Русская линия
Общенациональный Русский Журнал Наталья Лактионова01.06.2007 

Евросоюз для новых европейцев

С ликвидацией биполярного мира система международной безопасности оказалась разрушенной, либеральная парадигма — скомпрометированной, а тенденции мирового развития — неопределёнными. В то же время «европейский пряник» Евросоюз, которым многие годы манили «новых европейцев», на поверку вышел, мягко говоря, не слишком сладким. О расширении ЕС и о проблемах, из этого расширения вытекающих, немало говорилось на различных уровнях. Однако тон высказываний и прогнозов сегодня куда более сдержан в сравнении с эйфорией, охватившей европейские страны в начале 90-х годов прошлого века.

Расширение Евросоюза происходит за счёт присоединения стран, полвека стоявших в стороне от западноевропейской модели рыночной экономики. Граждане этих государств вовсе не являются теми классическими европейцами, которые породили либеральную идею и западноевропейские ценности. К этому можно добавить, что сама Европа отнюдь не едина. Государства, составившие Европейский союз, имели длительную самостоятельную историю, пережили множество религиозных, территориальных и династических войн. Они разделены в пространстве на атлантические и континентальные и т. п. Да и Евросоюз можно назвать «европейским домом» лишь весьма условно: стоит вопрос о вступлении в ЕС такой «европейской» страны, как исламская Турция, и даже дискутируется принятие в него Израиля. Евросоюз сегодня соткан из проблем и противоречий. Незавидная участь европейской конституции — одно из многих тому подтверждений. Стандартизированная риторика и условный, механистический язык, принятый в международных организациях, подобных ЕС, производят гнетущее впечатление даже по сравнению с малопривлекательной, но бодрой лексикой нашего недавнего прошлого.

Демократия в странах Центрально? Восточной Европы, по мнению российских учёных, носит преимущественно фасадный характер. На фоне резкого социального и материального расслоения растёт разочарование общества политической элитой. В Польше, например, 87 процентов населения не доверяет большинству политиков. Недавние события в Венгрии, при всей неоднозначности их оценки, — свидетельство крайнего разочарования населения в ожиданиях, связанных с вступлением в ЕС. К тому же европейские государства перестают быть действительно суверенными, передавая Евросоюзу свои полномочия. В такой ситуации разрушаются связи по линии «национальная власть — гражданин». А гражданские права всё в большей степени превращаются в фикцию.

Вступление государств Центральной и Восточной Европы в Евросоюз предполагает значительную степень унификации и отказ от традиционной самобытности этих стран, реальной перспективой которых становится потеря национального лица. Вошедшие в НАТО страны, по-видимому, ожидает участь статистов в рискованной игре их лидера — США. Здесь напрашиваются параллели с теми временами, когда армии оккупированных стран вынуждены были воевать на стороне победителя. Современной перспективой новых членов альянса может стать война за американские интересы в какой? нибудь стране, отвергающей «демократию» по-американски. Принятым в Европу литовцам, латышам, эстонцам надо теперь штудировать английский. Национальные языки крошечных стран Балтии в их новом доме никому не нужны. Евросоюз не Россия с её благотворительной миссией по отношению к входящим в неё народам. Симптоматично, что в Литве, например, НАТО уже имеет пострадавших. Так, здесь зафиксированы повторяющиеся случаи избиения натовских военных, вплоть до отправки пострадавших домой. В ответ на это натовское командование вынуждено было издать распоряжение своим военнослужащим — поодиночке по литовским улицам не ходить. Кроме того, «светлый» день вступления Литвы в ЕС ознаменовался ростом цен на основные продукты питания. Какое уж тут народное ликование?

Народы не только постсоветских территорий, но и наших бывших союзников-государств Варшавского договора, испытав на себе эмпирически западную «демократию», видимо, начинают смотреть на вещи более трезво. Идею социальной справедливости оказалось не так просто вытравить из сознания населения этих стран.

Сегодня термин «ностальгия» применительно к государствам Восточной Европы уже вошёл в обиход западных СМИ. Газета «New York Times» (13 января 2004 г.) вынуждена была констатировать феномен «остальгии». Этот неологизм дословно обозначает тоску по «осту», по Востоку, по разрушенному прошлому.

Известны очень серьёзные проблемы во взаимопонимании западных и восточных немцев, «весси» и «осси». Причём в первую очередь они определяются различными мировоззренческими ориентирами. Общество Восточной Германии выработало свои ценности и, судя по всему, не намерено послушно менять их на западноевропейские. Против демонизации недавнего прошлого сегодня активно выступает восточногерманская интеллигенция и такие видные публицисты, как известная немецкая писательница Криста Вольф. Пытаясь осмыслить ситуацию несовместимости «осси» и «весси», она видит главное различие между ними в отношении к собственности — в ГДР никогда не было пиетета в отношении последней. Общество Восточной Германии так и не научилось считать нормальным и моральным существование сверхбогатых и бедных. На территории бывшей ФРГ в идеалы демократии как лучшей формы государственного устроения верит более 70 процентов населения, а на землях бывшей ГДР — лишь 30. Зато 72 процента восточных немцев поддерживают лозунг «больше равенства, меньше социальных различий». Несмотря на колоссальные финансовые затраты, эти части Германии испытывают социально? психологическую несовместимость.

Западноевропейский либерализм и его масскультура сегодня проигрывают сравнение с традиционными ценностями, которые вновь становятся востребованными для населения Центрально? Восточной Европы. В Словакии, например, результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что число людей, считающих прежние времена лучше нынешних, уже несколько лет составляет порядка 50 процентов.

Словацкие публицисты пишут о том, что словацкое общество, несмотря на «запрет вспоминать социализм», находится под влиянием «непризнанной ностальгии». В июне этого года победу на выборах в Словакии одержала левая оппозиция — партия «Смер». Её лидер Роберт Фицо, провозгласивший необходимость государственного регулирования экономики, социальной защиты населения и установления дружеских связей с Россией и Китаем, стал главой государства.

Обращение к традициям и местному патриотизму характерно и для современной Польши. Предприниматели здесь с успехом возрождают старые, привычные населению торговые марки. За последние годы в Польше произошли существенные изменения и в отношении к русской культуре. Так, русский язык по востребованности занимает в современной Польше второе место. Растёт количество частных курсов изучения русского языка. И это притом, что официальная политика длительное время работала на жёсткое искоренение влияния России. Здесь любят спектакли по произведениям русских классиков. А на гастрольных выступлениях Большого театра и Краснознамённого академического ансамбля им. А. В. Александрова в Варшаве — неизменные аншлаги. Подобные тенденции свидетельствуют о стремлении к возрождению некоего общего культурного пространства, основанного на привычных ценностях. Нам неплохо было бы отказаться от широко распространённого мнения, что в Польше проживают преимущественно русофобы.

Всё это вызывает закономерную тревогу Запада. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), озабоченная «ностальгией» новых европейцев по старым временам, решила официально осудить последние (времена), приняв резолюцию о «массовом нарушении прав человека тоталитарными коммунистическими режимами». Против подобной акции на этот раз солидарно выступила российская делегация. В числе причин необходимости принятия этой резолюции докладчик по данной проблеме — европарламентарий, швед Йоран Линдблад прямо сослался на то, что в странах Восточной Европы всё ещё «сильна ностальгия по прошлым временам». Последнее обстоятельство совершенно не устраивает лидеров ЕС.

Сегодня уже можно говорить о том, что западный мир переживает тяжелейший кризис. А так как он втянул в сферу своего влияния почти всё человечество, то кризис этот носит глобальный характер. Как известно, становление европейской цивилизации было связано с наступлением на иные народы и культуры. Современный Запад во главе с США не изменил своей экспансионистской природы. Сегодня он действует под лозунгом «гуманитарных, общечеловеческих ценностей», даже когда прибегает к прямой агрессии.

Объединённая Европа не только субъект, но и жертва глобального мира, утрачивающая свою идентичность. В связи с этим здесь всё нагляднее проявляются тенденции, свидетельствующие о серьёзных разногласиях в странах «золотого миллиарда». Потускневшую идею Европы во главе с США отвергают большинство европейцев. По данным опроса, проведённого Фондом Маршалла (German Marshall Fund) в июне 2005 года, 59 процентов населения в странах ЕС считают лидерство США нежелательным, а 72 процента не одобряют международную политику президента США.

Западный мир запутался в сетях собственной цивилизации идёт отрезвление многих европейских умов. И сегодня акценты естественным образом смещаются в сторону России — её цивилизационной модели, которая всегда предполагала разнообразие культур, традиций, мировоззрений. В составе России благополучно сохранились этносы, веками проживавшие на её территории. Да и наличие славянской идентичности всегда было связано с присутствием в мире сильной России. Несмотря на незавидное положение, именно наша страна может предложить альтернативный западному проект общественного развития. Это хорошо знают западные идеологи, которые, стремясь воспрепятствовать усилению России, пытаются окончательно вытеснить её из Европы. И в этом одна из причин лихорадочного расширения Евросоюза и НАТО — застолбить восточноевропейские страны под своей крышей, заставить их увязнуть в своей системе ценностей.

Всемирная история свидетельствуето том, что активная внешняя политика России как влиятельного и сильного государства всегда была гарантом не только региональной, но и мировой безопасности. Мы должны выступить с чёткой, созидательной позиции, освободиться от утопий западного либерализма и возродить свои традиционные ценности, которые разделяют миллионы людей на Земле.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru