Русская линия
Общенациональный Русский Журнал Марат Мусин05.06.2007 

Чему пойти учиться
Семинары профессора Мусина. Семинар N7

Последний звонок. Ещё более миллиона юношей и девушек, готовые войти во взрослую жизнь, прощаются со школой. Как непоколебима сейчас их вера в себя и свои силы! Кажется, что весь мир лежит у ног, и нужен лишь один шаг, чтобы покорить его. Это есть момент кардинального выбора, который во многом определит всю жизнь. Найти счастье и удовлетворение в профессии и семье, или, наоборот, сожалеть о загубленном таланте и прозябать на нелюбимой работе. Ведь никакие деньги потом не смогут исправить ошибку, допущенную сегодня.

В этом счастливом возрасте многое ещё воспринимается через розовые очки. Но огни рекламных миражей, мнимые ценности и соблазны большого города прельщают и сбивают с толка не только вчерашних школьников, но, нередко, и их родителей. Особенно когда дети выбирают совершенно незнакомую им стезю.

Поэтому вопрос «Куда пойти учиться?» есть смысл ставить иначе, а именно: «Чему надо учиться»? Прежде всего необходимо понять: где, в какой среде вы сможете максимально реализовать свои врождённые способности, стать профессиональным лидером? Кто в будущем станет конечным потребителем ваших услуг, и почему он согласится за них платить? В чём через 5−6 лет будет заключаться ваше конкурентное преимущество? И кто поможет его получить? Конечно, если не банальное бегство от армии или формальный поход за «корочками» стал причиной поступления в ВУЗ. Здесь лучше сразу ехать учиться за границу. Там на фоне «интеллектуала» Буша любой российский троечник выглядит гением.

Пока система среднего образования за рубежом находится в кризисе, Россия по уровню исходной базовой подготовки абитуриентов имеет очевидное конкурентное преимущество. Тем самым, вы выигрываете по качеству студенческой среды. Но и по качеству высшего образования мы ещё находимся на высоте в ключевых областях естествознания, как и в отдельных гуманитарных дисциплинах. Сегодня только в России сохранились академические научные школы, когда от студенческой скамьи до докторантуры вами реально занимаются авторитетные мэтры. Поэтому выбор творческих профессий рекомендую осуществлять с учётом именно этого фактора.

Прикладное или фундаментальное образование

Что лучше: прикладное или фундаментальное образование? Вопрос не вполне корректен, так как здесь часто смешивают два разных понятия: материальный интерес и глубину обучения.

Человек прагматичный склонен освоить практичное ремесло, гарантирующее верный кусок хлеба. Пытаясь покрепче перехватить в руке «синицу» (быстро освоить «хлебную» профессию), естественно, никто не будет отвлекаться на ненужные сегодня предметы и тратить свои силы «на журавля в небе». Но в век инноваций и технологических революций то, что было необходимо вчера, завтра может оказаться невостребованным. Кому из работодателей тогда потребуются чьи? то знания морально устаревших технологий и уникальные практические навыки? В среднесрочной и долгосрочной перспективе специалист узкого профиля очевидно неконкурентоспособен.

В свою очередь фундаментальное классическое образование нередко грешит значительным отрывом от практики. В результате выпускнику университета предстоит пройти весьма болезненный период адаптации и дополнительный курс специализации на производстве или в сфере услуг. Но университетский багаж всё же позволяет ему это принципиально, в то время как узкому специалисту скорее всего не хватит необходимых знаний и культуры.

В XXI веке — веке инноваций и быстрых глобальных изменений — фундаментальному классическому образованию нет альтернативы.

О материальных аспектах выбора

Другой вопрос: какое ремесло более «надёжно» и «выгодно»? При выборе профессии не нужно лукавить, игнорируя материальные аспекты проблемы, поэтому родители могут более реально оценивать материальные перспективы, чем подростки.

Сохранится ли через пять лет потребность в вашей специальности и будет ли гарантированный спрос? Здесь нужно исходить из приоритета естественных потребностей человека. Как вечный двигатель они всегда заставляют работать на себя, будь то момент падения ажиотажного спроса или серьёзный кризис.

Например, потребность в пище всегда будет гарантировать рабочие места в сельском хозяйстве: в сфере производства, переработки и торговли, в селекции и генной инженерии, в производстве экологически чистых продуктов и т. д. Потребность в комфортабельном жилье определяет перспективы отечественной строительной индустрии и производства стройматериалов, машиностроения, ЖКХ, электроэнергетики и теплогенерации. Необходимость поддержания здоровья и потребность в отдыхе определяет важную социальную роль медицины и здравоохранения, физкультуры и спорта, туристической и курортной индустрии, включая ресторанно-гостиничный бизнес. Обеспечение реальной безопасности гарантирует престиж службы в армии, на флоте, в авиации и в правоохранительных органах. Получение качественного образования и инновационная конкуренция невозможны без государственной поддержки системы образования, науки и сферы культуры. Естественно, востребованы будут и все смежные и сопутствующие профессии.

Кроме того, нужно заранее оценить затраты на организацию вашего будущего рабочего места и не питать иллюзий по поводу реальной стоимости избранного профессионального проекта. Приведу лишь один образный пример желающим сегодня стать кинорежиссёрами или космонавтами. К ректору университета приходит декан физфака и приносит смету на дорогостоящее оборудование. Ректор хватается за голову: опять вы просите миллионы! Берите пример с математиков — им нужны только бумага, карандаши и ластики. Или нет — лучше с преподавателей научного коммунизма — им и ластики не нужны.

Грубая правда жизни заключается также и в том, что в нашем, так называемом социальном государстве, по причинам материального порядка далеко не все дети имеют реальную возможность получить высшее образование.

Естественно-научное и гуманитарное образование

Как известно, математика — царица наук, причем самая прекрасная и свободная из них. В наше время это было известно каждому. Многие также помнят, что именно математика и курс формальной логики (преподавался в советских школах с 1946 года и до середины 1950-х годов) лучше всего развивают мышление. Как выпускник механико-математического факультета МГУ и аспирантуры факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМиК МГУ), напомню скептикам, что Россия до сих пор лидирует в подготовке математиков. Это сегодня публично признаётся и президентами США, и моими однокурсниками. Даже теми, чьи дети с отличием закончили Кембридж. Как мы шутим, Америка только тогда нас догонит, когда сможет создать свой мехмат. Показательно, что провалились все попытки иностранцев, в том числе и весьма дорогостоящие, создать его аналог. А почему, постарайтесь понять сами.

Сегодня, чтобы поступить в ведущие университеты страны на факультеты естественнонаучного профиля, как правило, приходится жертвовать выпускным классом школы. Поскольку речь идёт о бюджетных местах, то очевидно, что купленные ЕГЭ — это приговор МФТИ, МИФИ, МГТУ, МИСИС, МИРЭА, МЭИ и многим другим, а, может быть, и МГУ. Пока же технология честного поступления такова, что целый год необходимо потратить на овладение специальной техникой сдачи вступительных экзаменов или олимпиад. Говорю это с полным основанием: в 10 классе гимназии мой сын решил перейти на экстернат, чтобы через систему вступительных олимпиад поступить на мехмат МГУ. Рискованное решение, если учесть, что окончание престижной гимназии гарантировало ему автоматическое зачисление на 2 курс одного из ВУЗов.

Академик А.Т.Фоменко подтвердил мне, что на мехмате никогда не было и не может быть коррупции, а единичные бесталанные блатные всегда вылетали после первой же сессии. Через открытые олимпиады на факультет набирали талантливую российскую молодежь (100 человек — в марте, 100 — в мае, и ещё свыше 220 летом на вступительных экзаменах). Сыну в том марте повезло, хотя он и не был лучше остальных. Ожидая завершения последнего этапа испытаний (устный экзамен, когда из 40 претендентов на место, пришедших на первое письменное тестирование, оставалось только 4), я был поражён обилием талантов, которые до сих пор воспроизводит наша земля. Сколько же там было светлых голов и горящих глаз. Всех мальчишек и девчонок, не взявших с первого раза этот барьер, было жалко до слёз. Но все они вызывали в душе давно забытое чувство гордости за свою страну. Дореволюционные гимназии Российской Империи и по сию пору считаются непревзойдённым эталоном лучшего среднего образования. Напомню, что сегодня в России в 1318 гимназиях обучается 871 тысяч гимназистов, а в 946 лицеях — ещё 559 тысяч лицеистов.

Одним из неожиданных результатов этого эксперимента стал нелицеприятный вывод о перегрузке школьников 11 класса пустыми непродуманными заданиями по наработке навыков. Раньше в течение целого года гимназист ежедневно делал уроки, нередко до 23.00. После олимпиады все эти предметы были честно сданы на пятерки, а затраты не превышали 5−6 рабочих недель. Вот и непонятно, на что же сегодня тратят своё время прилежные школьники?

Вспоминается, что в наше время любой студент видел, как вечерами в аудиториях 13-го этажа МГУ заезжие профессора из капстран благоговейно внимали нашим скромным аспирантам. У доски не играл никакой роли внешний антураж — шестирублёвые джинсы фабрики «Труд» или хороший твидовый английский костюм. Только талант и труд! Подобная среда лучше всего воспитывает и формирует личность. Её не купишь ни за какие деньги. Alma mater даёт запас прочности на всю жизнь и возможность успешно заниматься любым делом, воспитывает чувство профессионального достоинства и осознания высокого интеллектуального предназначения страны. Поэтому, выбирая ВУЗ, обратите особое внимание на среду, где вы найдёте друзей, а, может быть, и свою любовь. При получении первого образования отдавайте приоритет инженерным специальностям. Даже если потом решитесь сменить профессию, это пойдёт только на пользу. Будет заложен твердый фундамент для второго или третьего высшего образования.

Способность «проверить алгеброй гармонию» определяет табель о рангах прочих научных дисциплин, авторитет специалистов разного профиля. Сегодня эта простая истина сильно подзабыта. Во времена СССР, также как и сегодня, существовали профессиональные демагоги, но профанации науки было меньше. Тогда авторитет преподавателей научного коммунизма, истории КПСС, политэкономии, юристов и прочих работников идеологического фронта был крайне низок в сравнении с ядерщиками и ракетчиками, врачами и офицерами.

Несколько слов о физике. Пробегая мимо физфака, один победитель мехматовской олимпиады решил принять участие и в их олимпиаде. Черновиком не пользовался. Успешно решив все задачи, вышел через три часа одним из первых. В этом проявилось отличие физики от математики. Впрочем, возродить былое величие этой профессии сегодня призваны нанотехнологии. Так же как и атомный проект в середине прошлого века, в XXI веке именно они будут определять судьбу страны. Необходима лишь реальная поддержка со стороны государства и бизнеса. Ведь в Тайване сегодня бизнес выделяет на одного специалиста по нанотехнологиям свыше 1 млн евро в год!

Сегодня медленно восстанавливается престиж не только математики и физики. Всё больше востребованы специалисты в области экологии и биологии (генетики), геологии и геологоразведки, транспорта и связи, космоса и авиации.

Слава Богу, что хирургом нельзя стать за деньги. Авторитет наших врачей остаётся высоким, например, Военно? медицинская академия просто не имеет мировых аналогов.

В гуманитарной сфере существовал абсолютно противоположный мехмату и физтеху полюс притяжения — МГИМО. Престиж института международных отношений определялся отнюдь не качеством преподавания языка, а перспективой жить и работать за границей. МГИМО был и остаётся излюбленным местом для детей властной элиты. Впрочем, институты иностранных языков до недавнего времени также пользовались большой популярностью, только вот после их окончания многим пришлось расстаться с мечтами о загранице и посвятить себя работе в школе. Поэтому считалось, что языки не прокормят, если нет иных профессиональных компетенций.

Но с началом перестройки всё перевернулось с ног на голову — математика и физика оказались в загоне, а как раз знание языка стало гарантией хороших заработков.

Во?первых, на языки появился реальный спрос у иммигрантов и бизнесменов. Во? вторых, перевод банальных западных «рутин» на русский язык выдавался за гениальные открытия в области рыночной экономики и позволял прекрасно жить целых 15 лет. Своеобразным рудиментом этого подхода являются нынешние стандарты приёма на высоко оплачиваемую работу в банки и промышленные корпорации (степень МВА и другие формальности). Но сегодня становится ясным, что необходимо учиться думать по-русски, причём самостоятельно. Бережно осваивать богатейший пласт национальной культуры и уникальный духовный опыт, в которых и заключается главное конкурентное преимущество России. Поэтому обязательно будет востребована философия (этика) и богословие, литература, филология и специалисты по народному фольклору, культуре и истории.

Несколько слов о менеджменте, экономике и праве. Очевидно, что пока ещё нет должного теоретического осмысления современной деловой практики. Анализ замещения интересов показывает, что хвалёные западные и отечественные топ? менеджеры в массе своей некомпетентны или безответственны, и лишь корпоративная солидарность не позволяет нам опубликовать криминальные рейтинги ведущих российских школ бизнеса и высших учебных заведений либерального толка. И ещё — обратите внимание! — без воспитанного в семье духовно? нравственно стержня никакое высшее образование не защитит от возможности потери профессиональной репутации или даже свободы. Ведь в рамках существующего на сегодня экономического режима вполне возможно вовлечение алчными и безответственными работодателями в теневые или криминальные схемы организации бизнеса. Но современные технологии и стандарты анализа бизнеса позволяют надеяться, что время безответственности заканчивается, и на смену авантюристам неизбежно придут ответственные и грамотные специалисты.

В РГТЭУ на своей кафедре антикризисного и стратегического менеджмента мы стремимся, чтобы получив у нас квалификацию экономиста? менеджера, наши выпускники могли избежать многих ошибок в корпоративном управлении, чтобы наше конкурентное преимущество стало их конкурентным преимуществом. Наши специалисты будут уметь управлять предприятиями и их отдельными функциональными блоками в условиях быстрых изменений, нехватки ресурсов и системных кризисов. Поэтому они должны одинаково хорошо знать три блока: операционный (экономика и финансы), управление (на базе методологии управления интересами) и основные правовые дисциплины. Что затем позволяет по сокращённой программе получить второе высшее юридическое образование (кстати, наши профессора-юристы учили В.В.Путина? и Д.А.Медведева), что, на наш взгляд, просто обязательно для управленца. Говорю это как мастер делового администрирования (степень МВА), закончивший юридический факультет уже после защиты диссертации доктора экономических наук.

О честной технике поступления

Когда вы выбрали специальность и конкретный ВУЗ, у вас возникает проблема подготовки к вступительным экзаменам. Распространённой ошибкой является выбор репетитора именно из того ВУЗа, куда вы решили поступать — на экзамене преподаватель не поможет! Нужно, записавшись на официальные подготовительные курсы при факультете, искать успешного профессионального репетитора. Т. е. человека, способного обучить специальной технике решения вступительных задач. Не секрет, что с помощью специфических приёмов на вступительных экзаменах сегодня искусственно создаются барьеры для поступающих на бюджетные места. Зачем, например, нужна математика на вступительных экзаменах в МГИМО или техника скорострельного решения математических задач в Высшей школе экономики?
Удачи!


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru