Известия | Сергей Лесков | 15.04.2005 |
Церковь, уверены многие, всегда стояла на пути прогресса. В Индексе запрещенных книг, введенном в 1571 году, значились Декарт и Спиноза, Гоббс и Юм, Гольбах и Гельвеций, Вольтер и Руссо, Лессинг и Прудон, писатели и энциклопедисты. Индекс издавался до 1948 года и был упразднен лишь в 1966 году. В 1864 году, когда мир стоял на пороге научно-технической революции, папа выпустил один из самых позорных церковных документов Силлабус, перечень 80 главных заблуждений — свобода науки, социализм, рационализм…
Но бывали периоды, когда религиозное сознание влияло на науку. Не случайно расцвет техники пришелся на христианский мир. Начиная с XVI века снимается жесткое, наложенное античным сознанием разделение между природным и искусственным, то есть созданным человеком. Один из творцов механики — Декарт доказывал, что вещи сконструированного мира ведут себя точно так, как вещи реального мира. До законов природы можно доискаться, как до секрета часового механизма. Природа предстала как machina mundi — машина, созданная Творцом. Благодаря догмату о Богочеловеке Земля и Небо, что было бы для Аристотеля кощунством, слились, их законы совпали.
Из всех наук более всего поссорила ученых и богословов астрономия. Лукавая усмешка истории в том, что сегодня астрономия более всего способствует сближению науки и религии. Современная ее ветвь космология — наука о возникновении и строении мира — утверждает, что Вселенная возникла из сингулярности, то есть из бесконечно раскаленной точки бесконечно малого объема и бесконечно большой плотности. Эта теория называется Большим Взрывом. Событие, как вычислено, произошло около 14 миллиардов лет назад. До этого момента времени вовсе не было. Большой Взрыв признают и верующие астрономы, и атеисты. Сформулирована теория бельгийским священником, астрономом и президентом Папской академии наук Жоржем Леметром. Большой Взрыв в деталях повторяет картину Сотворения мира, которая описана в Библии.
Папа римский Иоанн Павел II говорил, что вера и разум суть два крыла, возносящие дух человеческий к истине. Это определяло отношение к науке папы, который мягко извинился за преследования Галилея и Дарвина. Он не осуждал ни космологическую концепцию, ни эволюционную. (Найден выход: сотворение подверженной эволюции материи и сотворение души — разные творческие акты Господа). Папа считал, что религия не должна оспаривать открытия науки, наделенной специальными средствами. Но ученые сами не могут использовать открытия, а религия подсказывает, как применить нажитые знания. Последний пример — клонирование.
Основатель квантовой механики Гейзенберг ехидно заметил, что Галилей не мог доказать вращение Земли вокруг Солнца и Церковь была права: поспешность науке вредит. И Джордано Бруно теорией о множественности обитаемых миров, положивший начало эпохе «зеленых человечков», тоже ничего доказать не мог. Некоторые ученые входят в азарт: вот бы нынче боролись с лженаукой, как инквизиция с ведьмами и магами. Ученые теперь святее того, кого пока в Риме нет.
14.04.2005