Русская линия
Русская линияДиакон Димитрий Арсентьев02.06.2007 

С чего начинается Родина?
Репортаж из калужской школы родиноведения

У наших детей отбирают… Родину! И причем не какие-то иноземные захватчики (хотя без указки из-за океана тут, конечно, не обходится), а доморощенные чиновники от образования.

Это делается очень просто. В школах урезаются учебные часы на историю России, русский язык и литературу, переписываются на западный манер учебники по ним. А еще разнообразные Фурсенко стараются закрыть дорогу в общеобразовательные школы курсу «Основы православной культуры» (ОПК). Боятся, как бы чего патриотического, неугодного их западным «друзьям», из этого предмета не вышло. И ведь боятся не зря!

Слава Богу, еще не до всех школ дошли руки у подобных «деятелей». В Калуге и области все больше учебных заведений, где преподаются ОПК. В некоторых «Основы» идут уже два года. За это время накопился определенный опыт и проблемы. Как они решаются, я попытался узнать, заглянув в общеобразовательную школу N 28.

Едва открылась дверь одного из школьных кабинетов, как моему удивленному взору предстали две человеческие фигуры: одна — в ярком, броском царском одеянии, другая — в черной рясе русского средневекового митрополита. Первая мысль: «Уж не попал ли я в какой-нибудь монастырь?» Но, оглянувшись, понял: нет. Это был школьный музей «Угорщина», посвященный событиям 1480 года на реке Угре и эпохе правления царя Иоанна Грозного. В царском костюме посетителей, естественно, встречал самодержец (точнее, его восковая копия), а в церковном — оппонент государя митрополит Филипп. Причем костюмы сшиты в мастерской областного драмтеатра по заказу школы и в полном, до мелочей, соответствии с историческими оригиналами.

Такой музей — не причудливая прихоть руководства и педагогов. Принцип историзма — основополагающее начало в системе воспитания учеников 28-й школы. Он заключается в том, что ребята не должны терять связи с великим прошлым Родины. Школа всеми доступными средствами старается воспитывать в детях чувство гордости не только за историю своей страны, но и за ее великую культуру, созданную на мощном православном фундаменте. Родиноведческое воспитание пронизывает всю учебную систему школы от 1 до 11 класса. А «Основы православной культуры» в органичном соединении с другими предметами здесь начинают преподавать уже второклашкам.

Причем школа была первопроходцем такого воспитания. Впервые о необходимости курса, подобного современному «Родиноведению», заместитель директора по научно-методической работе школы N 28 Валентина Ивановна Чайкина задумалась еще в 1995 году:

— Чем я больше узнаю православный мир, тем больше убеждаюсь в промыслительности Господней. В Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово…» Так получилось и с нашим музеем. На одной из краеведческих конференций выступал калужский ученый. И упоминалось как раз Великое стояние на реке Угре. Этот «специалист» сказал, что река Угра названа Поясом Богородицы, потому что на ней построено очень много храмов Пресвятой Богородицы.

Я тогда и сама была не столько сведущей в этом вопросе. Но почему-то это заявление у меня вызвало сомнение. И когда в школе мы с детьми начали изучать стояние на реке Угре, я сказала: «Дети, а ведь река Угра названа Поясом Богородицы». И один ученик спросил меня: «А почему, Валентина Ивановна?» «Да я тебе не могу ответить, почему. Надо же изучить эту тему». И мы начали изучать этот вопрос. Вышли на историю иконы Божией Матери Владимирская, которая появилась на Руси одновременно с появлением Пояса Божией Матери. И выяснили, что она была принесена Иваном III из успенского собора г. Владимира в 1480 году в Москву, и то, что перед ней молились, и Богородица бросила Свой охранительный Пояс на реку Угру и тем самым спасла Русь от хана Ахмата.

Рассказывать об исторических поисках Валентина Ивановна может очень долго и увлекательно. Самый главный результат такой деятельности — то, что дети, активно участвуя в исследованиях, на практике убеждаются в том, что русская культура в своей основе действительно православная. И это заставляет их задуматься: «А что же такое Православие? Что двигало нашими предками? Что позволило им создать столь мощную православную цивилизацию?» И естественно, что когда стало возможно изучать ОПК, ребята и их родители, а также руководство школы отнеслись к этому курсу очень заинтересованно. Он встал на то подобающее место, которое, по Промыслу Божию, готовил ему курс «Родиноведение».

Убедиться в заинтересованности детей я смог, посетив некоторые классы. И начал «поход» по школе с визита в один из вторых классов. Вот что рассказали мне его ученики.

Глеб Шумилкин, 8 лет:

— Я здесь изучаю заповеди и еще про Деву Марию.

— Что тебе интереснее всего изучать?

— Заповеди.

— Какие заповеди ты знаешь?

— «Не делай себе никаких идолов», «Не произноси Божие имя напрасно», «Уважай своих отца и мать», «Не убивай», «Будь чистым в мыслях и желаниях», «Не ври"…

Панкратов Ваня, 9 лет:

— На «Православной культуре» мне нравится изучать заповеди и библейские истории, например, историю построения Вавилонской башни или о том, как Дева Мария поступила в храм.

Карина Пойкова, 9 лет:

— Мне больше всего понравилось изучать заповеди.

— Ты как-то применяешь их в своей жизни?

— Да.

— Маме с папой лжешь?

— Нет.

Следующим был 5-й «А». Я вошел туда как раз в тот момент, когда 11-летняя Люда Грибанова выступала перед одноклассниками с докладом по теме «Защитники Русской земли».

— Люда, что вы сейчас изучаете на «Основах православной культуры«?

— Мы изучаем защитников Русской земли, а еще Христа и Его 12 учеников, предательство, распятие и потом Воскресение.

— Для тебя самой что интереснее всего изучать из того, что ты назвала?

— Мне — все.

Крахмалева Валя, 11 лет:

— Я приготовила сообщение о Дмитрии Донском и о Куликовской битве. Я знаю, что Сергий Радонежский поддержал в этом Дмитрия и благословил его на этот бой.

— То есть, была очень серьезная духовная поддержка со стороны Церкви. А в чем еще она выразилась? Кого преподобный Сергий послал на битву?

— Двух своих монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Александр Пересвет начал Куликовскую битву поединком с татарином Челубеем.

Натаров Максим, 11 лет:

— Я рассказываю на уроке про православные обычаи на Руси. Один из таких обычаев отмечается на второй неделе после Пасхи и называется Радоницей. В этот день все христиане идут на кладбище поминать умерших.

— Многие из современных светских людей «поминают» усопших водкой. Как ты думаешь, это можно делать?

— Поминать можно, но не водкой, а помолиться, поставить свечки в церкви.

Скажу честно: я специально задавал ребятам немного провокационные вопросы, чтобы выяснить, как знания, получаемые по ОПК в школе, влияют на их духовное развитие. И убедился, что влияние это — очень благотворное. Знания не лежат в памяти детей мертвым грузом, а активно применяются на практике. Лишний раз я в этом убедился, побывав на уроке по «Основам» в 7-м классе. Кстати, характерная особенность: урок проводился в том же музее «Угорщина», откуда я начал свой путь по школе.

Занятие вела преподаватель Елена Леонидовна Леванюк:

— Ребятам очень нравится этот предмет. Мне он тоже очень нравится. Я сама — учитель французского языка, но сейчас я нашла себя в ОПК. Этот предмет мне, как человеку, дает очень многое. Я сама, и ребята за время изучения очень изменились. Мы с трепетом занимаемся по каждой теме этого учебника Аллы Бородиной, обращаемся к Валентине Ивановне Чайкиной — нашему научному руководителю, обращаемся к нашим духовным наставникам, которые тоже нам во многом помогают. И стараемся изменить свою духовную жизнь в соответствии с тем, что узнаем на ОПК.

— Вы как преподаватель иностранного языка соприкасаетесь с западной культурой и можете сказать, чем выгодно отличается от нее наша православная культура…

— Конечно! Не то, что выгодно отличается, а отличается в корне лично для меня. Здесь — истина. Что бы я ни говорила и ни делала, все идет от души. Православная вера для меня истинная и родная.

Когда было воссоединение нашей Церкви с Зарубежной, приехало очень много представителей русской диаспоры. И там были две сестры, одна из Америки, другая из Франции. И я смотрела на «француженку», и понимала ее душой, как ей стало легко, когда произошло восстановление единства Церкви…

А на этом занятии мы повторяем то, что прошли в прошлый раз — жития Святых и, в частности, Николая Угодника. Ребята подготовили выступления. А вторая часть — о Владимирской иконе Божией Матери.

— Ребята, а вы общаетесь с вашими сверстниками, которые рядом живут с вами, но не являются представителями православной культуры?

Никита Анисимов, 13 лет:

— Общаемся.

— Как они относятся к тому, что ты изучаешь ОПК?

— Нормально. Они тоже изучают… иногда. Ну, когда я им расскажу.

— А вот знание православной культуры тебе как-то в жизни помогает?

— В разных ситуациях помогает верное решение найти, по совести. Один раз я нашел кошелек и думал: «Оставить себе или нет?» Но потом нашел хозяина кошелька и отдал его.

— Один из второклассников сказал мне: «Я вот помолился Богу, и мне сразу четверку по диктанту поставили». У вас такие ситуации бывают?

Роман Ермаков (с улыбкой):

— Да, когда контрольная или диктант, и не подготовился, сидишь только молишься, чтобы хорошая оценка была. Молишься всем Святым, кого вспомнишь.

— Ребята, а вот скажите честно, вам нравится изучать «Основы православной культуры«?

Все вместе:

— Да, конечно.

Впрочем, разговор с семиклассниками не был только односторонним. Мне, как священнослужителю, они тоже задали немало вопросов и по истории Церкви, и по православной истории государства, и по христианским обычаям. Меня такой поворот обрадовал, потому что он снова и снова доказывает, что наша молодежь далеко еще не потеряна для правильного, духовного воспитания. А это значит, что есть еще будущее и у нашей православной матушки России.

Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале «Православный Христианин»

http://rusk.ru/st.php?idar=111627

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru