Русская линия
Русская линия18.04.2007 

Ситуация вокруг Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря
По состоянию на 16. 04. 2007 г.

От редакции. Из Крыма на Русскую линию пришло описание ситуации, сложившейся вокруг Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря, с которой мы знакомим наших читателей.

4 мая 2001 года, обитель получила Государственный акт II-KM N002916 на право постоянного пользования землей в размере 46 гектар. Следует отметить, что до революции 1917 года занимаемая территория была намного обширнее.

В том же 2001 году 25 июля группа фанатиков, подзадориваемая нынешним председателем Бахчисарайской районной администрации Ильми Умеровым, а тогдашним председателем Бахчисарайского незаконного формирования «меджлис» рынулась «восстанавливать справедливость» — забирать исконно монастырскую землю с помощью палок и камней.

6.12.2005 года наместник монастыря с братией были приглашены на расширенное заседание Бахчисарайской райгосадминистрации, где татарская общественность их любезно просила для нужд города отдать земельный участок в районе Поклонного Креста площадью 12 соток. В обмен обещали «золотые горы» — это и расширить территорию за счет города, и построить объездную асфальтированную дорогу, и решить все вопросы в Исполкоме по незаконно возведенным строениям… Но учитывая то, что Православная Церковь около двух тысяч лет неизменно живет, руководствуясь правилами 7-ми Святых Вселенских Соборов, и беря во внимание 12-е правило VII Собора 787 года, которое говорит: «Если кто, епископ, или игумен, окажется что-либо из угодий, принадлежащих епископии, или монастырю, продавшим в руки властей, или отдавшим иному лицу: не твердо да будет оное отдание, по правилу святых Апостолов, глаголющему: епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу: но не позволительно ему присвоять что-либо из оных, или сродникам своим дарить принадлежащее Богу; Если же суть неимущие, да подает им яко неимущим, но под сим предлогом, да не продает принадлежащего к церкви. Если поставляют в предлог, что земля причиняет убыток, и никакой пользы не доставляет: то и в сем случае не отдавать поля местным начальникам, но клирикам, или земледельцам. Если же употребят лукавый оборот, и властелин перекупит землю у клирика, или земледельца: то и в сем случае продажа да будет недействительна, и проданное да будет возвращено епископии, или монастырю: а епископ, или игумен, тако поступающий, да будет изгнан: епископ из епископии, игумен же из монастыря, яко зле расточающие то, чего не собрали», — архимандрит Силуан принципиально не пошел на какие-либо уступки. В результате чего через прессу был обвинен в «тупости и безкомпромисности».

В соответствии с Законом Украины «Об охране культурного наследия» от 8.06.2000г.,

— ст.25 «юридические и физические лица обязаны обеспечить сохранность памятников на землях, которыми они пользуются».

Согласно Земельного кодекса Украины:

— ст.95 п.г. «землепользователь имеет право сооружать жилые дома, производственные и другие строения и сооружения»;

— ст.125 землепользователь обязан установить границы земельного участка в натуре.

1.11.2006 года (Исх.N140) Свято-Успенский монастырь на основании заключения Крымского филиала Института Археологии Национальной Академии наук Украины о возможности сооружения ограды монастыря N 427 от 29.08.2005 г., официально обратился с заявлением к Бахчисарайскому городскому голове Д.С.Кретову с просьбой дать разрешение на производство проектных работ по ограждению всей территории обители. Копия вышеупомянутого заключения были направлены в Бахчисарайский историко-культурный заповедник с запросом его мнения.

Почти сразу в масмедиа началась клеветническая компания против монастыря. Так 09.11.2006 на сайте ЛIГАБiзнесIнформ появилась статья «В Крыму назревает конфликт вокруг памятников архитектуры», а 18.11.2006 в газете «Урядовий кур’eр» N 218 статья Александра Кулика «Конфлiкт через неузгодження».

С подачи Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым — Москаля Геннадия Геннадиевича сделана заявка, что монастырский Госакт на землю недействителен, так как у музея заповедника существуют документы на тот же земельный участок еще с 1960 года, и в связи с этим прокуратура района внесла протест прокурора. В действительности же есть только умело подделанная ксерокопия госакта заповедника с нечитаемыми данными печати. А если копнуть поглубже, то оказывается, что акт выдан музею пещерных городов, которого на то время 5 лет уже не существовало. На лицо факт грубой фальсификации. Однако это никого не интересует, как не интересует и то, что по настоящее время никаких прокурорских протестов нет. Мало того активно муссируется мнение, что монастырь якобы намерен перекрыть мусульманам доступ к Зынджырлы-медресе и кладбищу Газы-Мансур.

21.11.2006 года монастырь получил разрешение Исполкома Бахчисарайского городского Совета на ведение строительных работ по благоустройству р. Чурук-Су. Проектом, которого предусматривается кроме всего прочего и возведение части каменного ограждения обители протяженностью около 100 м вдоль набережной. На данный момент, чтобы официально приступить непосредственно к строительным работам необходимо только разрешение Бахчисарайского ГАСК, выдачу которого монастырь ожидает со дня на день. Хотя, учитывая высказывания председателя Бахчисарайской райгосадминистрации И. Умерова (письмо NКО-295 от 11.12.2006 г.), в положительном решении вопроса будет отказано.

Видя большие препятствия и безуспешность в строительстве ограды монастыря, вопрос был разделен на две части:

1. Строительство Святых Врат, а также примыкающей к ним каменной ограды до 200 метров;

2. Строительство северо-западного участка ограждения протяженностью до 130 м на северо-восточном склоне ущелья Мариамполь.

11.01.2007 года Успенский монастырь обратился к Городскому голове с заявлением дать разрешение на производство ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ по строительству Святых Врат и по строительству северо-западного участка ограждения на северо-восточном склоне ущелья Мариамполь.

Учитывая спекуляцию татар по ограде и Святым Вратам, 23 января 2007 года на совещании при главе Бахчисарайской райгосадминистрации наместник монастыря архимандрит Силуан в присутствии корреспондентов и общественности города предложил своим оппонентам следующие решения вопросов.

«1. Как известно, существует мнение, что в случае установления Святых Ворот, мусульмане и верующие иных конфессий не смогут ходить к своим святыням: на кладбища, Чуфут-Кале и т. д.

Генеральный план монастыря, разработанный институтом „КрымНИИпроект“, по решению градостроительного совета Министерства архитектуры и строительной политики ПРЕДУСМОТРЕЛ ДВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЪЕЗДА НА ТЕРРИТОРИЮ ЗЫНДЖЫРЛЫ МЕДРЕСЕ — с ул. Басенко — ПЕРВЫЙ — это старый въезд, который был закрыт еще руководством диспансера, и ВТОРОЙ — через р. Чурук-Су. Эти проходы либо проезды отражены на генплане.

Поскольку речь идет о возможности прохода на Чуфут-Кале и к кладбищам по единственной дороге, идущей через территорию монастыря, я предлагаю верующим, не желающим ходить под Православным Крестом, выходить на эту дорогу, минуя Святые Врата. То есть входить через ул. Басенко, а затем через площадку МИМО Святых Врат, выходить на подъем.

2. Также я предлагаю на месте ворот, отделяющих въезд на территорию заповедника (голубые ворота с проходной) ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МОНАСТЫРЯ И ЕГО СИЛАМИ установить Врата с мусульманской символикой — с минаретами и полумесяцами, и установить памятную табличку, на которой указать, что эти Врата — подарок Успенского монастыря, восстановлены по историческим данным. Все проезды и проходы — в общем пользовании.

3. Над Святыми Вратами монастыря НЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СИМВОЛИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ.
Это будут просто врата, отделяющие территорию монастыря от территории города. На Святых Вратах разместить сведения о том, что это воссозданные врата, взамен снесенных в период лихолетья.

4. На въезде в старый город установлен памятник писателю, поэту, общественному деятелю Исмаилу Гаспринскому. Памятник гипсовый и на нем облезает краска от непогоды. Я предлагаю сам лично дважды в год — весной и осенью — проводить его покраску пока буду жив. За других отвечать не берусь.

Также обустраивать территорию вокруг памятника — высаживать цветы и до поздней осени ухаживать за ними. Я хочу показать, что не отношусь презренно к татарам и их Вере — несть иудей, ни еллин: несть раб, ни свободен несть мужеский пол, ни женский: вси бо едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3: 26−28)

Кстати, Исмаил Гаспринский написал замечательные слова об отношениях татар к России:

„Я не пожертвовал бы одной капли чернила для этих заметок, если бы одну минуту сомневался в блестящем будущем своего отечества и живущего в нем мусульманства. Я верю, что рано или поздно РУССКОЕ МУСУЛЬМАНСТВО, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства“ (И.Гаспринкий, „Русское мусульманство“ Симферополь, 1881 г.)

5. Кроме того, я предлагаю один раз в неделю вести службу в монастыре на крымско-татарском языке. Но этот вопрос возможно придется решить не здесь.

Считаю, что таким образом мы начнем восстановление того мира, спокойствия и лада, который существовал между монастырем, его наместниками и ханами до 1917 г., когда ни у кого из них не было друг к другу претензий ни по какому поводу, а были мир, совет да любовь».

Через несколько недель на очередной встрече при Бахчисарайской райгосадминистрации муфтием мусульман Крыма Эмир-Али эфенди предложения наместника Успенского монастыря было отвергнуто напрочь. Даже наоборот прозвучали слова: «На самом деле он не желает сделать шаг навстречу представителям нашей конфессии…. Строительство ворот и тем более забора чревато возникновением конфликта. А мы этого не хотим».

Беря во внимание тот факт, что городские власти во главе с мэром г. Бахчисарай Кретовым Д.С. всячески пытаются противодействовать монастырю, оправдывая это, якобы недопущением межнационального конфликта, 29.03. 2007 г., большинством депутатов городского Совета на предварительном заседании было принято решение о вынесении 30.03.2007 г, на рассмотрение сессии следующих вопросов:

1. О разрешении производства проектно-изыскательских работ по строительству Святых Врат и примыкающего к ним каменного ограждения протяженностью до 200 м., в границах Успенского монастыря Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви при въезде с улицы Басенко в г. Бахчисарай;

2. О разрешении производства проектно-изыскательских работ по установке твердых границ северо-западного участка ограждения протяженностью до 130 м., на северо-восточном склоне ущелья Мариамполь в границах Успенского монастыря Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви в г. Бахчисарай.

3. О разрешении оформления выстроенных зданий на территории Успенского монастыря Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви в г. Бахчисарай.

Со стороны властных структур города, района, автономии о. Силуану последовали телефонные обращения со слезной просьбой не выносить на сессию городского Совета монастырские вопросы. Взамен звучали обещания мирно решить все проблемы через Исполком в течение ближайшего времени. Учитывая сложившуюся ситуацию, монастырь пошел на уступку — вышеупомянутые вопросы депутатами не рассматривались.

Однако по состоянию на 16.04.2007 года так и не наблюдается того, чтобы кто-либо из власть имущих прилагал усилия к решению возникших проблем. Все пущено на самотек, и учитывая тенденции и высказывания татар в прессе, закончится кровопролитием.

КАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ?

1. Построить для мусульман 2 отдельных въезда на территорию медресе с улицы Басенко, так как это было несколько десятилетий назад (монастырь предлагает сделать это за свой счет).

ЭТО СРАЗУ СНИМАЕТ НАПРЯЖЕННОСТЬ СИТУАЦИИ НА 50% ТАК КАК НЕ ДАЕТ ТАТАРАМ СПИКУЛИРОВАТЬ НА ТОМ, ЧТО МОЛ МОНАСТЫРЬ постройкой Святых Врат ЗАКРЫВАЕ ДОСТУП В МЕДРЕСЕ.

2. Разрешить монастырю полностью оградить свою территорию, чтобы тем самым в дальнейшем исключить возможность притязаний на земли и возникновение вокруг этого каких-либо конфликтов.

3. Открыть для посещения Чуфут-Кале восточные врата. Для этого необходимо построить объездную асфальтированную дорогу длиной около 5 км, что дает возможность мусульманам беспрепятственно посещать кладбище Газы-Мансур (минуя территорию монастыря).

4. Прекращение частными предпринимателями незаконной торговли на территории монастыря при въезде с ул. Басенко, так как это подталкивает на скорейшее строительство Святых Врат и изоляцию территории от мирской суеты.

http://rusk.ru/st.php?idar=111485

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Атака    19.04.2007 23:11
Конечно о. Силуан сделал нормальное деловое предложение, но дело в том что какое предложение разрешения конфликта не предлагай, Активистов экстремистского "меджлиса" это всё равно не устроит. У них просто цель другая, Им монастырь глаза мозолит, это люди не доросшие в своём сознании до того что надо жить в мире с людми на них не похожими, и может имеющими другой взгляд на веру и святость. Это ярко выраженное "клановое" мышление:-" только мы и никто другой должны всем владеть". Вот именно эта не дружественая позиция и есть ПРИЧИНА постоянного напряжения и не согласия на здравые и уважающие другую религию предложения о. Силуана. Другого обьяснения просто нет. НО есть прекрасный пример для местных мусульман как надо и можно жить в мире и согласии. В Иерусалиме есть гроб Господень, так вот ключи от него хранятся и передаются в одной мусульманской семье от отца к сын вот уже 800 лет. Хочу заметить что эта благочестивая мусульманская семья гордиться ТАКОЙ оказанной им честью, и каждое утро представитель семьи открывает храм Гроба Господя , и вечером закрывает. Они в полном смысле охраняют православный храм от иудеев!!! ВОТ пример для подражания!!!

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru