Русская линия
Русская линия Александр Пономарев20.04.2007 

Воскресение тела

Чтобы совершилось всеобщее воскресение людей в бессмертных преображенных телах — для этого должно придти второй раз Христу (Второе Пришествие). Пришествие Христа, сроки коего знает только Отец (Мф. 24; 36), знаменует собою конец истории (Мф. 25; 31). Христос же придет, когда Его не будут ожидать (Мф. 24; 42−44), «как тать ночью» (1 Фес. 5; 2- 3). Чтобы осуществился Суд (Ев. 9; 27), необходимо воскресить умерших на тот момент; посему, при Пришествии Господа умершие воскреснут в бессмертных телах (1Кор. 15; 53) при гласе Архангела (1 Фес. 4; 16) и при последней (1 Кор. 15; 52) трубе Божией (1 Фес. 4; 16). Сразу после того, как воскреснут мертвые, преобразятся в мгновение ока (1 Кор. 15; 52) еще на тот момент живущие (1 Фес. 4; 17). Все это — и воскресение умерших, и преображение еще живущих — произойдет после того, как вострубит последняя труба (1Кор. 15; 52). Предсказание Господа: «и пошлет [Сын Человеческий, т. е. Христос] Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24; 31) дает краткую общую картину этого момента.

Апостол Павел так напряженно ожидал Второго пришествия, что считал, что он не успеет умереть к тому времени. «Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15; 52). «Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не упредим умерших» (1 Фес. 4; 15). «Мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых» (1 Фес. 4; 16−17). Это напряженное ожидание было таким сильным, что Павел даже призывает тех, кто может откликнуться на его слово, не жениться: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7; 8). «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть как не имеющие» (1 Кор. 7; 29), ибо «женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7; 33), а «неженатый заботится о Господе, как угодить Господу» (1 Кор. 7; 32).

Чтобы осуществилось воскресение тела (нетленного), необходима смерть тленного тела (1 Кор. 15; 36). Мы будем носить в преображенных телах образ небесного, т. е. воскресшего Христа, как ОН явился апостолам (1 Кор. 15; 47), как до воскресения мы носим образ перстного, т. е. Адама (1 Кор. 15; 48). Воскресение необходимо, чтобы «наследовать» Царствие Божие, ибо тление (т.е. наша плоть до преображения) не наследует нетления (т.е. Царства Божия // 1 Кор. 15; 50). Итак, если наши тела не воскреснут, то и дорога в Царствие Небесное нам закрыта. В Царствии Небесном воскресшие люди не женятся, не выходят замуж, а пребывают «как ангелы на небесах» (Мф. 22; 30) — т. е. ведут совершенно иной образ жизни.

По воскресении будет суд над всеми людьми (Мф. 25; 32 // От. 20; 11−15), после чего воскресшие преображенные будут восхищены «в сретение Господу на воздухе», т. е. в Царствие Божие (конечно те из людей, кто удостоится этого), где и будут всегда с Ним (1 Фес. 4; 17). Христос, «когда одолеет всех врагов (1Кор. 15; 24−5) и последнего врага — смерть» (1 Кор. 15; 26), «передаст Царство Отцу» (1 Кор. 15; 24). Это и будет подлинный конец истории (1 Кор. 15; 24). И Сам Сын «покорится» Отцу и «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15; 28) — т. е. наступит Царствие Небесное — конечная цель существования человека.

Второе пришествие Господа, воскресение мертвых и преображение живых будет сопровождаться вселенской катастрофой: «Придет же день Господень как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3; 10), [новый перевод [1] дает более яркое представление: «стихии же раскаленные будут расплавлены, и земля и все дела на ней будут сожжены»; Господь в беседе с учениками о конце мира дал такие подробности, по-разному передаваемые евангелистами: «И будут знамения в солнце, и луне, и звездах» (Лк. 21; 25), а именно: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба» (Мк. 13; 24) и «силы небесные поколеблются» (Мф. 24; 29), и «море восшумит и возмутится» (Лк. 21; 25)], а пока что «нынешние небеса и земля…сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3; 7). Эта катастрофа увенчается преображением вселенной: «По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (1 Пет. 3; 13).

Таким образом, Воскресение — это не только воскресение и преображение тела человека, предполагающее сначала его смерть (преображение живущих вероятно будет в виде мгновенного умирания и такого же мгновенного воскрешения), но и воскресение, и преображение земли и неба, всей вселенной вообще, которая также должна предварительно погибнуть.

Итак, катастрофа приведет к новому небу и новой земле: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба» (Отк. 21; 1−2). «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Отк. 21; 5).

Апостол Павел, будучи восхищен до «третьего неба» (2 Кор. 12; 2−4), не может передать словами, что он там видел. Мы же знаем лишь то, что в раю не будет ни смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (От. 21; 4), и ничего уже не будет проклятого (От. 22; 3); а «побеждающий» будет сыном Самому Богу (От. 21; 7). О содержании вечной жизни в воскресении можно получить некоторое представление из других слов апостолов: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3; 2). «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Отк. 22; 4). «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13; 12). Сам Господь определяет вечность как богообщение: «Сия же есть жизнь вечная, да знают тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17; 3). Естественно мыслить Царствие Небесное как Новый Иерусалим в Откровении Иоанна Богослова: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец [т.е. Иисус Христос]» (Отк. 21; 22).

В Откровении Иоанна Богослова упоминается еще «воскресение первое» (От. 20; 5) — до прихода диавола, до Суда и до воскресения всех умерших. Говорится, что при этом «ожили» те из умерших смертью первой (т.е. смертью тела; тайнозритель видит души), кто был «обезглавлен» за свидетельство Иисуса и за слово Божие (От. 20; 4). «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (От. 20; 4−5). Первое воскресение имеет место до прихода сатаны в мир, ибо тот будет освобожден на малое время (От. 20; 3) после окончания «тысячи лет» (От. 20; 7).

«Тысяча лет», согласно (древнейшему из дошедших до нас) толкованию Андрея Кесарийского, означает время от Рождества до прихода Антихриста [2]. Таким образом, воскресение первое, по-видимому, символизирует предрайское состояние душ умерших — до всеобщего воскресения тел, до Суда и наступления Царствия Небесного (ибо, как уже было показано, нельзя войти в рай не воскреснув). Они записаны в книге жизни; это — живые для Христа, ищущие Его. Души прочих, не имеющих участия в воскресении первом, по-видимому, находятся в предадовом состоянии. Они называются «не ожившими», ибо не имеют жизни в Боге, не стремятся к Нему, не любят Его, в течение «тысячи лет» блюдутся ко дню Суда (2 Пет. 2; 9) и на Суде отойдут в смерть вторую (2 Пет. 2; 3 // От. 20; 13−15). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти» (От. 20; 6).

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (От. 20; 12). Противоположность Царствию Небесному составляет «озеро огненное и серное», куда повергается даже «смерть и ад» (От. 20; 14) и сам сатана (От. 20; 10). Это ад в бесконечности, «в квадрате» — смерть вторая. Слово «ад», греческое <…>, происходит от <…> и <…> (вид, видимость [3]) — место, лишенное света, мрачное, в котором ничего не видно [4]. В ветхозаветной части Библии «ад» передается словом <..> «шеол», от корня <..> «шаал» /"спрашивать", стоящем в форме отглагольного существительного, буквально «вопрошание». Отсюда же и имя Шауль (в русской традиции Саул или Савл), «испрошенный». Шеол, таким образом, это место, где задают вопросы… «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (От. 20; 15).

Впечатляет в этом отношении сошествие Христа в преисподнюю и Его проповедь там умершим: «ОН и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» (1 Пет. 3; 19). «Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4; 6). Господь озаботился, чтобы и умершие к тому времени смертью тела, смертью первой, получили возможность избежать смерть вторую и, таким образом, присоединиться к Церкви небесной, царствующей с Ним «тысячу лет», уже находясь по ту сторону, т. е. можно утверждать, что Евангелие было донесено до всего человечества в целом. Мы, живущие, слышим благую весть при жизни в этом мире — а дальше все зависит от нашего выбора — в воскресение второе или вторую смерть. У них тоже была возможность выбора дальнейшей участи — все справедливо. Это очень важное догматическое место в Писании, на котором отчасти основываются молитвы Церкви земной за усопших, и промышление Божие открывается с новой стороны. Итак, всякий человек проходит через смерть первую — но не всякий избегает смерть вторую.

Отец Георгий Флоровский однажды задался вопросом: «что войдет в „вечность“ (т.е. „рай“) из истории. Я установил принцип: человеческая личность в полноте ее конкретных данных и, стало быть, все личные соотношения: дружба, любовь. В этом смысле и культура, так как отпадение культурного облика в человеке его бы обезличило. Личность без конкретного культурного облика была бы только обломком человека. С другой стороны, ничто „объективно-историческое“ в вечность не войдет: нация как таковая, демократия, социализм — поскольку они неличны или безличны… У меня из всех „социальных категорий“ в вечность входила только Церковь» [5].

Как видно из самого замысла о воскресении тела, вне тела, без тела невозможно и помыслить человеческую личность. Поэтому «мы не даем названия „человек“ отдельно душе или телу, но тому и другому одновременно, ибо весь человек был создан по образу Божию», — говорит великий святой Григорий Палама (XIV век). «Тело призвано вместе с душой участвовать в неизреченных благах будущего века… ибо и у тела есть опытное постижение вещей божественных, когда душевные силы не умерщвлены, но преображены и освящены».

В воскресении человек получает новое — духовное, преображенное — тело, которого свойства известны по сопоставлению с телом воскресшего Христа: оно не подчинялось законам этого мира (голод, хотя Господь и вкушал пищу для убеждения апостолов, усталость, разложение), Господь мог проходить сквозь стены — и тем не менее, оно оставалось реальным телом, апостолы могли прикоснуться к нему и даже к его ранам. В воскресении не будет времени («и ночи там не будет» От. 22; 5) и пространства — старых земных условий — и поэтому не будет разницы возраста, если вообще понятие возраста здесь уместно. Надо полагать, люди будут «одного возраста». Естественно сохранится и пол каждого человека, так как понятие личности напрямую связано не только с телом, но и с тем или иным полом.

Итак, «жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (От. 22; 17), а «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится» (От. 22; 11). «Аминь, гряду скоро!» (От. 22; 20).

Аминь, гряди, Господи Иисусе!

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 — Перевод группы еп. Кассиана, (1970): «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа», М, РБО, 2001
2 — Лев Тихомиров «Религиозно-философские основы истории», М, 1998, с. 552
3 — Greek-English dictionary of the New Testament, UBS, Stuttgart, 1993, p.
4 — Преподобный Иустин (Попович) «Догматика Православной Церкви: Эсхатология», М, 2005, с. 55
5 — Протоиерей Георгий Флоровский «Восточные отцы IV—VIII вв.еков», ТСЛ, 1999, приложения, с. 36

http://rusk.ru/st.php?idar=111493

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Александр Пономарев    20.04.2007 15:47
Безусловно, Вы правы в известном смысле.
  раб Божий Игорь    20.04.2007 14:15
Книга Жизни запечана семью(!!!) печатями
"И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями." (От. 5; 1).
И только САМ ГОСПОДЬ достоин снять печати с книги сей и даже ПОСМОТРЕТЬ: "И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее." (От. 5; 4-5).
И думается мне, что толкования, которыми мы увлекаемы – есть только мудрствование. Что же касается толкования святых Отцов – они были делатели живущими и водимыми Святым Духом. И им открывалось по Воле Божией, и только то что необходимо, как должно понимать текст Откровения и всего что есть в писании о воскресении и Жизни будущего века. Мы же увлекаемые мудрствованиями о том как это будет, отходим от непосредственного делания молитвы, от Жизни во Христе. Блещем эрудицией и забываем что "всяк человек ложь". Простите Христа ради если чем обидел.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика