Русская линия
Русская линияДиакон Димитрий Арсентьев30.05.2007 

Что выбирает русская интеллигенция

20 мая в Калуге завершил работу II Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». Местом его работы стали также Москва, Оптина пустынь и Козельск. В нем участвовали более ста ученых, деятелей культуры, священнослужителей, представителей общественных объединений.

Своей основной задачей форум поставил «рассмотрение путей решения совместными усилиями гражданского общества, Русской Православной Церкви и структур власти духовно-нравственных проблем в обществе, семье и государстве с эффективным использованием традиционного духовного и культурного наследия России».

1. ОГЛЯНУТЬСЯ И ПОНЯТЬ

Духовная позиция интеллигенции по основным вопросам социального и культурно-исторического бытия Россия всегда была важна для русского общества. Настоящая интеллигенция, — глубоко образованные, по-христиански мыслящие, верующие люди, — постоянно стремилась понять внутреннюю духовную жизнь русского народа, осмыслить ее, сохранить в классической культуре проявления этой жизни. С другой стороны, именно часть интеллигенция была проводником тех идей, что стали причиной событий 1905−1917 годов и последующих кровавых десятилетий.

Сегодня пришло время не просто восстанавливать разрушенные духовно-нравственные традиции, но и оглянуться назад, на последние двадцать лет церковно-общественного развития, понять, что уже сделано, а что еще только предстоит, и как.

Причем не только церковная, но и светская власть осознает исключительную важность того, какой духовный выбор сделает российская интеллигенция, и будет ли он основан на святоотеческом наследии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в обращении к форуму сказал: «От духовного выбора интеллигенции и всего общества в целом зависит будущее России, её безопасность и жизнь будущих поколений… возрождение нашей страны невозможно без обращения к духовному и культурному наследию». Министр культуры А. С. Соколов считает, что «наше наследие — оптинское старчество, корни строительства высокой духовности. Образование россиян… является сегодня приоритетом государственной политики… предназначение интеллигенции: научением, воспитанием, примером своей жизни…растить новые чистые поколения граждан».
Похожие мнения прозвучали и 19 мая на открытии форума в Калуге. Архиепископ Людиновский Георгий отметил:

- В наследие России входит не только территориальное богатство и некое экономическое положение, но прежде всего — богатство религиозно-духовное, православно-христианское, нравственное как самое необходимое благо для жизни всего народа российского. Каждый народ в истории бережно хранит свое предыдущее наследие как ценное сокровище в своей жизни. В нашей стране не всегда четко придерживались единой мировоззренческой, политической, философской и православно-христианской позиции. В 1917 году оказались совсем от предыдущего российского наследия, считая его абсурдным и даже опасно вредным. В конце XX столетия также поставили «крест» на советской эпохе, да и не пересмотрели глубоко и тщательно наследие предшествовавших советскому периоду веков.

В настоящее время мы должны дорожить своим духовно-религиозным наследием, усваивать его своим сознанием и сердечной расположенностью, духовно-нравственно совершенствоваться. Интеллигенция здесь вместе с Православной Церковью — главное звено в оздоровлении нашей страны и нашего народа… Это элита, это мозг, разум, движущая сила нашего общества.

2. ИНТЕЛЛИГЕНТА НАДО ВОСПИТАТЬ!

Действительно, основным носителем и источником преобразований в России всегда была интеллигенция. И потому к ней всегда предъявлялись повышенные требования. Сегодня наша страна снова нуждается в глубоких изменениях, прежде всего — в оздоровлении духовной ситуации.

Но кто будет заниматься этим? Способны ли современные российские интеллигенты повести за собой народ к высотам духовно-нравственного совершенствования?

По высказываниям, которые звучали на секциях, можно судить, что современный российский интеллигент весьма далек от того идеала деятеля культуры, науки, государства и общества, который представляли собой Александр Пушкин, Антон Чехов, Петр Чайковский, Дмитрий Менделеев…

Усредненный тип советско-российского интеллигента, согласно мнению некоторых участников форума, таков: человек, во всем облике которого сквозит этакая богемная небрежность, самодовольство мнимой самостоятельностью в творческих поисках. При неудачах он часто впадает в уныние, апатию ко всему окружающему. А это — уже хорошая почва для алкоголизма и наркомании. Возможно, такой психологический портрет несправедлив. Но согласитесь, что он — не беспочвенен! Ведь не бывает дыма без огня… Сможет ли такой человек увлечь за собой других людей к высоким целям? Конечно, нет!

В чем причина существования такого стереотипа? На этот вопрос в интервью нам попытался ответить заместитель председателя Межвузовской ассоциации молодых историков-филологов (МАМИФ) Вадим Венедиктов:

- Перед тем, как прибыть в Калугу, мы заехали в храм Архистратига Михаила и так получилось, что первый круглый стол мы провели в его конференц-зале. Как раз там поднимался вопрос о том, кто такой интеллигент, и были разные мнения. Кто-то вспомнил выражение Михаила Афанасьевича Булгакова, что интеллигент — это вовсе не обязательно идиот. Кто-то привел более нелестные отзывы об интеллигенции Владимира Ильича Ульянова.

Эти фразы произносят сами люди, относящиеся к интеллигенции. То есть, они понимают радикальные точки зрения на интеллигенцию. И понимают, что времена, которые мы сейчас переживаем, — для интеллигенции не самые лучшие, потому что и наука, и культура сегодня не в моде. По крайней мере, в России так сейчас складывается.

И интеллигентным человеком быть сегодня не в моде. Если Вы являетесь интеллигентом, то должны быть готовы к тому, что Вас будут отовсюду гнать, что Вы не пройдете в каком-то деле административные препятствия. Умный человек сегодня нереализован.

Член МАМИФ Андрей Мельков считает, что в составе современной российской интеллигенции очень мало молодежи. Причем нынешние молодые интеллигенты поставлены перед очень трудным выбором:

- Сегодня мы призваны или действительно быть таким образцом, эталоном для нашего молодого поколения или же скатиться в пропасть, уподобиться бессловесной твари.

Причем есть даже такая закономерность. У нас в Московском университете на историческом факультете среди выпускников всегда есть своеобразное разделение. Люди, закончившие истфак, либо становятся верующими, воцерковленными, либо просто отторгнутыми от русской культуры, от русской действительности, от всего родного. И поэтому сегодня в рамках такого жесткого выбора перед молодежью нам действительно предстоит или вырваться из этого опасного пути, или погибнуть окончательно.

3. ИСТИННАЯ КУЛЬТУРА — ЭТО ПРЕОБРАЖЕНИЕ!

Совершенно ясно, что современной интеллигенции, чтобы сделать правильный духовный выбор, не хватает связи с традиционной русской православной культурой, с ее святыми носителями. Той связи, которая была, например, со старцами Оптиной пустыни у Николая Гоголя, Константина Леонтьева, у других выдающихся людей России…

Мысль о необходимости такой связи в своем обращении к участникам II Оптинского форума, которое зачитала кинорежиссер Маргарита Григорьева, высказал председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков:

- Культура в лице лучших представителей русской интеллигенции всегда имела духовную связь с Оптиной пустынью. Возрождение этой традиции сегодня не только радует, но и вселяет надежду на исцеление больной культуры. Я надеюсь, что Оптинский форум внесет свой значительный вклад в возрождение православной культуры, что, наконец, духовно-нравственные приоритеты культуры будут иметь государственную поддержку.

Живым примером связи лучшей части русской интеллигенции с духовниками из Оптиной может служить жизнь кинорежиссера Маргариты Григорьевой:

- Самое главное, как мне кажется, что произошло за эти годы богоборчества, это то, что традиция все-таки была сохранена. И то изумительное событие, которое произошло на Вознесение в этом году, — воссоединение Русской и Зарубежной Православной Церквей. Это есть свидетельство того, что всегда жива была Церковь Российская, всегда были подвижники, которые отдавали ей до конца жизнь свою. И это торжество, последствия которого мы еще не осознаем до конца, основано на мученической крови многих русских подвижников.

Одним из них был мой духовный отец — духовный сын последнего старца Оптиной иеросхимонаха Нектария. Он с пяти лет уже ездил в Оптину. Его мать, земская учительница, была тайной монахиней и тоже являлась духовной дочерью оптинского старца.

Мой духовный отец унаследовал крест оптинский от старца оптинского Нектария, который, в свою очередь, унаследовал крест от старца Амвросия. Старец Амвросий благословлял им Гоголя, Достоевского. Потом оптинский старец Нектарий этим крестом благословлял своих духовных детей Анну Ахматову, Гумилева, Блока, художника Бруни…

И наш отче этим же крестом благословлял Валентина Распутина, Крупина, режиссеров. Он очень хотел быть монахом, но его старец Нектарий благословил поработать в миру, как Алешу Карамазова, и уже в 50-е принять священство. И, когда мой духовник принял священство, то приехал в город Елец, на родину Нектария Оптинского. Там он создал общину из деятелей культуры. И мне выпало великое счастье принадлежать к ней.

Он передавал нам слова старца Нектария: «Культура — это литургически организованное сознание. Культура — это прежде всего Преображение. Если нет света фаворского, то это не культура и не искусство. Так же, как пресуществляются хлеб и вино в Тело и Кровь Христову на Евхаристии, то и материальное произведение настоящего художника должно преобразиться в духовный свет и вызвать катарсис».

Мой духовный отец говорил, что художник берет свет прежде всего и в виде красок, слова полагает этот свет во гроб. А потом приходит зритель, и своим светом уже соприкасаясь с произведением, творит воскресение, извлекает свет художника, и слова, краски, музыка, звук превращаются в свет уже в душе этого человека-зрителя.

Мой духовный отец писал, что мы одержали величайшую победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. А сейчас война идет более страшная, может быть. Она идет в духовном плане. И выиграть ее сложнее, потому что прежде всего надо бороться с собой, со своими страстями и грехами. Но мир ждет именно от России вот эту победу.

4. ОПАСНОСТИ ВОЙНЫ ДУХОВНОЙ

Верно сказано, что сейчас идет жесточайшая духовная война. Однако, линия фронта проходит не только через человеческие души, но и по внешним сторонам нашей жизни. Часто она переходит и в область борьбы за национальные интересы нашей страны. Это тоже прозвучало в выступлениях на Оптинском форуме. Во время него состоялись конференции по нескольким важнейшим темам: «Духовно-культурное наследие, молодежь и образование в России», «Духовно-культурные аспекты демографии», «Перспективы построения в России нравственной экономики и предпринимательства», «Духовно-культурное наследие и организации культуры и образования для регионов России», «Наука и духовность», «Общество, власть и Церковь: соработничество для России». В рамках последней состоялся круглый стол «Проблема безопасности и обеспечение национальных интересов России». Его участники отметили, что над Россией и над каждым ее гражданином нависла целая система взаимосвязанных внутренних и внешних угроз.

Руководитель круглого стола профессор Владимир Лутовинов напомнил собравшимся, что, начиная с 2000 года, были разработаны государственные концепции, в которых формулируются национальные интересы России и задачи ее национальной безопасности, а также — доктрина противодействия информационной войне против нашей страны:

— Круг проблем основных задается этими документами. У России очень много угроз. Есть система внутренних и система внешних угроз. Согласно концепции национальной безопасности, преобладают внутренние угрозы: и национализм, и сепаратизм, и межнациональная рознь, и межконфессиональные противоречия…

О внешних угрозах в концепции национальной безопасности достаточно завуалировано говорится, хотя мы знаем, что главная угроза — США и их союзники, которые постоянно и системно воздействуют на русскую цивилизацию и делают все, чтобы она прекратила свое существование.

В концепции говорится об экономической, финансовой, информационной, культурной и духовной безопасности. Духовная безопасность — это огромная проблема. Ей уделено незаслуженно мало внимания! Причем ее нередко пытаются свести к религиозной безопасности. Мол, борьба со всякими сектами и «целителями» — дело только конфессий. А о том, что под угрозой оказываются основы Православия, нормы христианской нравственности, без которых государство существовать не может, и речи нет.

Почему настолько эффективна американская и вообще западная внешняя политика? К сожалению, мы же им проигрываем. Например, мы потерпели поражение в холодной войне. Ответ в том, что они своим государственным и национальным интересам всегда и во всем следуют.

Когда Горбачев ездил и упражнялся в «общечеловеческих ценностях», Запад просто был в шоке. Горбачеву был задан вопрос: «А как же Вы относитесь к своим национальным интересам?» Он сказал: «А зачем они нам? Есть общечеловеческие интересы, и из этого мы и исходим…» Маргарет Тэтчер так ответила на аналогичный вопрос: «Какие могут общечеловеческие ценности?! Интересы Британии превыше всего!»

Когда-то император Александр III говорил своему наследнику, будущему императору Николаю II: «У России только два надежных союзника — ее армия и флот». Жаль, что эти слова не помнят многие современные российские политики.

Сегодня ясно, что Россия сама должна заботиться о собственной безопасности и государственной, и национальной, и духовной, не оглядываясь ни на каких «дядюшек» из-за океана. У нас есть собственные национальные интересы. И главный из них состоит, прежде всего, в сохранении традиционного искусства и культуры, опирающихся на коренные православные, христианские устои нашей жизни.

II Оптинский форум, хоть и вызвал в моей душе некоторые нарекания по части его внешней организации, тем не менее, стал ярким событием в духовной и культурной жизни России. Трудно описать все его итоги, но главный результат уже очевиден. Форум позволяет сделать вывод, что для того, чтобы выжить нам как народу, необходимо срочно восстановить и укрепить связь между культурой современной России и носителями духовных традиций.

Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале «Православный Христианин»

http://rusk.ru/st.php?idar=111615

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Владимир Бирюков    19.10.2007 01:35
Александру У:
У меня и в мыслях не было говорить о презрении к людям, кем бы они ни были. Меня, бывает, от самого себя тошнит, так как же я могу судить или презирать других. Но вот, ту окраску деятельности людей, или, иными словами, дух можно воспринимать по-разному. И, говоря о нормальных людях, я имел в виду норму, установленную Евангелием.
  Александр У    18.10.2007 15:55
Владимиру Бирюкову--> Точно. Только, если кого презираем, значит сами на них походим. (это я про "нормальных людей") А все эти деления на группы людей (интеллигенция, элита, ..) есть обоснование для будущего насилия. Ибо все мы равны в ответе перед создателем. Ввели же эти классификации те кто насилие проповедует как дело доброе и неизбежное.
  Александр С    29.09.2007 08:48
Lucia Но при первых признаках того, что у людей есть желание смотреть выше – в небо, он начинает брызгать слюной.

Уж какие ``слюни`` у некоторых так называемых православных мы видим на всяком форуме, и этот тому свидетельство. Какая интеллигенция не пойдёт за Христом, какой убийца и какой насильник, какой пьяница, какая блудница и наркоман? Только не видят Христа все перечисленные в тех самых православных, которые по названию таковы, а по сути, дальше и сами знаете… Не надо на зеркало пенять, говорит народная мудрость… И ещё насилие порождает насилие. Костры, дыбы, расстрелы, пытки инакомыслящих породили революцию и худшее из насилий. Если кто – то опять желает насилием доказывать православие, а не словом веры, то можете не сомневаться, что из толщи столетий выйдут опять люди в красных будёновках и снова перестреляют всех, кто так или иначе был причастен к тому, что и рядом со Христом Богом не стояло…
  Lucia    29.09.2007 00:04
"Образованный человек" тоже понятие растяжимое. Интеллигент же. следует добавить – это, независимо от уровня образования человек, претендующий быть совестью нации, воплощенной укоризной стоять перед отчизной и т.д. Он даже может иметь вид воспитанного человека, впрочем, до той лишь поры, пока все согласны считать его всем вышеперечисленным. Но при первых признаках того, что у людей есть желание смотреть выше – в небо, он начинает брызгать слюной.
  Владимир Бирюков    27.09.2007 17:11
Я думаю, что корень всех бед интеллигенции обозначен в самом начале библейского повествования, я о вкушении с древа познания добра и зла. Когда неподготовленный смирением ум начинает кичиться знаниями – это беда. Вот и интеллигенция думает, что лучше знает, как лучше и в результате превозносит себя над плебеями. Все тот же грех гордыни, только утонченный. Тем он и страшен, что не сразу заметен или понятен, но хочешь, не хочешь, а зловонный душёк (как правильно заметил Сергей Леонидович Шараков), нет, нет, да проступает, и нормальных людей от этого духа тошнит.
  Ольга Ю.    27.09.2007 15:32
По поводу определения для слова интеллигент. По-моему в "Русской идее" Н.А. Бердяев пишет, что русская интеллигенция началась со слов Радищева из его книги "Путешествие из Петербурга в Москву" – " Я оглянулся вокруг – и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала". Т.е. самой характерной чертой интеллигента по его мнению является сострадание к ближнему. Слово интеллигент действительно иностранное, но не в одном из языков не имеет такого значения (хотя большинство участников форума тоже с ним такого значения не связывают), а просто обозначает образованного человека. Далее (после Радищева) часть русской интеллигенции, начиная с сострадания к угнетенному, постепенно эволюционирует до принципа "Все позволено", впадает в богоборчество и т.д.
Не могу согласиться, что интеллигенция должна перестать быть интеллигенцией(если употреблять слово в приведенном выше смысле), просто часть интеллигенции должна вернуться к вере.
  Михаил Конопля    26.09.2007 23:58
Часто вспоминаю Льва Гумилёва в одной из последних телепередач с его участием.

Его спросили:
– Вы интеллигент?

Он ответил:
– Нет. Я – солдат!

Такую самоидентификацию выразил один из выдающихся людей Русского Мира XX-го века. Солдата в себе поставил значительно выше, чем интеллигента.

От этого он мне стал понятнее, ближе и значимее как Русский Человек.

Михаил Конопля
26 сентября 2007
  Владимир Бирюков    26.09.2007 22:03
Тогда вопрос о правильности выбора для интеллигенции может быть решен только следующим образом – интеллигенция должна перестать быть интеллигенцией, а стать просто образованными русскими людьми с живой связью с русским народом.
  С. Шараков    26.09.2007 21:32
Вы поняли правильно. Посмотрите в постах к этой статье: я привожу цитату Лосева. Мыслитель писал очень емко. так, он называет интеллигенцию нашу беспризорной. Это так и есть. Причем, беспризорность эта носит духовный характер. Об оторванности русской интеллигенции от народных, православных корней говорил Достоевский. Многие уважаемые люди на форуме РЛ (Юрьев, Филонов и др) оценивают интеллигенцию иначе. Думаю, здесь нет противоречия. скорее, здесь вопрос терминологический. я, например, называю себя образованным русским человеком, а не интеллигентом. Все-таки интеллигенция – социальная общность, имеющая дату своего рождения. К тому же эта общность имеет свой, ни на что не похожий и четко улавливаемый дух – это особый дух, в котором соединены гордость, мелкое тщеславие, духовная косность и вечная устремленность в неопределенную даль. Ленин был типичным русским интеллигентом. Интеллигентом был Чехов, который за минуту до смерти потребовал шампанского и сказал: " Ich sterbe" (я умираю). Интеллигентом был Д. С. Лихачев, который всю жизнь писал о древнерусской литературе и умудрился остаться либералом. он был верующим, но церковная вера оказалась для него чем-то "уж чересчур". Типичным интеллигентом является и Солженицын (Юрьев, простите, искренно у Вас прошу прощения, так как помню, что вы с уважением относитесь к писателю. не утверждаю, что прав, но чувствую дух интеллигента за версту и дух этот ощущаю мне чуждым. вот и Солженицыну не верю и все тут).
  Алексей Филонов    26.09.2007 20:37
"К сожалению, бывает и так, что интеллигента, так сказать, по роду занятий или по происхождению совсем нельзя назвать культурным человеком" – Абсолютно верно подмечено. Ленина возьмите – вот замечательный пример интеллигента, пожирающего уже самого себя. Кто ж не помнит его знаменитого определения предмета: "Интеллигенция – это г…о!". Даже не знаешь, возражать ли ему…

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика