Русская линия
Русское Воскресение Наталья Петрова12.06.2007 

Божии форпосты на земле
«О Русская земля — земля героев!»

«О Русская земля — земля героев!» — так назвали одно из направлений своей деятельности писатели России в Год русского языка. Его основная задача — это собрать, запечатлеть сокровища нашей национальной славы, а после поделиться накопленным богатством с народом.

Есть в пасхальных паломнических поездках особое, ни с чем не сравнимое настроение: видишь ясно и чувствуешь сердцем, как отступают темные мысли, светом наполняется все округ и лица освещаются, — это радость жизни видна, смерть отступает, — вот он, Воскресения день. И не важно, какая погода стоит за окном, — дует ли сердитый ветер, собирая тучи, льет ли дождь или светит солнце. «И просветимся торжеством, и друг друга обымем» поем мы в ярких, искрящихся стихирах Пасхи, и редкое чувство родства объединяет всех, поющих и славящих Воскресение Христово.

А путь наш — учеников и прихожан стоящегося храма Владимирской иконы Божией Матери — пролегал по местам знаменитым, занимающим в русской истории особое место, потому что связаны они с победой русского воинства на Куликовом поле.

Когда-то в древние времена, так далеко от нас отстоящие, что и представить их кажется невозможным, ограждались русские земли от непрошенных соседей с юга и юго-востока рекой Окой, «непролазной стеной» или «Поясом Богородицы», как именовали в ту пору естественную преграду на пути завоевателей. Переправы через реку охраняли от татарских набегов крепости — форпосты. Одним из таких форпостов была древняя Коломна, которая впервые упоминается в летописи в 1177 году. Удобный стратегический пункт у слияния Москвы и Оки по достоинству оценили и рязанские, и московские князья, и потому в начале XIV века город становится предметом спора между Даниилом Александровичем, основателем династии московских князей, и рязанским князем Константином. Не дожидаясь, когда рязанский князь вместе с татарским отрядом, приглашенным на подмогу, вступит в пределы московского княжества, упредительным ударом Даниил разбивает их войско у Переяславля Рязанского и берет в плен Константина. Так Коломна переходит во владение московскими князьями.

При внуке Даниила Московского князе Димитрие Ивановиче Коломна предстает уже богатым торговым городом, с учрежденной в нем коломенской епархией. Да и само московское княжество выросло в размерах и усилилось, и вместе с другими русскими землями поднимало голову и расправляло плечи, готовясь на битву с завоевателями на поле Куликовом. Московский князь собирал силы, к нему в Коломну, — место сбора, спешили полки из Белоозера, Ростова и Ярославля, из Брянска и Полоцка.

О событиях на Куликовом поле написана знаменитая поэма «Задонщина». Нет более радостного произведения в древнерусской литературе, хотя и повествует оно о великой битве и огромных потерях."На Москве кони ржут, звенит слава русская по всей земле Русской. Трубы трубят на Коломне, и бубны бьют в Серпухове, стоят стяги у Дона великого на берегу… Тогда как орлы слетелись со всей северной страны. Это не орлы слетелись — съехались все князья русские к великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу, говоря им так: «… пойдем за быструю реку Дон, соберем диво для земель, повесть для старых, память для молодых, а храбрых своих испытаем, а в реку Дон кровь прольем за землю Русскую, за веру христианскую».

Назначив сбор войску в Коломне, сам князь отправился в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому. Святой Сергий — великий молитвенник за землю Русскую, имел от Бога замечательный дар предвидения. Преподобный благословил Димитрия на войну, предсказал ему победу, но и битву тяжелую: «Иди, и поможет тебе Бог и Пресвятая Богородица». В поход с князем он отправил двух иноков — Андрея и Александра. В миру звавшись Пересветом и Ослябей, слыли они мужественными и храбрыми воинами.

Частенько в современных исторических сочинениях можно прочитать сомнения в том, благословлял ли Сергий Радонежский князя Димитрия на битву. Аргументация звучит примерно так, по словам автора одной научной монографии: у князя оставалось мало времени на подготовку к сражению, а «имея дефицит времени, вряд ли он поехал бы в далекий монастырь за благословением». Подумать только! Человек собирается сотворить небывалое — сразиться в открытом поле с самым сильным на тот момент противником, собрав войско со всех русских земель. Чем это могло закончиться, было одному Господу ведомо, и идти на такую битву без благословения? Да и как могли возникнуть у человека, готовящегося предстать перед вечностью, размышления о «дефиците времени»?!

В историю войн Куликовская битва вошла как одна из самых яростных и кровопролитных. По свидетельствам очевидцев три дня после битвы «Дон-река кровью текла». Но исход битвы показал русским воинам, что не в междоусобной, мнимой распре силы свои нужно тратить, а в борьбе с реальным врагом Русского государства.

В начале битвы монголо-татарам удалось почти полностью уничтожить передовой русский полк. Уже начали одолевать воины Мамая русских, и казалось, вновь победа будет за татарами. Но в тот момент ударили из засады свежие силы под командованием серпуховского князя Владимира Андреевича и воеводы Димитрия Боброк-Волынского и опрокинули войско Мамая.

По преданию после окончания сражения воевода Димитрий Боброк Волынский и великий князь Димитрий Иванович дали обет построить обитель в честь Рождества Богородицы, потому что в день праздника — 8 сентября — состоялась битва на Куликовом поле. Богородице-Рождественский Бобренев монастырь основывается в XIV в. на подступах к Коломне, недалеко от села Старое Бобренево. Так Москва обретает еще один форпост в своей оборонительной линии.

В XVIII в. монастырь опоясывает каменная ограда с 4-мя угловыми башнями, спроектированная М. Казаковым. А в XIX в. по благословению митрополита Филарета (Дроздова) возводится храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери. В 20-е годы XX в. монастырь закрывают, храмы используют как складские помещения, в братском корпусе поселяют рабочих. В 90-е гг. здания монастыря, находящиеся в аварийном состоянии и территорию, превращенную в свалку, отдают РПЦ. Начинаются годы восстановления. В 1992 г. отслужена первая литургия в возрожденной обители.

Сегодня в монастыре, как это было установлено со дня его основания, ежедневно совершается поминовение воинов, павших на Куликовом поле. Эта поминальная молитва за погибших 600 лет назад защитников Отечества так ясно связала сквозь толщу веков их и нас, ныне живущих, что поневоле чувствуешь, как отступает время и проглядывает вечность, — вот оно единство и родство умерших и живущих во Христе — смерти нет, у Бога все живы.

Здесь же в монастыре ожидала нас нечаянная радость Пасхального песнопения. Как знали мы от других паломников, в Соборе Рождества Богородицы будто бы можно услышать ангельское пение. В ответ на наш вопрос проводивший экскурсию послушник монастыря предложил нам что-нибудь спеть. Перед Феодоровской иконой Божией Матери мы спели «Царица моя Преблагая», «Ангел вопияше» и немного из Акафиста. Ангелов, признаться, я не услышала. Но во время нашего пения обратила внимание: будто невидимый нам регент, как это бывает во время литургии, чистым и ясным голосом выровнял нестройность наших голосов; так опытный садовник формирует крону деревьев, отстригая сухие ветки. Уже давно наши ученики заняли свои места в автобусе, мы выбились из графика поездки, но уходить из храма не хотелось, и пелось, и пелось…

Покидая его, на пороге мы вновь встретились с тем самым послушником: «Никак не можем уехать от вас, все петь хочется». — «Так что же», — нимало не удивился он, — «у нас самое певческое место во всей епархии».

На этом радостные открытия нашей поездки не закончились. Дорога вела нас дальше, в Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, что находится в Коломне. «Монастырь — форпост Божий на земле», — так начала свой рассказ о монастыре его насельница. Обитель занимает территорию бывшего архиерейского дома в самом центре Коломенского кремля. Главный храм — Пресвятой Троицы построили в XVII в. Нижний подклет храма освятили в 1990 г. в честь святой блаженной Ксении Петербургской.

Сегодня в монастыре около 80 насельниц, которые трудятся в саду, лечат больных в медицинском центре, принимая до 3000 пациентов в год, пасут коров на подворье, разводят в питомнике среднеазиатских овчарок, умеющих охранять стада. Сестра рассказала о том, как возрождаются иконописная, керамическая и вышивальная мастерские, как в монастыре организовали читальный зал духовной литературы для мирян. Трудно сказать, что больше поражало в обители, — размах работ или разнообразие занятий, — ведь сельскохозяйственные, столярные, керамические работы требуют мужских рук. Впрочем, и в мужских монастырях не меньше поражает необыкновенная чистота и вкусность приготовленной братией трапезы. Как тут не вспомнить знаменитый диалог князя и игумена: «Отчего, владыко, у тебя все так вкусно? Ведь и у меня повара отменные, но у тебя готовят лучше. — Оттого, княже, что у тебя все на дворе делают с руганью, а у нас в монастыре все с молитвою».

Послушав рассказ сестры, мы спустились в храм блаженной Ксении. И застыли пораженные: расшитые вручную платы, вышитые иконы, необыкновенной, просто неземной красоты керамический иконостас, керамическое паникадило в виде виноградной лозы, сделанные руками сестер монастыря. На стенах росписи — всё святые земли Русской: князь Владимир и княгиня Ольга, страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской. Хоть урок истории проводи! Что наша экскурсовод-монахиня и сделала, предложив нашим ученикам вопросы по русской истории. С радостью слушали мы их ответы, даже маленькая Полина приняла участие, сообщив, что имя св. Ольги носит матушка Ольга, жена настоятеля нашего храма.

В притворе храма еще одна познавательная беседа состоялась. Сестра рассказала о св. Герасиме и льве, изображенных на стенной росписи, и о клубе любителей животных, основанном в монастыре. Неудивительно, — любящие чистым сердцем Божий мир любят и всех его тварей. Прощаясь с монастырем, мы заметили голубя, пьющего воду у поливочного крана. Поистине, не только «дикие», но и всякие «звери повинуются ти ума чистотою», как начертано на фреске с изображением св. Герасима.

Завершалась наша паломническая поездка в Богоявленском Старо-Голутвинском мужском монастыре. В благодарность за одержанную над Мамаем победу Дмитрий Донской основывает его в 1385 г. на месте слияния Москвы-реки и Оки. Благословляет его на строительство Сергий Радонежский, пришедший из Троицкого монастыря пешком в Коломну. Его же ученик Григорий становится первым игуменом монастыря. В XV в. возводится церковь Сергия Радонежского, в XVIII в. — каменный Богоявленский собор и каменная же ограда с башнями. По преданию в современном Богоявленском соборе монастыря до сих пор хранятся фрагменты фундамента, по которым ступала нога преподобного Сергия. «Камушками преподобного» именуют их в народе. В 1994 г. монастырь возвращают РПЦ, а с 1996 г. в нем находится коломенская семинария.

В монастырь мы успели к началу вечерней службы, на которой вновь услышали радостный возглас «Христос воскресе!». И вновь Пасхальная радость объединила всех, — и первых святых земли Русской, и павших, защищая ее, воинов, и нас, ныне восклицающих «Воистину воскресе!». И как древние крепости Коломна и Зарайск, Тула и Серпухов защищали наших предков от вражеских набегов, защищают нас от раздоров и внутренних усобиц, объединяют молитвою возрожденные ныне храмы и монастыри — Божьи форпосты на земле.

http://www.voskres.ru/school/petrova3.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика