Русская линия | Диакон Димитрий Арсентьев | 30.05.2007 |
Своей основной задачей форум поставил «рассмотрение путей решения совместными усилиями гражданского общества, Русской Православной Церкви и структур власти духовно-нравственных проблем в обществе, семье и государстве с эффективным использованием традиционного духовного и культурного наследия России».
1. ОГЛЯНУТЬСЯ И ПОНЯТЬ
Духовная позиция интеллигенции по основным вопросам социального и культурно-исторического бытия Россия всегда была важна для русского общества. Настоящая интеллигенция, — глубоко образованные, по-христиански мыслящие, верующие люди, — постоянно стремилась понять внутреннюю духовную жизнь русского народа, осмыслить ее, сохранить в классической культуре проявления этой жизни. С другой стороны, именно часть интеллигенция была проводником тех идей, что стали причиной событий 1905−1917 годов и последующих кровавых десятилетий.
Сегодня пришло время не просто восстанавливать разрушенные духовно-нравственные традиции, но и оглянуться назад, на последние двадцать лет церковно-общественного развития, понять, что уже сделано, а что еще только предстоит, и как.
Причем не только церковная, но и светская власть осознает исключительную важность того, какой духовный выбор сделает российская интеллигенция, и будет ли он основан на святоотеческом наследии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в обращении к форуму сказал: «От духовного выбора интеллигенции и всего общества в целом зависит будущее России, её безопасность и жизнь будущих поколений… возрождение нашей страны невозможно без обращения к духовному и культурному наследию». Министр культуры А. С. Соколов считает, что «наше наследие — оптинское старчество, корни строительства высокой духовности. Образование россиян… является сегодня приоритетом государственной политики… предназначение интеллигенции: научением, воспитанием, примером своей жизни…растить новые чистые поколения граждан».
Похожие мнения прозвучали и 19 мая на открытии форума в Калуге. Архиепископ Людиновский Георгий отметил:
- В наследие России входит не только территориальное богатство и некое экономическое положение, но прежде всего — богатство религиозно-духовное, православно-христианское, нравственное как самое необходимое благо для жизни всего народа российского. Каждый народ в истории бережно хранит свое предыдущее наследие как ценное сокровище в своей жизни. В нашей стране не всегда четко придерживались единой мировоззренческой, политической, философской и православно-христианской позиции. В 1917 году оказались совсем от предыдущего российского наследия, считая его абсурдным и даже опасно вредным. В конце XX столетия также поставили «крест» на советской эпохе, да и не пересмотрели глубоко и тщательно наследие предшествовавших советскому периоду веков.
В настоящее время мы должны дорожить своим духовно-религиозным наследием, усваивать его своим сознанием и сердечной расположенностью, духовно-нравственно совершенствоваться. Интеллигенция здесь вместе с Православной Церковью — главное звено в оздоровлении нашей страны и нашего народа… Это элита, это мозг, разум, движущая сила нашего общества.
2. ИНТЕЛЛИГЕНТА НАДО ВОСПИТАТЬ!
Действительно, основным носителем и источником преобразований в России всегда была интеллигенция. И потому к ней всегда предъявлялись повышенные требования. Сегодня наша страна снова нуждается в глубоких изменениях, прежде всего — в оздоровлении духовной ситуации.
Но кто будет заниматься этим? Способны ли современные российские интеллигенты повести за собой народ к высотам духовно-нравственного совершенствования?
По высказываниям, которые звучали на секциях, можно судить, что современный российский интеллигент весьма далек от того идеала деятеля культуры, науки, государства и общества, который представляли собой Александр Пушкин, Антон Чехов, Петр Чайковский, Дмитрий Менделеев…
Усредненный тип советско-российского интеллигента, согласно мнению некоторых участников форума, таков: человек, во всем облике которого сквозит этакая богемная небрежность, самодовольство мнимой самостоятельностью в творческих поисках. При неудачах он часто впадает в уныние, апатию ко всему окружающему. А это — уже хорошая почва для алкоголизма и наркомании. Возможно, такой психологический портрет несправедлив. Но согласитесь, что он — не беспочвенен! Ведь не бывает дыма без огня… Сможет ли такой человек увлечь за собой других людей к высоким целям? Конечно, нет!
В чем причина существования такого стереотипа? На этот вопрос в интервью нам попытался ответить заместитель председателя Межвузовской ассоциации молодых историков-филологов (МАМИФ) Вадим Венедиктов:
- Перед тем, как прибыть в Калугу, мы заехали в храм Архистратига Михаила и так получилось, что первый круглый стол мы провели в его конференц-зале. Как раз там поднимался вопрос о том, кто такой интеллигент, и были разные мнения. Кто-то вспомнил выражение Михаила Афанасьевича Булгакова, что интеллигент — это вовсе не обязательно идиот. Кто-то привел более нелестные отзывы об интеллигенции Владимира Ильича Ульянова.
Эти фразы произносят сами люди, относящиеся к интеллигенции. То есть, они понимают радикальные точки зрения на интеллигенцию. И понимают, что времена, которые мы сейчас переживаем, — для интеллигенции не самые лучшие, потому что и наука, и культура сегодня не в моде. По крайней мере, в России так сейчас складывается.
И интеллигентным человеком быть сегодня не в моде. Если Вы являетесь интеллигентом, то должны быть готовы к тому, что Вас будут отовсюду гнать, что Вы не пройдете в каком-то деле административные препятствия. Умный человек сегодня нереализован.
Член МАМИФ Андрей Мельков считает, что в составе современной российской интеллигенции очень мало молодежи. Причем нынешние молодые интеллигенты поставлены перед очень трудным выбором:
- Сегодня мы призваны или действительно быть таким образцом, эталоном для нашего молодого поколения или же скатиться в пропасть, уподобиться бессловесной твари.
Причем есть даже такая закономерность. У нас в Московском университете на историческом факультете среди выпускников всегда есть своеобразное разделение. Люди, закончившие истфак, либо становятся верующими, воцерковленными, либо просто отторгнутыми от русской культуры, от русской действительности, от всего родного. И поэтому сегодня в рамках такого жесткого выбора перед молодежью нам действительно предстоит или вырваться из этого опасного пути, или погибнуть окончательно.
3. ИСТИННАЯ КУЛЬТУРА — ЭТО ПРЕОБРАЖЕНИЕ!
Совершенно ясно, что современной интеллигенции, чтобы сделать правильный духовный выбор, не хватает связи с традиционной русской православной культурой, с ее святыми носителями. Той связи, которая была, например, со старцами Оптиной пустыни у Николая Гоголя, Константина Леонтьева, у других выдающихся людей России…
Мысль о необходимости такой связи в своем обращении к участникам II Оптинского форума, которое зачитала кинорежиссер Маргарита Григорьева, высказал председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков:
- Культура в лице лучших представителей русской интеллигенции всегда имела духовную связь с Оптиной пустынью. Возрождение этой традиции сегодня не только радует, но и вселяет надежду на исцеление больной культуры. Я надеюсь, что Оптинский форум внесет свой значительный вклад в возрождение православной культуры, что, наконец, духовно-нравственные приоритеты культуры будут иметь государственную поддержку.
Живым примером связи лучшей части русской интеллигенции с духовниками из Оптиной может служить жизнь кинорежиссера Маргариты Григорьевой:
- Самое главное, как мне кажется, что произошло за эти годы богоборчества, это то, что традиция все-таки была сохранена. И то изумительное событие, которое произошло на Вознесение в этом году, — воссоединение Русской и Зарубежной Православной Церквей. Это есть свидетельство того, что всегда жива была Церковь Российская, всегда были подвижники, которые отдавали ей до конца жизнь свою. И это торжество, последствия которого мы еще не осознаем до конца, основано на мученической крови многих русских подвижников.
Одним из них был мой духовный отец — духовный сын последнего старца Оптиной иеросхимонаха Нектария. Он с пяти лет уже ездил в Оптину. Его мать, земская учительница, была тайной монахиней и тоже являлась духовной дочерью оптинского старца.
Мой духовный отец унаследовал крест оптинский от старца оптинского Нектария, который, в свою очередь, унаследовал крест от старца Амвросия. Старец Амвросий благословлял им Гоголя, Достоевского. Потом оптинский старец Нектарий этим крестом благословлял своих духовных детей Анну Ахматову, Гумилева, Блока, художника Бруни…
И наш отче этим же крестом благословлял Валентина Распутина, Крупина, режиссеров. Он очень хотел быть монахом, но его старец Нектарий благословил поработать в миру, как Алешу Карамазова, и уже в 50-е принять священство. И, когда мой духовник принял священство, то приехал в город Елец, на родину Нектария Оптинского. Там он создал общину из деятелей культуры. И мне выпало великое счастье принадлежать к ней.
Он передавал нам слова старца Нектария: «Культура — это литургически организованное сознание. Культура — это прежде всего Преображение. Если нет света фаворского, то это не культура и не искусство. Так же, как пресуществляются хлеб и вино в Тело и Кровь Христову на Евхаристии, то и материальное произведение настоящего художника должно преобразиться в духовный свет и вызвать катарсис».
Мой духовный отец говорил, что художник берет свет прежде всего и в виде красок, слова полагает этот свет во гроб. А потом приходит зритель, и своим светом уже соприкасаясь с произведением, творит воскресение, извлекает свет художника, и слова, краски, музыка, звук превращаются в свет уже в душе этого человека-зрителя.
Мой духовный отец писал, что мы одержали величайшую победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. А сейчас война идет более страшная, может быть. Она идет в духовном плане. И выиграть ее сложнее, потому что прежде всего надо бороться с собой, со своими страстями и грехами. Но мир ждет именно от России вот эту победу.
4. ОПАСНОСТИ ВОЙНЫ ДУХОВНОЙ
Верно сказано, что сейчас идет жесточайшая духовная война. Однако, линия фронта проходит не только через человеческие души, но и по внешним сторонам нашей жизни. Часто она переходит и в область борьбы за национальные интересы нашей страны. Это тоже прозвучало в выступлениях на Оптинском форуме. Во время него состоялись конференции по нескольким важнейшим темам: «Духовно-культурное наследие, молодежь и образование в России», «Духовно-культурные аспекты демографии», «Перспективы построения в России нравственной экономики и предпринимательства», «Духовно-культурное наследие и организации культуры и образования для регионов России», «Наука и духовность», «Общество, власть и Церковь: соработничество для России». В рамках последней состоялся круглый стол «Проблема безопасности и обеспечение национальных интересов России». Его участники отметили, что над Россией и над каждым ее гражданином нависла целая система взаимосвязанных внутренних и внешних угроз.
Руководитель круглого стола профессор Владимир Лутовинов напомнил собравшимся, что, начиная с 2000 года, были разработаны государственные концепции, в которых формулируются национальные интересы России и задачи ее национальной безопасности, а также — доктрина противодействия информационной войне против нашей страны:
— Круг проблем основных задается этими документами. У России очень много угроз. Есть система внутренних и система внешних угроз. Согласно концепции национальной безопасности, преобладают внутренние угрозы: и национализм, и сепаратизм, и межнациональная рознь, и межконфессиональные противоречия…
О внешних угрозах в концепции национальной безопасности достаточно завуалировано говорится, хотя мы знаем, что главная угроза — США и их союзники, которые постоянно и системно воздействуют на русскую цивилизацию и делают все, чтобы она прекратила свое существование.
В концепции говорится об экономической, финансовой, информационной, культурной и духовной безопасности. Духовная безопасность — это огромная проблема. Ей уделено незаслуженно мало внимания! Причем ее нередко пытаются свести к религиозной безопасности. Мол, борьба со всякими сектами и «целителями» — дело только конфессий. А о том, что под угрозой оказываются основы Православия, нормы христианской нравственности, без которых государство существовать не может, и речи нет.
Почему настолько эффективна американская и вообще западная внешняя политика? К сожалению, мы же им проигрываем. Например, мы потерпели поражение в холодной войне. Ответ в том, что они своим государственным и национальным интересам всегда и во всем следуют.
Когда Горбачев ездил и упражнялся в «общечеловеческих ценностях», Запад просто был в шоке. Горбачеву был задан вопрос: «А как же Вы относитесь к своим национальным интересам?» Он сказал: «А зачем они нам? Есть общечеловеческие интересы, и из этого мы и исходим…» Маргарет Тэтчер так ответила на аналогичный вопрос: «Какие могут общечеловеческие ценности?! Интересы Британии превыше всего!»
Когда-то император Александр III говорил своему наследнику, будущему императору Николаю II: «У России только два надежных союзника — ее армия и флот». Жаль, что эти слова не помнят многие современные российские политики.
Сегодня ясно, что Россия сама должна заботиться о собственной безопасности и государственной, и национальной, и духовной, не оглядываясь ни на каких «дядюшек» из-за океана. У нас есть собственные национальные интересы. И главный из них состоит, прежде всего, в сохранении традиционного искусства и культуры, опирающихся на коренные православные, христианские устои нашей жизни.
II Оптинский форум, хоть и вызвал в моей душе некоторые нарекания по части его внешней организации, тем не менее, стал ярким событием в духовной и культурной жизни России. Трудно описать все его итоги, но главный результат уже очевиден. Форум позволяет сделать вывод, что для того, чтобы выжить нам как народу, необходимо срочно восстановить и укрепить связь между культурой современной России и носителями духовных традиций.
Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале «Православный Христианин»
http://rusk.ru/st.php?idar=111615
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая >> |