Православие.Ru | Норман Подгорец | 15.04.2005 |
Храм Похвалы Божией Матери — единственный сохранившийся храм древнего Петровского монастыря. Основание обители связано с почитаемым святым, внуком Батыя, крещёным Царевичем Петром. Память преподобного Петра, Царевича Ордынского, помещается в церковном календаре 13 июля по новому стилю. Однако, лет десять назад почти ничто не напоминало о святом на месте упокоение его святых мощей. Советская власть переименовала бывшую Петровскую слободу в улицу Ленинградскую и память о Петровском монастыре постепенно уходила вместе со старожилами. Все они в детстве, вместе с родителями посещали обитель, причащались на литургиях в монастырском соборе святых апостолов Петра и Павла, прикладывались к чудотворной гробнице царевича Петра. Все они помнят высокую стройную колокольню, которая как свеча указывал дорогу к обители. Кое-кто хорошо помнит, как репрессировали последнего настоятеля обители, архимандрита Симеона (Филиппова), как сбрасывали колокола с колокольни, как собор и колокольню взрывали. Среди воспоминаний детства, есть и руины Петропавловского собора, с которых как с горки можно было скатиться на санках. Шло время, и для новых поколений ростовцев это был уже не Петровский монастырь, а «Пивзавод». С молчаливого одобрения властей, на месте уже совсем стёртого с лица земли собора построили гаражи из белого кирпича, а рядом, недалеко от места погребения святых мощей притулились частные гаражики из старых автомобильных кузовов. Унылое, и совсем не святое место!
Со второй половины 90-х, на этом месте в день памяти Петра Царевича стала совершаться молитва, был поставлен памятный крест. Освятил и благословил почитание святого Петра правящий архиерей Ярославской и Ростовской епархии, владыка Кирилл. Впервые в 2003 году он с собором духовенства провёл здесь молебен и крестный ход. Запутанным оставался только правовой статус святыни. Долгие годы здесь находилось муниципальное предприятие «Агропромэнергосервис». Это хозяйство занимало хотя и не всю территорию бывшего Петровского монастыря, но зато самую интересную его часть. Гаражи над остатками собора, где могут находиться мощи святого и бывшая монастырская церковь Похвалы Божией Матери, построенная в 1692 году. Руководство предприятия тогда очень благосклонно относилось к верующим.
Храмы такого ранга и древности, как храм Похвалы Богородицы, обычно является памятником истории, культуры, и распоряжается такими объектами областной департамент истории культуры и туризма. Однако здесь предстояла редкая возможность: храм не был под охраной государства, и мог быть передан православной общине в собственность. Что и было сделано с подобающей торжественностью. На радостях православная община стала заниматься первоочередными ремонтно-восстановительными работами. Несложно догадаться, что особо большими средствами она, при этом, не располагала.
Как писали многие газеты, сельские электрики стали банкротами. Новый конкурсный управляющий оспорил в арбитражном суде акт передачи. После этого он предложил общине покрыть долги предприятия, и тогда всё уладить. С этого момента и начался газетный, а затем и телевизионный взрыв внимания к церкви Похвалы Богородицы в Ростовском Петровском монастыре.
Именно здесь, рассмотрев конфликтную ситуацию, мы имеем, наконец, полное право погрузиться в историю, уже, казалось бы, такую далёкую. Да, древние летописи ничего не говорят нам о том, был или не был царевич Петр Ордынский в Ростове в XIII веке. И наоборот, более поздние ростовские летописи XIX века смело называют его по имени-отчеству, как в монгольском, так и в русском варианте, и рассказывают про него много такого, о чём, в пору сказать, он сам про себя не знал. В Ростове в XIII веке велась летопись, однако летописцы (или те, кто копировал их сочинения) не удосуживались назвать имена княгинь, которых выдавали замуж за ростовских князей. Поэтому нет смысла ожидать отсюда каких-либо известий о святом Петре.
Единственным историческим источником сведений о святом Петре и об основании Петровского монастыря является литературный памятник древнерусской письменности, и он называется: «Житие преподобного Петра, Царевича Ордынского». Житие не скрывает, что написано уже внуками этого человека. Можно не сомневаться в существовании святого Петра. Благодаря исследованиям синодиков и родословных, стало известно, что среди многочисленных потомков святого родился знаменитый иконописец Древней Руси Дионисий. С житием Петра Царевича можно ознакомится в церковных и в светских книгах, в сборниках житий, Прологах, дореволюционных описаниях Петровского монастыря. Одна из последних публикаций имеется в замечательной книге «Древнерусские предания» (Ленинград, 1982). В ней житие опубликовано по одному из ранних списков, а также имеется перевод на русский язык.
Непосредственное обращение к житию святого Петра Царевича заставляет вспомнить, что история повторяется. Только один раз как трагедия, другой раз как фарс. Первую церковь на спорном теперь месте заложил сам Царевич Петр по особому откровению от святых апостолов Петра и Павла и с их помощью. Как рассказывали внуки святого Петра, апостолы вручили ему мешочек с деньгами на строительство храма. Явление апостолов Петра и Павла молодому царевичу и ростовскому епископу (святителю Игнатию) возбудили благочестивый порыв ростовского князя, в житии не названного по имени. Он решил поучаствовать в закладке нового храма. После окончания церемонии, князь совершил неожиданный поступок: «всед на конь, и глумяся изрече Петру. Петре, владыко тобе церковь устроит, а яз места не дам, что сотвориши?» (сев на коня с издевкой сказал Петру. Петр, владыка устроит тебе церковь, а я места для храма не дам, что будешь делать?) Житие не могло утаить и мотивы такого странного предложения ростовского князя: «Князь же яко виде мешца Петрова в епископьи, и помолча и помысли, колико отлучит от владыки и от святых апостол». Петр Царевич потому и был назван святым, потому что согласился на это справедливое, вроде бы, но на самом деле, дерзкое требование. Была размечена земля, оговорены все условия, и с того дня эта земля стала достоянием Церкви, священной, принадлежавшей Ей по праву. Поэтому, отобранная незаконно в XX веке, без компенсации, без возмещения ущерба, эта земля должна быть возвращена законному владельцу.
Священная земля и храм будут возвращены Церкви в ближайшее время. Очевидна лишь некрасивость, нелегитимность попытки продажи церковного достояния. Именно эта нелепость приковала внимание журналистов к этой истории, но произошло это не без промысла Божия, поскольку в ходе кампании в средствах массовой информации о попытке так называемых торгов, многие и многие люди узнали о святом и историческом месте. Ростовский Петровский монастырь всегда был и будет святым местом Ростова Великого. И ещё, он является своеобразным памятником подлинной дружбы народов, основанной на спасительной и всепрощающей вере во Христа.
14.04.2005