила к концу, и в 1915 году он совершенно неожиданно для всех возвращается в Казань с ясным сознанием своей близкой кончины: «Поеду в Казань — и там умру!» 27 августа он прибывает в Казань. Месяц длится здесь его последнее предсмертное пребывание. Он прощается со своими духовными учениками, стремясь передать им то бесценное наследство опытного стяжания Святого Духа, нажитое им за долгую и праведную жизнь, передать им те плоды опытного Богообщения, которого он удостоился, и, словно ветхозаветный патриарх, собирает своих чад, преподает им последние наставления и благословения, которые будут хранить их во всю последующую многоскорбную жизнь. Неслучайно, что многим из посещавших его в те дни духовных чад из бывших академических воспитанников выпала судьба стать впоследствии архиереями уничтожавшейся большевиками Русской Православной Церкви.19
Наступили последние дни земной жизни старца Гавриила, сопровождавшиеся тяжелой болезнью. Последнее причастие Святых Таин преподобный принял из рук своего духовного сына иеромонаха Ионы (Покровского).20 Его последними словами были: «Спастися подобает многими скорбями». Воистину это и был девиз всего многотрудного и исполненного скорбями его жизненного пути. Сподвижник веры Христовой упокоился в академическом флигеле в ночь на 24 сентября 1915 года.21
Прощание с почившим старцем прошло при огромном стечении народа. Со всех сторон во множестве прибывали православные ко гробу угодника Божия. Отпевали старца в академической церкви во имя Архангела Михаила четверо архиереев в сослужении архимандритов, иеромонахов и более чем двадцати священнослужителей из числа его духовных чад.
На отпевание приехала и великая княгиня Елисавета Феодоровна с несколькими сестрами Марфо-Мариинской обители милосердия. Затем после отпевания траурная процессия пешком направилась в Седмиозерную пустынь, путь до которой занял целый световой день. Торжественно, с великим почетом встречала братия обители своего бывшего, изгнанного и оклеветанного, настоятеля, во всем показывая раскаяние и являя торжество правды Божией. После великой панихиды в главном соборе монастыря старец был погребен под храмом св. Евфимия Великого, строителем которого он был.
В статье уместно протянуть во времени и пространстве нить повествования, сказав, что в годы советской власти вся русская православная церковь, священство, верующие подверглись унижению и преследованиям. Разрушались монастыри, храмы, соборы. Не стал исключением и величественный Казанско-Богородицкий монастырь. Соборный храм обители в 1920-е годы использовался под склад для хлеба, причем зерно ссыпали прямо под иконостас, а в ноябре 1929 года он был изъят из пользования общины. 22 февраля 1930 года с колокольни были сняты колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, т.к. платить налоги за фактически неиспользуемое здание она была не в состоянии.
1 марта 1929 года был составлен акт о сдаче закрытой Крестовоздвиженской церкви, помещение которой было принято на учет Горкомхозом. Если до 1930 года монастырским священнослужителям еще разрешалось проводить крестный ход на Казанку, то с 10 января 1930 года его проведение было запрещено. В феврале 1931 года православная община переводится в Петропавловский собор. На 1932 год в этой общине состояло 120 человек. В 1930—1932 годах разрушаются соборный храм и величественная пятиярусная колокольня.
Летом 2000 года археологическая экспедиция под руководством профессора Казанского университета З.М. Слепака обнаружила фундамент алтарной части монастырского собора, но остатки храма-часовни найдены не были.22
В Казанском крае благодарная и молитвенная память о Елисавете Феодоровне, этой удивительной подвижнице Духа, не оскудевала никогда, несмотря на чудовищные гонения богоборческой власти, стремившейся стереть с самой земли православную веру и самую память о ней.
Ныне паломники могут приложиться в храме преп. Евфимия Великого Седмиозерной Богородичной пустыни к иконе святой преподобномученицы Елисаветы и преподобного Гавриила Седмиозерного, а в Крестовоздвиженской церкви — к частицам мощей св. прмц. Елисаветы.
Для православных жителей и гостей Казани 2004 год останется в памяти благодаря значительному духовному событию в жизни нашего города. С 31 октября по 2 ноября в Казани находились мощи святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, пребывающие в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, в Иерусалиме.
В Казани мощи были доступны для поклонения в Петропавловском соборе и в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского. В обоих храмах были отслужены всенощное бдение, божественая литургия и молебны. 2 октября, перед отбытием из Казани, ковчег со святыми мощами некоторое время находился в Свято-Зилантовом монастыре, где также был отслужен молебен. Все это время храмы были полны верующими, желающими обратиться к святым женам с молитвой о помощи в своих нуждах.
У русских женщин есть пример для подражания: научиться так жить и так молиться, как молилась Елисавета Феодоровна в Покровском храме, возвращаясь из московских трущоб: с великой скорбью сердечной, с любовью и надеждой на милость Божию, чтобы совершилось обращение к вере, любви, обновление жизни несчастных людей, блуждавших по распутиям земли нашей.
Слово ныне обесценилось. Словами, даже самыми высокими и правильными, трудно изменить состояние людей в обществе, где растление и насилие стали национальным бедствием. Чтобы слово стало действенным, мы должны исполнить заповедь Спасителя: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11; 28). Эти слова завершают Евангельское чтение, повествующее о посещении Господом дома Лазаря, Марфы и Марии. К исполнению этой заповеди и призывает нас Великая Матушка русской земли, святая преподобномученица Елисавета и весь собор святых жен Российских.
А.М. Елдашев, преподаватель Казанской Духовной Семинарии
Примечания
1. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трёхсотлетия царствования Дома Романовых. — Казань: Центральная типография. 1914. — С. 3.
2. монахиня Варвара (в миру Елизавета Павловна Клесова), дочь мещанина из Оренбурга. Поступила в Казанский монастырь ещё в отроческом возрасте, 13 лет от роду, по решению мещанского общества Оренбургской губернии. Здесь же обучалась чтению и письму. Облечена в рясофор 13 марта 1883 года, пострижена в монашество 17 января 1903 года. Указом Духовной Консистории от 5 августа 1905 года утверждена в должности казначеи. Указом Святейшего Синода (N 6430) 12 мая 1910 года утверждена в должности настоятельницы. См.: НА РТ, ф. 484, оп. 84, д. 1, л. 8. 18 мая 1917 года, согласно прошению, была уволена по болезни от должности настоятельницы. Она осталась жить в обители, где и упокоилась 20 февраля 1922 года. Похоронена на монастырском некрополе. См.: Елдашев А.М. Монастыри Казанского края: очерки истории. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. — С. 39.
3. монахиня Евгения (в миру Гликерия Афанасьева Малушкина), дочь крестьянина села Тавелей, Мамадышского уезда, Казанской губернии. В 1871 г. принята в обитель, 13 марта 1883 г. — покрыта рясофором, 6 февраля 1895 г. — пострижена в монашество. Указом Казанской Духовной Консистории от 10 июня 1910 г. утверждена в должности благочинной. См.: НА РТ, ф. 484, оп. 84, д. 1, л. 10. Указом Консистории от 24 марта 1918 года уволена по болезни от должности благочинной. См.: НА РТ, ф. 484, оп. 87, д. 1, л. 14.
4. настоятель собора Казанской иконы Божией Матери, протоиерей Зеленецкий Александр Федорович упокоился 29 мая 1915 г. Погребен на территории Казанско-Богородицкого монастыря. См.: Казанский телеграф. 30 мая 1915, суббота, N 6589.
5. Подробнее о похищении чудотворной иконы Казанской Божией Матери см.: Елдашев А.М. Монастыри Казанского края: очерки истории. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. — С. 50 — 60.
6. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Каханской Духовной академии за 1910 год. — Казань: Центральная типография. 1910 год. — С. 797.
7. Высокопреосвященнейший Никанор, Архиепископ Казанский и Свияжский, упокоился 27 ноября 1910 г. Был погребен в кафедральном Благовещенском соборе.
8. Щусев Алексей Викторович (1873−1949), советский архитектор, академик Академии наук СССР (1943). Обращался к традициям древне-русского зодчества (Казанский вокзал, 1914−1926, 1941). По проекту Щусева построены Мавзолей В.И.Ленина (1924−1930), гостиница «Москва» (1932−1938, с соавторами). Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы (1918−1925). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952 — посмертно). См.: Советский энциклопедический словарь. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия». 1981. — С. 1542.
9. Соборный храм Марфо-Мариинской обители милосердия во имя Покрова Пресвятой Богородицы был возведён в 1911 году по плану академика А.В.Щусева. Роспись стен и иконостаса — академика М.В.Нестерова.
10. Великий князь Сергей Александрович Романов, дядя императора Николая II, бывший генерал-губернатор Москвы, был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым 5 (18) февраля 1905 года. Был погребен в церкви Чудова монастыря. На месте убийства мужа Елисавета Феодоровна воздвигла памятник-крест, сделанный по проекту художника Васнецова. На памятнике великая княгиня выразила настроение своей души, начертав евангельские слова Спасителя, сказанные им на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Крест был снесён новой властью весной 1918 года. Когда усыпальница для Сергея Александровича была готова, туда перенесли его гроб. Этот склеп-усыпальница был сделан в стиле древних римских катакомб.
В начале 1985 г. во время ремонтных работ на Ивановской площади Московского Кремля рабочие обнаружили хорошо сохранившийся склеп с останками великого князя. В девяностую годовщину убийства, 18 февраля 1995 года, Святейший Патриарх Алексий II отслужил панихиду в Архангельском соборе Кремля и сказал в проповеди: «Мы считаем справедливым перенести останки великого князя Сергея Александровича в Романовскую усыпальницу под собором Новоспасского монастыря. Вознесем же молитву, чтобы Господь упокоил его душу в обителях небесных». 17 сентября 1995 г. останки великого князя были перенесены в Новоспасский монастырь. См.: Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. — М., 2001. — С. 132.
11. Казанский телеграф. 1 марта 1911 г., вторник, N 5365.
12. Анастасий (Александров Александр Иванович) (16 апреля 1861−23 июня 1918, Петроград), родился в с. Байтеряково Лаишевского уезда, Казанской губернии, в семье протоиерея кладбищенской церкви Ярославских чудотворцев Александрова Иоанна Александровича (? 1900). Епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии, филолог-славист, доктор сравнительного языкознания, профессор (1888). Ученик И.А.
Бодуэна де Куртенэ и Н.В. Крушевского. Преподавал в Дерптском, Харьковском (1883−88), Казанском (1888−1911) университетах, и.о. ректора (1909−11). С 1911 в монашестве, епископ (1912). С 1911 профессор, с 15 февраля 1912 — ректор Казанской Духовной академии. С 1913 ректор Петербургской Духовной академии. Пользовался широкой известностью и авторитетом не только среди духовенства, но и среди учёных. Похоронен на некрополе Александро-Невской Лавры недалеко от могилы митрополита Антония (Вадковского). См.: Православная энциклопедия. Т. II. — М.: Православная энциклопедия, 2001. — С. 235−236.
13. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трёхсотлетия царствования Дома Романовых. — Казань: Центральная типография. 1914. — С. 7.
14. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трёхсотлетия царствования Дома Романовых. — Казань: Центральная типография. 1914. — С. 8.
15. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трёхсотлетия царствования Дома Романовых. — Казань: Центральная типография, 1914. — С. 29.
16. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. М.: Паломник, 2006. — С. 197. Эти поездки состоялись до 1908 г., когда о. Гавриил, оставив пост настоятеля обители, отбыл в Спасо-Елеазарову пустынь.
17. Марфо-Мариинская община милосердия была образована в 1910 г. по инициативе великой княгини Елисаветы Феодоровны и размещалась в её городском имении на Большой Ордынке в Москве. Она же и была её настоятельницей. При общине действовали больница для бедных женщин, дом для чахоточных женщин, воинский лазарет на 50 кроватей, амбулатория с бесплатной выдачей лекарств, две странноприимницы, трудовой приют и библиотека. См.: Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. — М.: Вербум — М, 2002. — С. 209. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. М.: Паломник, 2006. — С. 197−198.
18. Симеон, архимандрит. Един от древних. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Жизнеописание. Творения. Письма. — М.: Паломник. 2001. — С. 15.
19. перечислим лишь некоторых его посетителей в тот последний казанский период жизни старца: иеромонах Амфилохий (Скворцов) — в будущем архиепископ Красноярский и Енисейский; иеромонах Афанасий (Малинин) — архиепископ Саратовский; иеромонах Евсевий (Рождественский) — епископ Читинский и Забайкальский; иеромонах Варсонофий (Лузин) — епископ Владивостокский; иеромонах Софроний (Сретенский) — архиепископ Сан-Францисский; иеромонах Иона (Покровский) — епископ Ханькоуский.
20. Епископ Иона (Покровский) (1888−1925) — выпускник Казанской Духовной академии, с 1915 доцент академии, из Казани ушёл в сентябре 1918 с Белой армией. Главный священник Южной армии. В Пекине служил в Русской Духовной Миссии. В 1922 был рукоположен в епископа Тяньзинского. Канонизирован РПЦЗ в 1996 году.
21. Казанский телеграф. 26 сентября 1915, суббота, N 6683. Некролог.
22. Хузин Ф.Ш. и др. Археологические открытия в Татарстане: 2000 год. — Казань, 2001. — С. 38−40.
http://www.kds.eparhia.ru/publishing/vestnik/nineteen/posecenia/