Русская линия
Русская линия13.04.2007 

Обращение участников Научно-миссионерской богословской конференции «Альфа-курс: православная оценка»

Мы, православные священники, богословы и миряне-миссионеры, собравшиеся для обсуждения миссионерской ситуации в Русской Православной Церкви, выражаем серьезную озабоченность распространением «Альфа-курса». Мы убеждены в насущной необходимости усиления миссионерской работы в Русской Православной Церкви. Нас волнует крайне низкая религиозная грамотность нашего народа, распространение ложных религий, духовных практик и философских систем. Вместе с тем мы убеждены в том, что миссия должна осуществляться только церковными способами и методами, такими как:

— миссионерский опыт святителя Николая Японского;
— антисектантские кружки святого мученика Николая Варжанского;
— миссионерские поезда Миссионерского отдела Русской Православной Церкви
— опыт тюремной миссии протоиерея Глеба Каледы;
— евангельские кружки диакона Иоанна Смолина;
— студенческие евангельские беседы Всероссийского православного молодежного движения;
— огласительные и катехизаторские школы;
— миссионерские походы Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета и Белгородской Миссионерской Духовной Семинарии;
— катехизационные программы Братства Православных Следопытов;
— успешный опыт современных православных миссионеров;
— деятельность современных миссионерских, катехизационных, антисектантских и просветительских центров (святителя Иринея Лионского, центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова, душепопечительский центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, Крутицкого Патриаршего Подворья, миссионерский просветительский центр «Шестодневъ».

Распространяемый сейчас «Альфа-курс» и его вариант «Путь» не отвечает требованиям церковности по следующим основаниям:

1) «Альфа-курс» восходит к сектантскому пятидесятническому движению и является составной частью так называемого «харизматического возрождения» на Западе. Это движение является разновидностью монтанизма и потому должно быть расценено как попытка внедрения в Церковь ложной духовности (шаманизма) под видом «общения со Святым Духом». Альфа-курс неотделим от воскресных «уикендов Святого Духа» — говорения на языках, «святого смеха», руковозложения и целительских практик. Согласно Священному Писанию данное явление есть «получение иного духа» (2 Кор 11:4).
2) Молитвенная практика «Альфа-курса» не соответствует каноническим нормам Православной Церкви и ведет к прелести. Она противоречит 116 Правилу Карфагенского Собора — участникам «Альфа-курса» предписана общинная молитва своими словами. Таким образом, во-первых, исчезают всякие гарантии чистоты вероучения, выраженной в молитве, а во-вторых, разрушается понимание необходимости иерархической структуры Церкви. Происходит подмена предстоятеля-священника харизматическим лидером («пророком»).
3) Особую озабоченность вызывает декларируемое организаторами «Альфа-курса» намерение внедрить эту методику в уголовно-исполнительную систему:

— Согласно п. 4 ст. 14 Уголовно-исполнительный Кодекс РФ (УИК) «к осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители…», каковыми альфа-курсисты не являются.

— Согласно п. 1 ст. 24 УИК посещать органы, исполняющие наказания, без специального разрешения могут только лица «при исполнении служебных обязанностей» (начиная с Президента РФ). Деятельность альфа-курсистов не относится к служебной.

— Если разрешить их проникновение в места лишения свободы по желанию администрации, то специфическая психологическая обработка лиц с неустойчивой психикой, лиц молодежного возраста, каковые там составляют подавляющее большинство, может привести к непредсказуемым последствиям (массовые беспорядки, стычки, противостояние по религиозным мотивам и другие) причем как в период отбывания ими наказания, так и после их выхода на свободу.

4) Вопреки 1 Фес 5:12 сама структура малых групп, изучающих Евангелие отдельно от евхаристической общины, таит в себе угрозу создания «параллельной Церкви», что уже неоднократно случалось в истории Церкви (монтанисты, хлысты, духоборы).
5) В фокусе внимания «Альфа-курса» находится человек в его падшем состоянии, который довольствуется своими силами в достижении духовных и земных целей. Гуманистическое содержание «Альфа-курса» выражается в так называемой «теологии процветания».
6) Все тексты и выступления адептов «Альфа-курса» отвергают само понятие страха Божия, заложенное в Священном Писании и православной аскетике. Это «панибратство с Богом» приводит к появлению колоссальной гордыни у новообращенных.
7) Гуманистическая направленность и антропоцентричность «Альфа-курса» существенно искажает православную христологию, низводя ее до проповеди радикального несторианства. Для адептов «Альфа-курса» Иисус Христос в первую очередь обычный человек, Божество которого сокрыто. Проповедники «Альфа-курса» утверждают, что Христос мог согрешить, что на Кресте Его покинуло Божество, таким образом, подпадая под анафематизмы V Вселенского Собора (12-й и другие).
8) Мощный протестантский потенциал «Альфа-курса» выражается в отказе от молитв, адресованных святым, а также в критике православного почитания Пресвятой Богородицы и Девы Марии. Даже в том варианте «Альфа-курса», который предлагается как православная версия этой методики, в деле стяжания благодати Святого Духа ни словом не упоминается ни Церковь, ни церковные Таинства. Подобное отвержение православного предания или какой-либо его части анафематствовано VII Вселенским Собором.
9) Особую опасность представляет основополагающий для «Альфа-курсов» принцип толкования Священного Писания — без учета святоотеческой экзегезы, исходя из собственных представлений каждого участника собрания. Это лишает новообращенных критерия различения истинных и ложных толкований Слова Божия и прямо противоречит 19-му Правилу Трулльского (V-VI) Собора.
10) Лицам, проходящим оглашение по программе «Альфа-курса», не предлагается в качестве основы Никейский Символ веры. Вероучительное содержание курса представляет собой эклектичный набор догматических положений. Важнейшим упущением «Альфа-курса» является полное отсутствие в перечне первых 15-ти уроков тем Троицы, воскресения мертвых и Страшного Суда. Такой подход однозначно осужден 7 правилом III Вселенского Собора.

Из всего вышесказанного становится очевидным, что программа «Альфа-курса» ни в каком виде не приемлема для Православной Церкви. Деятельность «Альфа-групп» оборачивается проникновением в Церковь ложной духовности, оккультных практик и порождает активное неприятие традиционных форм православного благочестия. Происходит подмена исторической Единой Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви сетью харизматических кружков, несущих иное евангелие, проповедующих иного Христа и дающих иного духа (ср. 2 Кор 11:4).

За вычетом всех вышеприведенных искажений остается давно уже прекрасно зарекомендовавшая себя в православных миссионерских программах практика регулярных встреч, чаепитий, бардовских песен и совместных поездок на природу. Тем самым нет никакой необходимости пересаживать на православную почву пятидесятнические практики и так называемое «харизматическое возрождение», захлестнувшее западный христианский мир.

Многочисленные публикации православных, католических и традиционно-протестантских апологетов и миссионеров свидетельствуют о духовной деградации лиц, прошедших программу «Альфа-курсов». Массовые обращения, которые обещают организаторы «Альфа-курсов» в России не могут оправдать тот духовный вред, который эти курсы причинят «новообращенным».

Таким образом, перед православным сообществом, Синодальными отделами, ведущими миссионерскую деятельность, и самими православными миссионерами стоит задача создать системную многоуровневую программу миссионерства и катехизации. Эта программа должна будет обобщить исторический опыт православной миссии как в прошлом, так и в наши дни. В ее основу должен быть положен Никейский Символ веры, православная догматика и аскетика. Для начала каждый православный христианин должен освоить основы православной веры в объеме Катехизиса святителя Филарета Московского.

Участники конференции призывают организаторов и участников «православного варианта» «Альфа-курсов» отказаться от этой духовно опасной практики, предостерегают православное духовенство и всех православных христиан от использования методики «Альфа-курсов» и обращаются с просьбой к священноначалию нашей Церкви пресечь распространение этой харизматической ереси.

Принято в первом чтении с учетом необходимости создания системы сносок и указания на то, что подобное движение может использоваться в политических целях, что представляет государственной безопасности (Молодежь, вовлеченная в харизматическое движение, сыграла заметную роль в «оранжевой революции» на Украине)

Протоиерей Олег Стеняев, руководитель центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова

Иерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, заведующий сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными органами

Иерей Даниил Сысоев, кандидат богословия, настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской, преподаватель Николо-Перервинской Духовной семинарии

Иерей Евгений Тремаскин, сотрудник центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова

Диакон Михаил Першин, старший преподаватель Миссионерского факультета ПСТГУ

Стурова Маргарита Павловна, профессор Академии управления МВД РФ, внештатный сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными органами

Медведева Ирина Яковлевна, член Союза писателей России, директор Института демографической безопасности, психолог, публицист

Шишова Татьяна Львовна, член Союза писателей России, вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенку, педагог

Журавлева Анна Николаевна, председатель общественной организации Родительский комитет г. Балашиха, журналист

Подосинкина Татьяна Николаевна, катехизатор Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского

Кассин Олег Юрьевич, координатор движения «Народный Собор», председатель российского общественного движения Преображения

Мамаев Анатолий Арсентьевич, член центрального совета общероссийского общественного движения Россия Православная
11 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА

http://rusk.ru/st.php?idar=111466

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  М.Яблоков    21.05.2008 21:10
Я не понимаю какие могут быть еще обсуждения?
Патриарший викарий на Епархиальном собрании 24 дек. 20007 г. в присутствии Его Святейшества однозначно осудил весь этот антиправославный и антицерковный проект. Они что еще не угомонились?!
  Д.И. Серов    21.05.2008 15:39
Если честно, состав не очень впечетляющий, что б можно было именоваться "конференцией", да к тому же аргументы направлены против Альфа Курса в западном варианте и не учитываются изменения, которые легли в систему "Путь". Все это оставляет впечетления некой недосказанности.
  Секушин Михаил    28.10.2007 19:20
Некоторые пункты этого обращения, констатирующие вред от альфа-курса – просто наглое вранье. Если вы действительно христиане, то не лжесвидетельствуйте!
  В.Н.Шульгин    08.05.2007 00:23
Неубедительно, господин Мальков. По сути Вы ничего не опровергли. "Аргументация" – бендеровская, нахальная и наглая. Ваши положения фактически подтверждают справедливость обвинений Обращения в Вашем протестантском и еретическом уклонении. В частности, Ваша ссылка на Апостола Павла просто смехотворна: в его время Церковь земная лишь начиналась, еще не было и прославлений. То есть попытка "закрыться" Апостолом – явно шарлатанский прием. Те, кто чурается наших святых не могут считаться православными. Ваша квазидемократическая аргументация, красной нитью проходящая по всему Вашему письму, в том смысле, что успешность миссионерской работы сторонников "Альфа курса" измеряется большим числом обращенных в Православие и телесно излечившихся также ложна. Важно не количество, а качество, потому, что вокруг одного подлинно православного начнут спасаться многие (святые в этом были убеждены), а под влиянием фарисея-гордеца никто не спасется. Почитайте Лескова о типе "успешного" и ложного миссионера, который в массовом порядке "обращал" якутов и что из этого вышло. Герой повести, архииерей вначале даже и поверил в успех и прочность столь массовой перековки язычников в христиан, но убедился затем в карьеристских и земнославных наклонностях сторонника большевицких темпов, встав на сторону монаха-старца, который был сторонником совсем иных методов. Считать по головам вообще глупо в духовных вопросах. Древние греки поэтому разработали учение о мере и "геометрическом" или пропорциональном равенстве, в соответствии с которым "один мудрейший" перевешивает в духовном отношении десяток тысяч простых людей (Гераклит). Можно накупить барабанов и горнов и трубить об успехах, но все это будет внешним и поверхностным.
  Николай Мальков    05.05.2007 20:10
Московской Духовной Академией этот "курс" признан полностью неправославным!!!

http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=127

В есь пакет документов:

http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=26247.0
  Сергей12    19.04.2007 11:33
Ваше преподобие, о. Даниил!
Братья и сестры!

Я глазам своим не поверил, увидев, среди подписавшихся о. Даниила. О. Даниил, Вы же образованный человек. Как Вы попали в команду людей никогда миссионерством не занимавшихся, да еще и дискредитировавших себя своей борьбой со всеми, кто не они.

Мне наплевать на "альфа-курс", хотя я глубоко знаком с ним. Мне не наплевать на "Путь" и на труды Миссионерского Отдела РПЦ.

Меня беспокоит, что нам опять предлагают примитивную листовку в которой люди забыли о чести и подменили два ключевых понятия: катехизация и миссионерство. Миссионерство – это прежде всего пробуждение доверия к Евангелию и ко Христу. Катехизация, это введение в церковную традицию тех, кто пожелал в Церковь вступить.

"Путь" – это истинно миссионерский проект знакомящий людей с Евангелием Христовым – не более того. Для всех здравомыслящих очевидно, "Путь" предполагает дальнейшую катехизацию. Никак не допустимо прилагать к нему критерии именно катехизации.

Вот несколько частных замечаний.

Все, что делают в своей жизни подписавшие – никак не может быть согласовано с миссионерским опытом святителя Николая Японского, разрешившего православным японцам молиться о победе над русскими, досконально изучившего японскую культуру, никогда не действовавшего по принципу "разделяй и властвуй", научившегося любить чужую культуру и страну.
Документ противоречит сам себе. То, миссионерский Отдел "плохой" (он ведь продвигает "Путь"), то он "хороший" и у него хорошие "миссионерские поезда"…
Что касается о. Гледа, то это вообще странно, ибо Общество "Шестоднев" и в частности о. Даниил лет 5 – 6 назад обвиняли его в ереси эволюционизма, сродной арианству и тем "доказали" его непринадлежность Церкви. С чем можно ознакомиться в трудах общества Шестоднев.
Что касается студенческих Евангельских бесед Всероссийского православного молодежного движения, то всем известен их опыт. Эти кружки – лучшие в нашей стране. Но… они же вышли из протестантского опыта некоторых людей, их когда-то организовавших. Почему тот протестантский опыт за 10 лет смог привиться у нас, а этот "альфинский" не может стать "Путем"?
Я не могу понять, что такое огласительные и катехизаторские школы. Где они? Назовите адреса, покажите эффективность, ознакомьте с методиками. Но именно "школы", а не беседы при храмах. Я уверен, что никаких школ нет.
Нет никаких катехизационных программ Братства Православных Следопытов. Как не крутите… Впрочем, нет и самого братства. Все братство во всей России насчитывает несколько сотен человек (!), а в Москве – не больше 50 реальных человек (!).
Никто не сможет назвать успешный опыт современных православных миссионеров, кроме всем известных людей: о.А. Кураев (против которого воюют и Медведева И.Я. и Шишова Т.Л. и Общество Шестоднев и т.д.), Игумена Евмения (против которого так же все воюют), священника Даниила Сысоева, и… и… и… все. :) Не называть же тут "режиссера" В.Яцкина. Его необразованность, его эклектичное, рваное сознание… ну в общем гляньте на форум Кураева и поймете, что миссионер он никудышный.
Скажем и о деятельности современных миссионерских, катехизационных, антисектантских и просветительских центров "святителя Иринея Лионского" и "памяти А.С. Хомякова". Ну, "Иринея Лионского" – это живой центр, хотя бы в лице Александра Леонидовича Дворкина и его помощника дьякона Михаила. А вот жив ли и что делает центр Хомякова? Православные барды – это хорошо, но причем тут антисектантская работа. Это вопрос. Скольким людям может помочь хомяковский центр? Скольких они привели в Церковь? речь идет о сотнях человек за всю историю существования. Да к тому же… у них разный взгляд на антисектантскую деятельность, в конце прошлого века до открытой вражды доходило.
О. Анатолий Берестов и его душепопечительский центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского ну никак не может быть примером для подражания. Это потому, что о. Анатолий уверен в эффективности только своей работы и только у него эффективность выздоравливания наркоманов составляет 80 – 100%. О чем о. Анатолий везде и заявляет. Вот только незадача, через него проходят единицы людей. Все в этом центре держится на самом Анатолии. Не будет его, не будет и центра.
Если кто-нибудь считает открытую войну с научным сообществом миссией Церкви, то он вполне может брать пример с Общества "Шестоднев", трущимся только над этой проблемой. Да, вот еще что. Руководитель "Шестоднева" о. Константин Буфеев, по свидетельству его духовных чад, запрещает людям самостоятельно читать и изучать Евангелие. Может конечно врут, но говорившие мне это люди вполне адекватны.

Самое интересное, что все подписавшие знают, что все это правда.

Теперь по делу.
–-------------------------
"Вопреки 1 Фес 5:12 сама структура малых групп, изучающих Евангелие отдельно от евхаристической общины, таит в себе угрозу создания "параллельной Церкви"".
–-------------------------------
А как же кружки при Молодежном Отделе, а как же Молодая Русь, а как же Свято-Тихоновский университет, а как же Патриарший молодежный Центр? Они же все вне общин. А как же православные скауты? Они уж точно представляют собой сборную солянку. А как же бардовские концерты о.Евгения? (петь перед людьми о всем подряд можно?) Все участники – прихожане разных общин г.Москвы, а кто-то и не прихожанин вовсе. Многолетний опыт встреч типа "альфы" или библейских кружков при общине о. Валентина Асмуса опровергает вышеприведенный наезд.

–--------------------------------
"В фокусе внимания "Альфа-курса" находится человек в его падшем состоянии, который довольствуется своими силами в достижении духовных и земных целей. Гуманистическое содержание "Альфа-курса" выражается в так называемой "теологии процветания"".
-----------------------------------
Это подлог. Альфа христоцентрична (это факт) и никак иначе, а значит не антропоцентрична. Хорошо, что про масонов не написали. :) А насколько христоцентричны песни о. Евгения, статьи Анны Журавлевой, полуоккультные книги Игумена N, книги Медведевой И.Я. и Шишовой Т.Л.?

–-----------------------------------
"Все тексты и выступления адептов "Альфа-курса" отвергают само понятие страха Божия, заложенное в Священном Писании и православной аскетике. Это "панибратство с Богом" приводит к появлению колоссальной гордыни у новообращенных." (где примеры колоссальной гордыни? – прим. авт.)
–-------------------------------------
Это же миссионерский проект. Начинать проповедь со страха Божия – это безумие. Святитель Николай Японский начинал со страха? Апостол Павел начинал со страха? А как быть с гордыней подписавшихся? Издающих большими тиражами свои поучительные книги и претендующих на великих судей всех и вся?

–----------------------------
"Гуманистическая направленность и антропоцентричность "Альфа-курса" существенно искажает православную христологию, низводя ее до проповеди радикального несторианства. Для адептов "Альфа-курса" Иисус Христос в первую очередь обычный человек, Божество которого сокрыто. (интересно откуда это известно? Они сами так сказали? – прим. авт.) Проповедники "Альфа-курса" утверждают (кто, где, когда? – прим. авт.), что Христос мог согрешить, что на Кресте Его покинуло Божество, таким образом, подпадая под анафематизмы V Вселенского Собора (12-й и другие)."
–-------------------------------------------
Это в стиле общества Шестоднев. Сослаться на соборы и не доказать обвинений. С нами проделали дешевый трюк. Нам в пух и прах разнесли родную "альфу" и не слова ни сказали о том, что будет представлено в "Пути", после разработки.

–------------------------------
"Мощный протестантский потенциал "Альфа-курса" выражается в отказе от молитв, адресованных святым, а также в критике православного почитания Пресвятой Богородицы и Девы Марии (где примеры критики, я знаю альфу изнутри. нет там критики. – прим. авт.). "
-----------------------------------
Ну и бред! Если так же подойти к проповеди апостола Павла, то все сказанное относится и к нему. Не надо применять критерии катехизации к процессу миссии, то есть к проповеди Христа и Евангелия. "Путь" – всего несколько встреч. Как от десятка встреч ждать полноты православия.

–---------------------------------------
"Особую опасность представляет основополагающий для "Альфа-курсов" принцип толкования Священного Писания – без учета святоотеческой экзегезы, исходя из собственных представлений каждого участника собрания. (такой именно принцип нигде не прописан. Это домысел. – прим. авт.)
–----------------------------------------

Братья и сестры! Досточтимый о. Даниил! То, что Анна Журавлева, подписавшая текст, пишет всякую чушь и призывает поклоняться рисункам стопы – это не вызывает раздражения? То, что Медведева И.Я. и Шишова Т.Л. пишут несусветную чушь и о Церкви и о церковной предании и поносят священноначалие – это так же допустимо? То, что подписывают этот документ люди мало воцерковленные, по сути неофиты, ничего не понимающие в толкованиях святых отцов – это тоже нормально? Этот пункт говорит, что никто не понял об Альфе ничего. Альфа ставит перед человеком открытый и честный вопрос: а какое отношение к тебе лично имеет Евангелие или некоторое изречение Христа? Вот и все. Дорастет человек и до толкований. Тем более, что ведет собрание человек церковный и он знает толкования и может удержать беседу в нужном русле.

–-----------------------
Лицам, проходящим оглашение по программе "Альфа-курса", не предлагается в качестве основы Никейский Символ веры. Вероучительное содержание курса представляет собой эклектичный набор догматических положений. Важнейшим упущением "Альфа-курса" является полное отсутствие в перечне первых 15-ти уроков тем Троицы, воскресения мертвых и Страшного Суда. Такой подход однозначно осужден 7 правилом III Вселенского Собора.
–---------------------------------------
Это самое смешное. Альфа курс – это никак не система оглашения, это не катехизация. Альфа – первичная миссия, обращенная на людей вне Церкви. И если ни о. Анатолий, ни о. Олег, ни Вы, о. Даниил, не привели этих людей в храм, то пусть попробуют православные люди, благословленные владыкой Иоанном и работающие по программе "Путь".

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru