Русская линия
Общенациональный Русский Журнал31.05.2007 

Украинские сказки

Мы сами придумываем себе мифы. В них и живём.
Главный из них — о будущем времени, когда будет воссоздано сильное единое славянское государство, связывающее в одно целое нынешнюю Россию, Украину и Белоруссию. На месте бывшего СССР и такой же бывшей Российской империи.

Мы склонны видеть в некоторых руководителях наших бывших союзных республик сподвижников этого процесса, людей, которым небезразлично будущее «одной пятой» части суши. Мы хотим, и мы видим. Однако реалии XXI века говорят совсем о другом. Ведь всё зависит от точки зрения.

Например, в Америке она такая:

Американские права человека и стратегия демократии в 2006 году сосредоточились на том, чтобы поддерживать демократическую реформу на Украине. Это включало укрепление правовых норм, независимых СМИ, избирательных процессов, уважение гражданских свобод; борьбу с коррупцией; продвижение правильного управления и улучшение контроля в области прав человека.

Посол США и значимые американские чиновники постоянно встречались с высшими правительственными чиновниками Украины, включая президента и премьер-министра, подчёркивая важность продолжения демократической реформы и выдвижения на первый план того, что членство в евроатлантических учреждениях зависит от отношения руководства Украины к демократии и правам человека.

Этот посыл регулярно укреплялся в Вашингтоне и Киеве госсекретарём, первым заместителем госсекретаря по особо важным делам и заместителем госсекретаря по европейским и евразийским делам, а также другими компетентными лицами…

Supporting Human Rights and Democracy: The U.S. Record 2006
Released by the Bureau of Democracy,
Human Rights and Labor. 5 апреля 2007 года

По этой выдержке из раздела «Украина» пресловутого апрельского доклада Госдепа США получается, что именно Украина находится в «передовых рядах» движения к демократии, возглавляемого «Вашингтонским обкомом», и этот путь окончательный.

«Оранжевые» во главе с президентом Виктором Ющенко и его «боевой» подругой Юлией Тимошенко, щедро спонсируемые Соединёнными Штатами, успешно ведут страну в демократический стан. На деньги американцев получили новые «профессиональные» знания 175 тысяч украинских чиновников, в 252 городах созданы американские консультативные центры, на американские же гранты работают более 100 общественных организаций. Средствами массовой информации создаётся впечатление, что в борьбе за Украину Америка практически победила Россию.

Однако за два дня до опубликования доклада жизнь внесла свои коррективы. Жаркий апрель в нынешнем году ознаменовался конституционным кризисом на Украине, объявившей себя стратегическим партнёром США, развитие которого в ближайшее время затронет множество интересов.

Хроника апреля

Президент Украины Виктор Андреевич Ющенко, сославшись на «неконституционность» формирования фракции В. Януковича в Верховной Раде за счёт «перебежчиков» (последним из которых стал Анатолий Кинах, бывший премьер? министр при Кучме и секретарь Совбеза при самом Ющенко), 2 апреля этого года Раду распустил. Своим Указом, который сейчас оценивается в Конституционном суде. Говорят, что это произойдёт 17 апреля.

В свою очередь Рада в лице коалиции Виктора Фёдоровича Януковича приняла решение о неконституционности этого Указа и решила денег на выборы, назначенные на 27 мая, не давать.

Виктор Ющенко отменил это решение своим очередным Указом и предложил всем желающим выйти на Майдан. Их нашлось мало. Гораздо меньше, чем сторонников Партии регионов, вовремя преобразовавшейся в Коалицию национального единства, которые тот самый Майдан заняли заблаговременно.

Увы, разного рода переговоры не привели стороны к компромиссу…

На первый взгляд

Политические аналитики выдвигают несколько версий развития дальнейших событий. Вот основные.

Первая. Роспуск парламента произойдёт. Президент настоит на проведении досрочных выборов 27 мая, в которых Коалиция народного единства участия не примет. В результате восточная половина страны не придет на голосование, следовательно, будущая Рада, даже в случае её избрания, будет считаться нелегитимной. Таким образом, реально возникает угроза появления в стране двух парламентов, затем двух правительств и двух президентов.

В другом, более радикальном, случае выборов просто не будет. На фоне затянувшегося конфликта резко активизируются «оранжевые силы», возглавляемые неподсудной Юлией Тимошенко, и конфликт перейдёт на улицы Киева. За это время окончательно рассеются положительные тенденции в украинской экономике, достигнутые за последний год, и новые выборы состоятся осенью так или иначе. Только изменится базовый электорат обеих сторон конфликта. Его люмпенизация приведёт к непредсказуемым результатам.

Третий вариант носит позитивный характер. Это «нулевая» схема, по которой после достижения компромисса? между законодательной и исполнительной властью будет принято решение по организации избирательной кампании всех представительных органов власти осенью. При этом речь идёт о выборах не только президента и Рады, но и ВСЕХ органов местного самоуправления.

Российское телевидение ещё больше утрирует ситуацию, предлагая телезрителю противостояние двух диаметрально противоположных сил — «незалежной и проамериканской» Ющенко и Тимошенко и «российской» Януковича с его «коалицией».

Немного диалектики

Чтобы понять, что действительно происходит на Украине, стоит отказаться от навязываемых нам «реалий». Представьте для начала, кем бы были те же лица в случае сохранения Союза ССР. Пусть видоизменённого, но единого государства. Больше, чем должность секретаря ЦК республики и председателя её Совмина им «не светила». С обязательным условием докладов в Москве на других уровнях принятия решения. «Альтернативы» быть не могло…

Так что теперь как для «западенца» Ющенко, так и для «донбасца» Януковича полигоном для реализации властных личностных амбиций может стать только собственная Украина. В этом состоит внутреннее, скрытое единство мотивации не только этих двоих, но, наверное, всех украинских политиков.

«Диалектика Гегеля была права в главном: залогом любого развития системы является единство и борьба противоположностей. Следовательно, чтобы сделать вывод о направлении движения системы, необходимо вычленить действующие на неё факторы противоположностей…

Конкретный вопрос о прогнозе ситуации на Украине и возможности со стороны России воздействовать на неё решается так же. Если мы поймём, что за противоположности стоят там, то сможем на них балансировать и двигаться вперёд так, как именно мы это понимаем».
Дмитрий ЕФИМОВ


Ещё одно диалектическое единство двух первых фигур на Украине состоит в их достаточно жёсткой привязке к основным экономическим группам, сложившимся в прошлом веке. Виктор Янукович до недавнего времени напрямую представлял в Киеве интересы «донецкой» группы Рината Ахметова, основой которой является компания ЗАО «Систем Капитал Менеджмент». Виктор Ющенко, ещё будучи премьер? министром страны, получил поддерж? ку «днепропетровской» группы Виктора Пинчука (ООО «Интерпайп») и «киевской» Григория Суркиса (ФК «Славутич»), не считая ряда других.

Именно реализация личных амбиций и групповых экономических интересов является движущей силой любых политических шагов президента и премьера Украины. Для этого оба используют все подходящие ресурсы, основу которых составляет системное противостояние между новой путинской Россией и Соединёнными Штатами. Оба Виктора балансируют на противоречиях между основными мировыми игроками, тонко рассчитывая собственные электоральные ходы с последующими политическими и экономическими решениями, которые никак не связаны с их выборными обязательствами. В этой «внутренней свободе слова» заключается ещё одно их знаковое сходство.

Единственный вывод, который можно сделать исходя из приведённых постулатов, прост. И президент, и премьер? министр Украины отнюдь не являются проводниками интересов внешних мировых «полюсов», будь то Россия или США, а обслуживают исключительно себя и «завязанные» на себя же групповые экономические интересы. Их риторика, направленная, с одной стороны, на руководство России и США, а с другой — на собственный электорат, является лишь средством достижения внутриукраинских целей.

Вспомним слова Виктора Януковича в 2005-м: про второй государственный язык — русский, про невозможность вступления Украины в НАТО и необходимость воссоздания единого экономического пространства в рамках обновлённого СНГ… Прошёл год, и 3 августа 2006 года во имя «спокойствия» на Украине был подписан «Универсал национального единства», который перечеркнул все эти заявления. Под документом поставили свои подписи все «тяжеловесы» украинской политической тусовки, в том числе и лидер украинских коммунистов Пётр Симоненко, лихо набирающий очки этим апрелем.

Статьи из «Универсала национального единства»

…12. Всестороннее развитие и функционирование украинского языка как государственного и языка официального общения во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины — как основы самоидентификации народа и государства. Гарантирование каждому гражданину свободного использования во всех жизненных потребностях русского или другого родного языка в соответствии с Конституцией Украины и Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств.

…25. Продолжение курса европейской? интеграции Украины с перспективой вступления Украины в Европейский союз. Неуклонное выполнение Плана действий «Украина-ЕС», безотлагательное начало переговоров относительно создания зоны свободной торговли между Украиной и Европейским союзом.

…27. Взаимовыгодное сотрудничество с НАТО в соответствии с Законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины» (в редакции, действующей на дату подписания Универсала). Решение вопроса относительно вступления в НАТО по результатам референдума, который проводится после выполнения Украиной всех необходимых для этого процедур.

Двуединство

На настоящий момент Виктора Ющенко и Виктора Януковича объединяет гораздо больше факторов, чем год назад. Перед Украиной стоит главная задача- вступление в ЕС с формированием новых рынков сбыта. Гарантией этого являются обязательства взять на себя роль альтернативного коридора для поставок газа из Средней Азии и прикаспийского региона, тем самым диверсифицировав европейские энергопотоки.

Решение этой конкретной задачи выгодно как украинскому трейдерскому капиталу «киевской» группы, так и энергопотребляющим производствам «донецкой» и «днепропетровской». Строительством альтернативного газопровода Одесса-Броды-Гданьск и форсирование создания трубопровода из Грузии в Украину снимается не только внутренняя зависимость Украины от ценовой политики и графика поставок «Газпрома», но и решается проблема временного противостояния украинских экономических группировок.

В качестве самых наглядных примеров экономических преференций сразу можно назвать загруженность трубостроительных и металлургических предприятий «Интерпайпа» Виктора Пинчука, консолидацию финансовых средств и проводок через системные банки, снижение себестоимости энергетических комплексов Григория Суркиса, выход на европейскую арену металлургического комплекса Рината Ахметова…

Другое дело, что «служение энергетике не терпит суеты». Падение электорального авторитета партии Виктора Ющенко «Наша Украина» в 2 раза за последний год и перехват «оранжевой» темы Юлией Тимошенко ведёт к предсказуемым последствиям. В организованном неутомимыми «оранжевыми» политическом кризисе непременно пострадает экономика. Тем более что новейшая история подтверждает это недавними «газовым» и «нефтяным» кризисами, случившимися во время премьерства «панночки».

Так как задача носит стратегический характер, то для серьёзных экономических игроков необходима политически стабильная Украина, основу которой составляет «двухполюсная» модель. Обозначив эти полюса соответственно в сторону России и Европы со Штатами можно добиться очень больших преференций. В этом случае направление внутреннего вектора развития страны совпадёт с внешнеполитическими трендами.

Вмешательство в политическую ситуацию «третьей силы», возглавляемой Юлией Тимошенко, может серьёзно скорректировать существующие планы. Естественно, в негативном направлении. Чтобы этого не произошло, есть самое простое решение — исключить возможность влияния на систему этого действующего фактора. Вполне вероятно, что именно эту цель и решает весенний кризис 2007 года.

Наша версия

Основное предположение — кризис власти на Украине носит искусственный характер и решает основные задачи.

1.Воссоздание «биполярной» модели политической власти, дающей гарантии каждой из действующих экономических групп.

2.Исключение «лишних» действующих факторов.

3.Восстановление приблизительного равенства политических потенциалов президента и премьера.

Интересно, что «искусственность» борьбы между ветвями власти подтверждают особенности характера самого Виктора Ющенко. Близкие ему люди не раз отмечали его нерешительность и склонность к постоянной рефлексии. Это говорит о том, что без чёткого плана с гарантией успеха он бы на обострение обстановки не пошёл. Исходя из этого предположения можно привести возможный сценарий событий в рамках возможной операции «большая ссора».

1. Интерлюдия

На первом этапе Виктор Ющенко отстраняется от Виктора Януковича, объясняя это дисбалансом властной системы. Очевидно, что обещание премьера собрать в свою коалицию 300+1 депутат для полного контроля за парламентом, является блефом. Не понимать этого президент просто не может. Формальным предлогом для «войны» служит переход в коалицию Анатолия Кинаха, который получает пост в правительстве. Как отмечают эксперты, именно Анатолий Кинах является лакмусовой бумажкой для определения позиции крупного украинского бизнеса.

Цель первого этапа может считаться достигнутой, когда «противостояние» премьера и президента обостряется до крайности — их сторонники в массовом порядке выходят на улицы города. Именно это даёт возможность восстановить электоральный потенциал Ющенко и перехватить инициативу у Юлии Тимошенко. Тем более если в качестве основного «полевика» использовать не менее одиозную фигуру Юрия Луценко. Только в отличие от «неистовой Юлии» последний реально управляем.

2. Торги

Этот этап начинается, точнее уже начался, с переговоров между лидерами. Для их легитимности снова призываются различные международные силы. Первым появился в Киеве заместитель председателя Европарламента Марек Сивич, потом экс-президент Польши Александр Квасневский, затем настал черёд 20 депутатов российской Думы. В результате обе стороны готовят встречные предложения, которые, если подойти к ним непредвзято, действительно устраняют перекос во властных полномочиях президента и премьера. В сторону президента.

Пока ведутся переговоры, на заднем плане готовится решение украинского Конституционного суда, которое «в силу множественности вариантов трактовки несовершенного основного закона» содержит базовый рефрен — «судите сами». Решением суда или повторным указом президента срок выборов в Верховную Раду переносится на осень 2007 года. Этим даётся возможность провести дополнительные акции по консолидации электорального поля.

3. Разделяй до осени

Следующий возможный этап операции — обращение основных игроков к международному сообществу. Здесь необходима точно выверенная парная игра. Ющенко как всегда аппелирует к западным демократиям и получает соответствующий респект от Буша — приглашение вступить в НАТО, чем ещё поднимает? свой авторитет в среде «оранжевых», а Янукович осваивает российское направление. Здесь вариантов много — не исключены сепаратные переговоры с «донецкими», обещания «правильного транзита» и создания в будущем единого металлургического холдинга с «Северсталью».

В результате озвучивания этих тем, близких каждой из основных электоральных групп Украины — «западной» и «восточной», каждый из политиков концентрирует потенциалы на своей стороне «диполя». На базе коалиции Януковича формируется новая партия. Процесс партстроительства затрагивает и «Нашу Украину» — на её базе происходит объединение «прозападных» политических партий и движений.

4. И властвуй пять лет

Окончательную точку в истории о том, как «поссорились» два Виктора — Ющенко и Янукович, ставят выборы в Верховную Раду, которые пройдут в конце октября 2007 года. Их прогнозируемым результатом, как, вероятно, считают авторы комбинации, должна стать двухпартийная Верховная Рада. Этому, вероятно, послужит и возможная коррекция выборного законодательства, при которой будет резко поднята процентная представительская планка.

Отметим, что одновременно с «главными» выборами должны быть проведены и выборы в местные органы самоуправления для «компенсации» существующего преимущества в них со стороны «оранжевых».

Радикальный политический край в лице Петра Симоненко, Натальи Витренко и Юлии Тимошенко с остатками «БЮТа» оказывается в новой Раде либо непредставленным, либо очень малочислененным и не сможет влиять на принятие принципиальных решений. Верховную Раду возглавляет «третейский судья», в нашем случае весьма вероятна фигура того же Анатолия Кинаха или Виталия Гайдука — ныне действующего в виде связующего звена между «донецкими» и Виктором Ющенко.

Именно такая комбинация обеспечивает Украине стабильность на ближайшие пять лет.

Невмешательство по-русски

Официальная позиция России — невмешательство в этот искусственный конфликт — свидетельствует о понимании ситуации на высшем политическом уровне. Не зря от комментариев по ситуации на Украине воздерживается не только Президент России Владимир Путин, но и оба лидера Федерального Собрания, и премьер с двумя первыми вицепремьерами. Новой России, вступающей в эпоху смены верховной власти, не нужен киевский «театр двух актёров». Она действует только на экономической основе, и вариантов для воздействия на ситуацию у нее сейчас гораздо больше, чем у «западного» мира. Только от России зависит дать или не дать Киеву столь необходимый тайм-аут до осени этого года и далее на пять лет.

Пока планы диверсификации энергоснабжения Украины остаются только планами, главный «крантик от всего» находится у «Газпрома». Впрочем, как и другие, чуть меньшие, «крантики» в руках «ЛУКОЙЛа», «Татнефти», «Альфагрупп», «Базового элемента» и других крупнейших компаний, продолжающих осваивать украинские рынки вне зависимости от политической конъюнктуры. Или просто формируя её.

Есть единственный момент, который делает приведённую нами версию абсолютно неправдоподобной. Она априори предусматривает полное невмешательство России в ситуацию с «переделом власти» не только на политическом уровне, но и на уровне экономических субъектов.

Однако если посмотреть с другой стороны, эта версия абсолютно реальна, если действия обоих Викторов были предварительно согласованы именно с Москвой, а не с Вашингтоном.
Игорь НИЕСОВ, доктор философии, президент компании «Психология и бизнес online»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru