Русская линия
RBC daily Лада Федорова14.04.2005 

Россияне ищут спасения
Опросы общественного мнения показывают: россияне становятся все более религиозными

На прошлой неделе компания «Башкирова и партнеры» провела специальное социологическое исследование общественного мнения, посвященное отношению граждан России к христианским ценностям и их месту в жизни. Всего было опрошено 1500 граждан России в возрасте от 18 лет и старше. Мнения участников исследования о ценностях современного российского общества разделились практически поровну: 44% респондентов согласны с утверждением, что в основе российского общества лежат христианские ценности, и точно такое же количество опрошенных придерживается противоположного мнения. В целом же, по оценкам социологов, уровень религиозности в обществе вырос: больше людей стали считать себя верующими, чаще стали посещать храмы. По мнению представителей Русской Православной Церкви, эти тенденции вполне ожидаемы и объяснимы: в нынешних социально-культурных условиях люди видят единственное спасение в обращении к вере, к традиционным духовным ценностям.

Целью опроса, проведенного компанией «Башкирова и партнеры», было выяснить, как изменился за последние шесть лет религиозный настрой в российском обществе, и в частности — какие ценности люди считают христианскими, а какие нет. Ответы оказались весьма противоречивыми. «Только три понятия подавляющим большинством респондентов были названы христианскими ценностями, — говорит Александр Музафаров. — Однозначно христианскими ценностями считают веру в Бога (согласились 93% респондентов), любовь к ближнему (90,4%) и семью (84,9%). Такие ценности, как работа, патриотизм, вера в загробную жизнь и свобода, христианскими считает примерно половина опрошенных, а вот демократия и деньги, по мнению большинства респондентов, к христианским ценностям не относятся. Примечательно, что наряду с религиозными понятиями — верой в Бога и любовью к ближнему — к христианским ценностям россияне также отнесли и семью, а христианский характер веры в загробную жизнь вызвал у части опрошенных сомнение». По словам Александра Музафарова, то, что люди, считающие себя православными, в храм не ходят, не считают жизнь после смерти христианской ценностью, говорит о том, что сегодня понятие «православие» в России для многих еще размыто. «Нет четкого понимания, что стоит за этим понятием, как проявляется вера православного человека, — замечает аналитик. — Все это говорит о том, что страна все еще находится в стадии развития религиозной ситуации, формирования истинно религиозного сознания».

По словам Александра Музафарова, есть еще одно подтверждение того, что религиозность в российском обществе только формируется. «Сегодня наблюдается рост религиозной активности в обществе, однако мало кто из тех, кто считает себя верующим, представляют, что стоит за самим этим понятием, — говорит ведущий аналитик компании „Башкирова и партнеры“. — Последний аналогичный опрос проводился фондом „РОМИР“ в 1999 г. За прошедшие с того момента годы произошел рост религиозной активности в обществе. Церковь россияне стали посещать чаще. Вообще никогда не посещали храм в 1999 г. 49,7%, а сегодня только 29,9% респондентов». Растет и число людей, считающих себя верующими. Если в 1999 г. считали себя верующими 60% опрошенных, то сегодня уже 69%, число неверующих сократилось с 26,9% до 18%, а вот количество убежденных атеистов не изменилось: их по-прежнему 4,4%. «Однако очень интересным выглядит тот факт, что среди людей, считающих себя атеистами, 18% периодически посещают храмы, а среди считающих себя верующими 17,9% вообще в церковь не ходят, — замечает Александр Музафаров. Это и есть показатель того, что многие еще не до конца осознают, что есть жизнь православного верующего, хотя причисляют себя к этой категории граждан». А людей, не посещающих храм, по словам представителей Русской Православной Церкви, вообще трудно назвать действительно верующими.

«Те, кто называют себя верующими, а в храм не ходят, — не совсем верующие, а точнее, неверующие, — сказал RBC daily заведующий службой коммуникаций Московской Патриархии Виктор Малухин. — Ведь известно: вне церкви спасения для человека нет. Нежелание ходить в церковь — это проявление гордыни, рьяного индивидуализма, чего не приемлет истинное православие». Однако, как замечают священники, это особенность переходного периода, этапа возрождения православных традиций, который рано или поздно пройдет. «Только с 1988 года, когда отмечалось тысячелетие крещения Руси и государство волей-неволей приняло Церковь как одну из основных общественных сил, началось неофитское нашествие верующих в храмы (неофитская стадия — когда человек с восторгом и совершенно некритично принимает открывшуюся истину. — RBC daily). — Однако спустя несколько лет часть вновь пришедших отсеялась, это как отсев после первого курса института — процесс обычный. Сегодня же кривая роста прихожан, действительно, потихоньку идет верх, здесь мы с социологами согласны. Во-первых, у верующих подрастают дети, которые посещают воскресные школы, храмы и знают об истинной вере гораздо больше, чем их родители в такие же годы. А уж дети этих детей точно станут истинно православными».

Во-вторых, по словам Виктора Малухина, в нынешних условиях многие видят спасение в первую очередь в обращении к вере, к традиционным духовным ценностям. «В нынешних ужасающих социально-культурных условиях люди тянутся к чистоте, видят единственное спасение в обращении к вере, к традиционным духовным ценностям, — замечает он. Однако, подчеркивают священнослужители, немалая часть этих людей останавливается только на внешней стороне проявления религиозности (соблюдение церковных обрядов), при этом фактически не изменяя свою обыденную жизнь. «Сегодня основная цель Церкви — способствовать не только тому, чтобы в храмы посещало как можно больше прихожан, но и тому, чтобы христианские ценности стали руководящими в повседневной жизни человека — личной, семейной, профессиональной. Например, стоит не задумываясь оставить денежную работу, если ее выполнение несовместимо с принципами верующего человека (нарушает заповеди)». Однако, как показывают наблюдения представителей Церкви и те же социологические опросы, людей, которые в своей повседневной жизни жестко руководствуются именно христианскими ценностями, подавляющее меньшинство — 1−3%, особенно мало их в самой социально активной возрастной группе (30 — 55 лет), от которой и зависит нынешнее социальное, культурное и экономическое положение страны.

Отдел общества

06.04.2005

http://www.rbcdaily.ru/news/society/index.shtml?2005/04/06/201 118


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru