Русская линия | 13.04.2007 |
— миссионерский опыт святителя Николая Японского;
— антисектантские кружки святого мученика Николая Варжанского;
— миссионерские поезда Миссионерского отдела Русской Православной Церкви
— опыт тюремной миссии протоиерея Глеба Каледы;
— евангельские кружки диакона Иоанна Смолина;
— студенческие евангельские беседы Всероссийского православного молодежного движения;
— огласительные и катехизаторские школы;
— миссионерские походы Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета и Белгородской Миссионерской Духовной Семинарии;
— катехизационные программы Братства Православных Следопытов;
— успешный опыт современных православных миссионеров;
— деятельность современных миссионерских, катехизационных, антисектантских и просветительских центров (святителя Иринея Лионского, центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова, душепопечительский центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, Крутицкого Патриаршего Подворья, миссионерский просветительский центр «Шестодневъ».
Распространяемый сейчас «Альфа-курс» и его вариант «Путь» не отвечает требованиям церковности по следующим основаниям:
1) «Альфа-курс» восходит к сектантскому пятидесятническому движению и является составной частью так называемого «харизматического возрождения» на Западе. Это движение является разновидностью монтанизма и потому должно быть расценено как попытка внедрения в Церковь ложной духовности (шаманизма) под видом «общения со Святым Духом». Альфа-курс неотделим от воскресных «уикендов Святого Духа» — говорения на языках, «святого смеха», руковозложения и целительских практик. Согласно Священному Писанию данное явление есть «получение иного духа» (2 Кор 11:4).
2) Молитвенная практика «Альфа-курса» не соответствует каноническим нормам Православной Церкви и ведет к прелести. Она противоречит 116 Правилу Карфагенского Собора — участникам «Альфа-курса» предписана общинная молитва своими словами. Таким образом, во-первых, исчезают всякие гарантии чистоты вероучения, выраженной в молитве, а во-вторых, разрушается понимание необходимости иерархической структуры Церкви. Происходит подмена предстоятеля-священника харизматическим лидером («пророком»).
3) Особую озабоченность вызывает декларируемое организаторами «Альфа-курса» намерение внедрить эту методику в уголовно-исполнительную систему:
— Согласно п. 4 ст. 14 Уголовно-исполнительный Кодекс РФ (УИК) «к осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители…», каковыми альфа-курсисты не являются.
— Согласно п. 1 ст. 24 УИК посещать органы, исполняющие наказания, без специального разрешения могут только лица «при исполнении служебных обязанностей» (начиная с Президента РФ). Деятельность альфа-курсистов не относится к служебной.
— Если разрешить их проникновение в места лишения свободы по желанию администрации, то специфическая психологическая обработка лиц с неустойчивой психикой, лиц молодежного возраста, каковые там составляют подавляющее большинство, может привести к непредсказуемым последствиям (массовые беспорядки, стычки, противостояние по религиозным мотивам и другие) причем как в период отбывания ими наказания, так и после их выхода на свободу.
4) Вопреки 1 Фес 5:12 сама структура малых групп, изучающих Евангелие отдельно от евхаристической общины, таит в себе угрозу создания «параллельной Церкви», что уже неоднократно случалось в истории Церкви (монтанисты, хлысты, духоборы).
5) В фокусе внимания «Альфа-курса» находится человек в его падшем состоянии, который довольствуется своими силами в достижении духовных и земных целей. Гуманистическое содержание «Альфа-курса» выражается в так называемой «теологии процветания».
6) Все тексты и выступления адептов «Альфа-курса» отвергают само понятие страха Божия, заложенное в Священном Писании и православной аскетике. Это «панибратство с Богом» приводит к появлению колоссальной гордыни у новообращенных.
7) Гуманистическая направленность и антропоцентричность «Альфа-курса» существенно искажает православную христологию, низводя ее до проповеди радикального несторианства. Для адептов «Альфа-курса» Иисус Христос в первую очередь обычный человек, Божество которого сокрыто. Проповедники «Альфа-курса» утверждают, что Христос мог согрешить, что на Кресте Его покинуло Божество, таким образом, подпадая под анафематизмы V Вселенского Собора (12-й и другие).
8) Мощный протестантский потенциал «Альфа-курса» выражается в отказе от молитв, адресованных святым, а также в критике православного почитания Пресвятой Богородицы и Девы Марии. Даже в том варианте «Альфа-курса», который предлагается как православная версия этой методики, в деле стяжания благодати Святого Духа ни словом не упоминается ни Церковь, ни церковные Таинства. Подобное отвержение православного предания или какой-либо его части анафематствовано VII Вселенским Собором.
9) Особую опасность представляет основополагающий для «Альфа-курсов» принцип толкования Священного Писания — без учета святоотеческой экзегезы, исходя из собственных представлений каждого участника собрания. Это лишает новообращенных критерия различения истинных и ложных толкований Слова Божия и прямо противоречит 19-му Правилу Трулльского (V-VI) Собора.
10) Лицам, проходящим оглашение по программе «Альфа-курса», не предлагается в качестве основы Никейский Символ веры. Вероучительное содержание курса представляет собой эклектичный набор догматических положений. Важнейшим упущением «Альфа-курса» является полное отсутствие в перечне первых 15-ти уроков тем Троицы, воскресения мертвых и Страшного Суда. Такой подход однозначно осужден 7 правилом III Вселенского Собора.
Из всего вышесказанного становится очевидным, что программа «Альфа-курса» ни в каком виде не приемлема для Православной Церкви. Деятельность «Альфа-групп» оборачивается проникновением в Церковь ложной духовности, оккультных практик и порождает активное неприятие традиционных форм православного благочестия. Происходит подмена исторической Единой Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви сетью харизматических кружков, несущих иное евангелие, проповедующих иного Христа и дающих иного духа (ср. 2 Кор 11:4).
За вычетом всех вышеприведенных искажений остается давно уже прекрасно зарекомендовавшая себя в православных миссионерских программах практика регулярных встреч, чаепитий, бардовских песен и совместных поездок на природу. Тем самым нет никакой необходимости пересаживать на православную почву пятидесятнические практики и так называемое «харизматическое возрождение», захлестнувшее западный христианский мир.
Многочисленные публикации православных, католических и традиционно-протестантских апологетов и миссионеров свидетельствуют о духовной деградации лиц, прошедших программу «Альфа-курсов». Массовые обращения, которые обещают организаторы «Альфа-курсов» в России не могут оправдать тот духовный вред, который эти курсы причинят «новообращенным».
Таким образом, перед православным сообществом, Синодальными отделами, ведущими миссионерскую деятельность, и самими православными миссионерами стоит задача создать системную многоуровневую программу миссионерства и катехизации. Эта программа должна будет обобщить исторический опыт православной миссии как в прошлом, так и в наши дни. В ее основу должен быть положен Никейский Символ веры, православная догматика и аскетика. Для начала каждый православный христианин должен освоить основы православной веры в объеме Катехизиса святителя Филарета Московского.
Участники конференции призывают организаторов и участников «православного варианта» «Альфа-курсов» отказаться от этой духовно опасной практики, предостерегают православное духовенство и всех православных христиан от использования методики «Альфа-курсов» и обращаются с просьбой к священноначалию нашей Церкви пресечь распространение этой харизматической ереси.
Принято в первом чтении с учетом необходимости создания системы сносок и указания на то, что подобное движение может использоваться в политических целях, что представляет государственной безопасности (Молодежь, вовлеченная в харизматическое движение, сыграла заметную роль в «оранжевой революции» на Украине)
Протоиерей Олег Стеняев, руководитель центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова
Иерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, заведующий сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными органами
Иерей Даниил Сысоев, кандидат богословия, настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской, преподаватель Николо-Перервинской Духовной семинарии
Иерей Евгений Тремаскин, сотрудник центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова
Диакон Михаил Першин, старший преподаватель Миссионерского факультета ПСТГУ
Стурова Маргарита Павловна, профессор Академии управления МВД РФ, внештатный сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными органами
Медведева Ирина Яковлевна, член Союза писателей России, директор Института демографической безопасности, психолог, публицист
Шишова Татьяна Львовна, член Союза писателей России, вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенку, педагог
Журавлева Анна Николаевна, председатель общественной организации Родительский комитет г. Балашиха, журналист
Подосинкина Татьяна Николаевна, катехизатор Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского
Кассин Олег Юрьевич, координатор движения «Народный Собор», председатель российского общественного движения Преображения
Мамаев Анатолий Арсентьевич, член центрального совета общероссийского общественного движения Россия Православная
11 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА
http://rusk.ru/st.php?idar=111466
Страницы: | 1 | |