Русская линия
Русская линия Дмитрий Скворцов13.04.2007 

Кем Папа не был
Ко 2-й годовщине всеукраинского траура по Иоанну Павлу II

Два года назад президент Украины, пожалуй, впервые за всю ее историю, объявил траур по иностранному гражданину — 264-му Папе Римскому. Безусловно, понтифик был высшим духовным лицом для большинства населения трех областей Украины. С другой стороны, согласимся, трудно представить в нашей стране общенациональный траур по Патриарху Московскому — предстоятелю крупнейшей конфессии на территории государства в целом.

Впрочем, и в президентском указе говорилось не о римском первосвященнике, а о «духовном лидере современности и поборнике демократии», хотя каждое из этих определений оспаривалось его жизни покойного.

«Мы тут им папу римского подкинули»

Как известно, Иоанн Павел II был первым — и, пока, единственным — славянином на Ватиканском престоле. Само по себе, это свидетельствовало не только о его моральных качествах, но и о способностях, соответствующих задачам церкви в эпоху холодной войны: уже через три месяца после своего избрания Папа принял министра иностранных дел форпоста атеизма Андрея Громыко (невзирая на отсутствие дипломатических отношений между СССР и Ватиканом). В 1982 году произошла не менее сенсационная встреча с Ясиром Арафатом. А в 1996 году убежденный антикоммунист Кароль Войтыла пожал руку давнему противником католичества Фиделю Кастро (еще через два года понтифик публично осудит экономические санкции против Кубы). Тогда же состоялась первая встреча главы католической церкви с президентом Исламской Республики Иран, искавшей выхода из международной изоляции. В продолжение этой тенденции римская церковь осудила многие процессы глобализации и односторонние силовые акции по ее насаждению.

Но достиг ли «духовный лидер современности» успехов на поприще миротворца? Прислушаемся к ведущему украинскому религиозному публицисту Василию Анисимову: «Папа все-таки представляется фигурой трагической. Прежде всего, потому, что его мнение и голос никто и не хотел слушать. Скажем, папа выступал против бомбардировок Югославии, однако и католические и протестантские страны Европы в ус не дули. Иоанн Павел II не только выступил против насилия на Святой земле, но и прибыл в Израиль с миссией примирения: посетил и мечеть, и синагогу. Враждующие стороны поблагодарили понтифика и… продолжили кровопролитие. Папа резко осудил агрессию против Ирака, но даже самые правоверные паписты-поляки отправили туда третий по численности воинский контингент. Вот и получается, что, например, США никто не любит, но все слушаются, а папу — наоборот. Парадокс?».

«Перегиб и парадокс»

А может быть, Виктор Ющенко, давно пекущейся о внутреннем устройстве церквей, имел в виду демократизацию самого католичества? Действительно, Иоанн Павел II не мог не быть продолжателем модернистского курса 2-го Ватиканского собора 1962−65 гг. на экуменизм, сближение с протестантством, замену латинского языка богослужения национальными и т. п. Но в тех же 60-х в католической церкви оформилась и оппозиция курсу реформ в лице архиепископа Лефевра. Входившие в его братство священники служили по древнему латинскому обряду. Так продолжалось четверть века, пока, казалось бы, «либеральнейший» Иоанн Павел II, терпимый к еретикам, иноверцам и атеистам не отлучил от церкви Лефевра. Или, такими авторитарными способами понтифик пытался построить «католицизм с человеческим лицом»? Не зря же в его резиденции извивались брейк-дансеры, сам он посещал футбол, рок-концерты, и даже напел целый компакт-диск. Но был ли он искренен при этом? Принимая лучшего футболиста планеты Рональдо, и интересуясь, как тот нашел Италию, Папа даже не знал, что бразилец, уж три года, как звезда Милана.

— Футбольным фанатом Папа явно не был, — комментирует тот случай известный миссионер о. Андрей Кураев. — Я смотрел на него и вспоминал анекдот про Брежнева: «Вчера Леонид Ильич Брежнев принял английского посла за венгерского и имел с ним долгую продолжительную беседу…».

Уж, скорее, в угоду политической целесообразности, он наступал на горло собственной консервативной сущности. Не захотел же он и слышать даже об отмене целибата (не догмата, а лишь традиции безбрачия). Притом, что в последнее время именно в этом видели причину гомосексуальной педофилии среди католических священников. Остался непреклонным Ватикан и в своем осуждении разводов, контрацепции, абортов и, конечно же, содомии (гомосексуальных связей).

Так что, и во внутрецерковной жизни он вряд ли был демократом. И, хотя, непримиримость к порокам «свободного общества» находила поддержку у традиционалистов, и здесь особых успехов Папа не достиг. Свидетельство тому открытое письмо 79 итальянских клириков (!) против запрета приема содомитов в священники.

Многие действия понтифика раздражали и консерваторов. Такие, как посещение синагоги и кирхи, встреча с главой англикан (многовековых врагов Ватикана), а также покаяние за грехи католичества против иудеев у Стены Плача в Иерусалиме.

С другой стороны, именно «публичные покаяния» и приводили в экстаз заполнявших площадь Святого Петра и миллионы телезрителей. Так СМИ создавали образ нового святого (что, вообще-то гарантировалось ему догматом 1869 года о непогрешимости Папы, как наместника Бога на Земле). А при объявлении о кончине Иоанна Павла II, госсекретарь Ватикана Анджело Содано назвал его «Великим Папой» — что употреблялось ранее только в отношении канонизированных понтификов. В итоге даже католик Грэм Грин, саркастически признался, что ему как-то приснилась газетная шапка «Иоанн Павел II канонизировал Христа».

Как «канонизатора» Украины-полноценного члена Европейской христианской цивилизации ждали визит «наместника Бога на Земле» и власть имущие на Украине.

Из наших? Из поляков!

За время понтификата Иоанна Павла II и Ватиканом, и Советским Союзом, и независимой Украиной не однажды предпринимались попытки устроить визит Папы к нам. Но всякий раз непреодолимым оказывалось препятствие, установленное самим Ватиканом еще в 1970-х: чтобы выправить имидж, созданный иезуитами, крестовыми походами и насаждениями уний, дипслужба «Святого престола» постановила, что визиты понтифика теперь возможны лишь по приглашению крупнейшей конфессии на территории принимающей страны. В случае с Украиной его не было.

Более того, Митрополит Киевский лично просил Папу повременить с «визитом мира» до тех пор, пока проблемы, связанные с захватами греко-католиками православных храмов на Западной Украине не будут решены «в духе братской любви». Но тот на восток все же двинулся: РКЦ выпустила плакат с Папой на фоне Софии Киевской, а голос Ватикана — газета «L'osservatore romano» — назвала визит «реваншем истории». В чем же причина попрания Ватиканом своих же установлений (в конце концов, можно было бы ограничиться выступлениями в Галиции, где сосредоточено 90 процентов его паствы)?

Еще в начале 90-х один итальянский кардинал признался в личной беседе секретарю Московского Патриарха: «У нашей Церкви не было бы проблем в отношениях с Московской патриархией, если бы папой был итальянец» (http://www.profile.ru/items/?item=11 257). И действительно, у Ватикана и без того немало забот с такими проблемными регионами, как стремительно атеизирующаяся Западная Европа, Юго-Восточная Азия, вечно революционная Латинская Америка. Зачем же создавать себе еще и проблемы с далекой и непредсказуемой Православной Церковью?

«Польский менталитет определил многое в отношении Иоанна Павла II к Украине, — солидарен с кардиналом архиепископ Львовский и Галицкий Августин. — На генетическом уровне поляк не может быть равнодушен к Украине… Если бы Папа был итальянец, француз, немец, африканец или латиноамериканец, то церковные проблемы Галичины решались бы совершенно иначе. Думаю, в действиях Ватикана тогда было бы больше объективности и конструктивного подхода. И диалог с Православными Церквами не был бы отброшен на полвека назад, и православные галичане не были бы выброшены из храмов на улицы.

Я считаю, что Иоанн Павел II во многом несет ответственность за разрушение и страдания Православной Церкви в Западной Украине. Он не осудил тех, кто захватывал храмы, он не предложил никакого плана урегулирования религиозных конфликтов. Униаты нас громили с его молчаливого согласия, и от этого факта не уйти!

Но даже тогда, когда трагедия уже произошла, и Православие в Галичине превратилось в дискриминируемое меньшинство, Иоанн Павел II не сделал ничего, что могло бы хоть немного облегчить положение «Церкви-сестры». В 2000 году в Риме я лично просил Папу… помочь с выделением во Львове помещения или участка земли для православных (С 1992 года в «культурной столице Украины» насчитывается одна (!) православная церковь, — Авт.). Святой Престол мог в считанные дни разрешить эту проблему: авторитет Папы у греко-католиков таков, что достаточно было одного слова из Рима, чтобы вопрос был решен…

Он ездил по другим странам и просил прощения за то, что было тысячу лет назад — это хорошо. Но почему же он ни разу так и не написал письмо, открытое или закрытое, или послание к своим чадам — греко-католикам, в котором сказал бы им: «Дорогие мои, вы сами знаете, что такое преследования, вы были в подполье, поэтому с сочувствием относитесь к своим братьям-православным…» (http://www.sedmitza.ru/)?

На таком вот фоне Иоанн Павел II отмечал в своем послании к юбилею Брестской унии «возрастание диалога любви между православными и униатами». Скрепил ли эту «любовь» визит понтифика в Киев? Скорее наоборот. Православные иерархи были объявлены чуть ли не врагами Украины, препятствующими ее приобщению к европейским ценностям. Началось шельмование Православной Церкви общенациональными (в первую очередь — государственными) СМИ. В ответ православные напомнили о «море слез и крови», пролитом, по словам Кобзаря, униатами в Украине, о разрушенных православных монастырях и соборах, о духовном окормлении униатами эсесовских дивизий…

Такое вот получилось «возрастание любви"… Не сработал в Киеве и до того беспроигрышный PR-ход Ватикана в виде немощного и впадающего в дрему старичка, всем своим видом показывающего, «какие мы миролюбивые и беззащитные». Эскалация межконфессиональной напряженности вылилась в блокирование целых районов города по пути следования «папомобиля», многочасовые автомобильные пробки, запаянные канализационные люки, запреты выходить на балконы. И все это ради того, чтобы выступить на полупустой «Чайке"…

«Замешкался маленько Ватикан»

Однако куда большим ударом для 26 летнего понтификата Иоанна-Павла II стал отказ Европарламента вносить в проект конституции Евросоюза положение о христианских корнях европейской цивилизации при одновременной резолюции в поддержку однополых браков.

Как ни печально, но к «духовному лидеру человечества» не прислушалась даже его родная Европа…
Дмитрий Скворцов, Портал 2000

http://rusk.ru/st.php?idar=111465

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru