Русская линия | Людмила Ильюнина | 17.04.2007 |
При жизни его воспринимали прежде всего как отца «Серафимовской паствы» — прихода на Серафимовском кладбище и многочисленных паломников, которые приезжали к нему за советом и утешением. Теперь понимаешь, что значение служения батюшки не исчерпывается этим, хотя и большим, но все-таки ограниченным кругом людей.
Думается, что со временем станет ясно, что протоиерей Василий Ермаков в самое руссконенавистническое время продолжил дело митрополита Иоанна (Снычева). Так же, как и приснопоминаемый владыка, отец Василий в своих проповедях, в теле- и радиобеседах, в интервью на страницах СМИ постоянно говорил о боли за Россию.
И недаром последние его слова, которые ныне духовные чада, как завещание поставили на обороте портрета батюшки, опять-таки обращены к России: «Молитесь, верьте, Бог сохранит нас и нашу святую Мать-Россию. Только не падайте духом, никогда не гоните Бога из своего сердца. Знайте, когда вам трудно — вы всегда найдете пример в окружающей жизни, всегда найдете поддержку у близких людей.
Вот, мои родные, Русские люди, дети XXI века, послевоенного времени — храните веру православную, и Бог нас никогда не оставит в нашей жизни».
Как до безбожной смуты 1917 года в этом завещании слово Русский написано с большой буквы и Мать-Россия так же. Из уст батюшки эти слова никогда не звучали как пустая риторика. Батюшка умел будить в душе то глубинное, щемящее чувство нашей русскости, которое пожалуй можно выразить только словами: «Это все — мое родное».
Я лично особенно благодарна отцу Василию за то, что мне удалось побывать на его родине — на Орловщине, в городе Болхове. И прежде не раз приходилось бывать в центральной исконной России, но только в больших городах, уже изрядно тронутых духом времени. А маленький Болхов сохранился в первозданной нетронутости. Здесь, на его тихих улочках, на качающемся над быстрой речкой мосту, в старинных храмах, в краеведческом музее, на городском базаре ты как будто покидаешь наш век упрямо насаждаемой глобализации, и попадаешь в Россию Апухтина (который жил в Болхове), Россию просветителя-архимандрита Макария (Глухарева), почивающего в мощах в Болховском монастыре, Россию отца Василия Ермакова.
Прошло уже два года с той поездки, а я постоянно ее вспоминаю. Вернее не вспоминаю даже, а храню в себе, в своей сердечной памяти благодарность за то, что так ярко, так глубоко удалось за несколько дней в Болхове пережить свою принадлежность к русской земле, к русскому народу. И понятно, что люди, которые однажды побывали в паломничестве в Болхов, стараются его повторить. И обязательно взять собой родных людей, прежде всего детей.
Да, это был главный урок батюшки Василия: вера наша неотделима от любви к Родине. Если ты Россию не любишь, то ты и не православный вовсе.
Как сильно сказано об этом в проповеди в Неделю о блудном сыне, которая очень уместно прозвучит в день поминовения усопших, в Радоницу, потому что здесь говорится о нашей вине пред отцами и дедами. О том, что память о них — это значит покаяние, покаяние в том, что мы были непослушны, непочтительны, безлюбовны по отношению к ним.
«Мы с вами переживаем страшное время. Мы видим, что наша страна, Матерь наша, Россия, терзается внутренними неурядицами, теми людьми зла, которым важны не честь, слава и благополучие России, а личная слава и властолюбие. Но они забывают, что миром правит Бог! Что есть Бог-Отец, что у России есть Заступница наша Усердная Матерь Божия. И не напрасно Святая Церковь направляет к сердцам людей Благовестие евангелиста Луки с притчей о блудном сыне, который сказал отцу: „Дай мне часть имения, я хочу жить по своей, свободной, но не отцовской воле“.
Притчу эту следует понимать шире — как отход человека от веры отцов, от благочестивой жизни. Так сама жизнь, голод, страдания заставят одуматься каждого презревшего веру человека. А если он будет упорствовать, Бог призовет к вразумлению, чтобы зло дальше не распространялось. И судьба русских людей — пример тому.
Зло всегда было и есть наказуемо, как бы люди ни утешали себя, что их поступки и посеянное ими зло пройдут безнаказанно. Это самообольщение. На малом примере Благовестия видно, как сын проявил своеволие, отошел от отца, от веры и получил страдания.
Мы, дети России, отошли от своего святого призвания, от наших национальных святынь и получили вразумление в виде страдания и мучений нескольких поколений людей: одни погибли в страданиях, другие мечутся в бездуховности… И Бог ждет, когда же, как блудный тот сын, проснется русский человек и вернется к Богу, отойдет от зла и пойдет по освященной дороге святых угодников, поймет, что без святого Православия нет и здоровой. Богу угодной жизни. Когда?!
А это зависит от каждого из нас, зависит от каждого человека, и, если он не пожелает понять в своем самообольщении, — жизнь заставит. Потому что мы здесь — люди временные, нас ожидает вечность. И все грязное, греховное, злое — в вечности не пребывает. Надо здесь, на земле, очистить себя страданиями, своим крестоношением. Не поздно одуматься, оглянуться, ощутить — зачем все было мною совершено, зачем и кому это надо. Зачем?
И не пришло ли время покаяться за ошибки молодости и ошибки, совершенные в зрелые годы, если ты их достиг. Дедушки и бабушки, родные, сколько страданий в семьях? Сколько невидимых миру слез!.. А ведь горькая правда в том, что мы нарушили, как тот блудный сын, волю отца своего земного и Отца небесного. Родителей мы не слушали, их слова наставлений до нас не доходили. Хотели жить по своей воле, распущенной. Рассуждали так: ах, ничего не существует, я все заполучу в этой жизни, но… увы!
Дети выросли, внуки растут, и мы остались одинокими в этом своем страдании. А за что? Мы ищем причину, ищем корень зла… А откуда он идет? От окружающего мира, а более — от каждого из нас. Мы не слушали, мы не хотели слушать, не прислушивались к умудренным словам людей опытных, наконец, мы не делали выводов из печального опыта жизни тех, кто отошел от Бога, кто нарушает волю родительскую. Ведь еще в Ветхом завете было сказано человечеству: „Чти отца своего и матерь свою, и благо тебе будет и будешь ты долголетен на земле“.
И верно! Никто не кается в непослушании своим родителям, никто не скорбит, вспоминая, что был непослушным ребенком. Уже прошла их жизнь, они отошли в вечность, и где-то в тайниках своей души мы чувствуем, что, слава Богу, наша совесть чиста перед родителями. Мы — это те, кто имел добрые задатки воспитания родительского. Для них неподвластно время — время прошлого нашего зла…
Следовало бы учиться на ошибках прошлого, данных нам в назидание. Перед нами судьба нашей Родины. Мы более, чем мир Запада, страдаем от зла окружающего. Запад посылает нам все, что есть у него злого, жестокого, нехорошего, чтобы погубить Россию и душу русского человека. И это посылается через соблазны зла — грязь нравственную, рок-музыку, порнографическую литературу в красивой обложке. Это унижение делается в надежде на то, что мы с вами — бестолковые, непонятливые и вообще, русские люди — это ничто!..
Но за нами многовековая история России, ее духовного роста и силы. И это мы показали во Вторую мировую войну, повергнув в прах того, перед кем трепетала вся Европа, весь Запад. Мы и нынче встанем, поднимемся во весь рост, падут цепи, сковывающие нас! Только Бог нас и любит, и зовет, чтобы мы вернулись от греха жизни и обратились к свету правды Божией, а не блуждали, как тот блудный сын из евангельской притчи. И не нам искать истину у тех недобрых проповедников новых „учений“, которых шлет нам Запад. На невнятном языке, мудрствуя от лукавого, зовут они нас на площади и стадионы то ли молиться, то ли плясать под рок-музыку. Идите сюда, мол, дети России…
Мы с вами тысячу лет идем за Христом. Порой спотыкаемся, но от Христа не отходим. Зачем нам иное, ставящее все с ног на голову „учение“? Зачем нам лжепророки, лжепроповедники, лжеучителя? Зачем? Рассудите, подумайте. Кто еще не видит свет Православия, — осознайте, придите. Вот путь истинной правды жизни, вот светлая дорога, ведущая нас к вечности. И знайте, что Бог, посылая нам испытания, не оставляет нас без своей силы и благодати Господней!
И я хочу вам напомнить, хочу сказать, что, как бы ни было трудно, как бы тяжел ни был путь к Богу, — идите! К Богу, к молитве, к терпению и знайте, что Бог ждет, когда вы повторите слова того заблудшего сына, но уже раскаявшегося: „Отче, согреших на небо и пред Тобой“. Когда мы вернемся в родное, освященное Православие, когда посещение храма будет для нас радостью, когда мы не будем упоительно увлекаться тем злом, которое совершается за стенами храма, когда прогоним тех обольстителей, которые кричат нам: „Идите! Только мы вам поможем…“, — тогда на многострадальную Россию, на всех нас сойдет Благодать Божия.
Мы уже раз позволили разрушать наши храмы, попирать наше святое Православие, — достаточно нам обмана того! Так останься же, великий многострадальный русский народ, в Православии! А в нашей семейной жизни мы, отцы и матери, должны напоминать о том своим детям. Не слушаете нас? Идите, куда знаете, но вы вернетесь избитые, униженные, оскорбленные. Ибо вы познаете пороки жизни, что ведут к болезням, к самоубийству и убийству. Скажут: „Ах, виновата среда, окружение…“ — А ты живи просто, живи скромно, терпеливо, и Бог не оставит тебя. Но надо исполнять закон Божий, чтить отца и матерь свою, не бежать из отчего дома, не впадать в гордыню. Каждого человека за его непослушание ожидает расплата за содеянное зло. И о том говорит вся история человечества. Смотрите в историю, слушайте умных, добропорядочных людей, и тогда страданий не будет.
Эти слова мои выведены из самой практики жизни. Ближе к семье, к родителям, к Богу — и все будет хорошо. Отошли — плохо. Какие бы мы в своей неразумности ни были, ведь поймем, что сами обидели уже умерших родителей… Чем? Непослушанием, своей гордостью, своей надменностью…
Пусть этого не случится! И Господь наш, Иисус Христос, зовущий нас в Отчий дом, пошлет нам сознание, просветит разум, откроет сердце, ведущее к нашему Спасителю. Аминь».
Вся эта проповедь протоиерея Василия Ермакова звучит как пространное завещание «детям России» — так он называл своих прихожан и всех нас, теперь ее читающих.
И мы верим и надеемся, что батюшка у Престола Божия ныне молится не только за своих чад по отдельности, но за всю, как он говорил «многострадальную нашу Родину».
http://rusk.ru/st.php?idar=111479
|