Русская линия
Русская линия13.04.2007 

Корпоратив с душком
Тесные отношения внутри корпорации все больше пахнут сектантством

Каждый может сам выбрать себе веру в то, в силу чего действительно верит. Все больше наших людей предпочитают верить в деньги. Культ преуспевания в обществе набирает обороты. Информационное давление на простого человека постоянно: престиж, успех, продвижение по карьерной лестнице, умение делать деньги и руководить людьми, бизнес и достижение целей — об этом твердят повсюду.

Полный гербалайф


О том, что бизнес может как-то быть связан с сектами, мы узнали в начале 90-х. Тогда тысячи людей отдавали последнее, закупая оптовые партии продукции «Гербалайф», гробили свое здоровье, потребляя этот препарат и изводя знакомых, умоляя купить хоть упаковочку. Уже потом стало ясно, что при подготовке распространителей с ними проводилась работа. Им внушали, что здоровье и преуспевание — это высшее счастье, а достичь его можно с помощью продажи и потребления «Гербалайфа». Сейчас этот препарат у нас в стране продавать-то и не должны после «былой славы», но методы, которыми пользовались распространители «чудо-средства», продолжают жить.

Илл.1На заседание компании, продающей по методу сетевого маркетинга бытовую химию, я попала случайно. Оно проходило на квартире одного из активистов движения. Лекцию нам читал лысоватый дяденька — примерный семьянин, в прошлом «менеджер стола, стула и чертежа», инженер, проще говоря. После того, как предприятие перестало нуждаться в его услугах и приказало долго жить, он решил заняться сетевым маркетингом. В компании он достиг определенных успехов: у него есть несколько человек, которым он регулярно перепродает чудо-порошки и чудо-отбеливатели. Считается, что он уже построил свою цепочку и теперь может учить новичков, как это делается.

Лекцию он начал с того, что предложил нам два варианта: просто пользоваться супер-средствами или делать свой бизнес фактически из воздуха. Все, что нужно, — это регулярно покупать продукцию компании и рекламировать ее среди своих друзей. То, что бытовая химия в компании выходила раз в десять дороже, чем в магазине, его не смутило. «Зато товар хай-класса», — заявил он. Лектор был уверен, что участие в компании приносит ему реальный доход, хотя с цепочки, которая под ним работает, он пока не получает и тысячи рублей, он сам делает на продажах примерно столько же. Однако идти на биржу труда и искать легальную и, что важно, более высокооплачиваемою работу он пока не собирается. По секрету он сообщил, что он просто в самом начале дороги, ведущей в бизнес-рай, где вкушают «нектар» менеджеры и директора самого высшего звена.

Сходства и различия


В Православной церкви на сетевой маркетинг имеют серьезный «зуб». Оно и неудивительно, ведь сетевые компании во многом напоминают секты.

Илл.2Вербовка. Чем больше человек приведет с собой вновь прибывших, тем больше получит организация в целом. Только если в секте во главу угла ставится внедрение идей, то здесь речь идет о продаже товаров.

Четкая иерархия. Золотой менеджер, бриллиантовый директор, учитель, гуру по продажам… Эти понятия кажутся почти синонимами. Биографию самых успешных работников из корпорации в сетевом маркетинге если не заучивают наизусть, то изучают довольно подробно. Каждое продвижение по сектантской или сетевой лестнице, как правило, обозначается отдельной должностью и специальным набором благ.

Лекции. Чтобы человек узнал, чему он все-таки поклоняется, в сектах адептов обучают основам веры. Семинары проводятся и в компаниях сетевого маркетинга (более подробно об их содержании читайте далее).

Бомбардировка любовью. Чтобы человек удержался в секте, его с первых дней окружают любовью и вниманием. Доброе слово, оно, конечно, и кошке приятно, а нашему вечно уставшему и измученному человеку — тем более. Сетевой маркетинг взял на вооружение и это правило. Каждый вновь приходящий сразу становится членом команды, ему говорят приятные и редкие в обычной жизни слова, что он просто не может отказаться от заманчивого предложения участвовать в делах компании.

Замещение. В сектах человеку предлагают доброе и, на первый взгляд, ненавязчивое общение. Он «ведется» на эту удочку, а потом понимает, что занятия и собрания проходят так часто, что у него не хватает времени на семью и друзей. В сетевом маркетинге собрания и семинары также часты, поэтому у родственников и близких есть два выхода: вливаться в компанию вместе с товарищем либо пропасть из его поля зрения.

Великий менеджер или мастер влияния


В США есть циничная для нашего уха поговорка, переводящаяся примерно как: «Если ты так умен, то покажи свои денежки». Дух капитализма, в основе которого лежит протестантский постулат: Бог тебя любит, если ты успешен, — за океаном является нормой жизни. Но менталитет россиянина немного другой, а нужно, чтобы был капиталистический Кому это нужно? Конечно же, самой компании. Цель всех семинаров и психологических тренингов, проводимых сетевыми компаниями, а в последнее время некоторыми корпорациями, — это объяснить человеку, что он должен быть уверенным, успешным, стремиться к карьерному росту, что работа — это главная радость в жизни, а коллектив — это верные друзья, команда…

«Так в чем же проблема?» — спросит заинтересованный читатель. «Разве так плохо ходить на работу с радостью, быть успешным и уверенным в себе?».

— Безусловно, все эти тренинги были бы хороши, если не шло деструктивное давление на личность человека, — комментирует Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Уфимской епархии. -Были случаи, когда люди, их посещавшие, оказывались в серьезной психологической зависимости от дальнейших занятий, добровольно шли на аналогичные курсы. И как туда не пойти, когда там тебе льстят: «ты будешь преуспевающим, богатым, здоровым, научишься влиять на людей…»?! Только вот странно, после этих тренингов от людей начинают отворачиваться старые друзья и коллеги. Я знаю, некоторые серьезные кадровые агентства даже не берутся предлагать работодателями людей после «карьерных тренингов» из-за привитой им наглости в общении и психологической неадекватности. Мне известен один молодой человек, который после тренингов «психологического преображения» в Уфе, со свой матерью начал разговаривать практически только сквернословием…

Руководство многих крупных компаний, даже не имеющих отношения к сетевому маркетингу, часто выкладывает солидные суммы, чтобы заказать для своего персонала обучающие программы-тренинги, пригласить лектора с целью повышения продуктивности работы в коллективе. «Измерить» результат таких мероприятий практически невозможно. Иногда тренинг может иметь и опасные последствия: персонал уходит в депрессию, не видя положительных сдвигов в работе; идет большое расслоение в коллективе между «продвинутой» частью и теми, кто семинары еще не посещал. Пока не существует статистики «провальных» тренингов, зато известно, что они порождают новый «подвид» бизнес-семинаров, которые призваны устранять негативные последствия предыдущих.

В Уфе семинары для сетевиков проводят практически все компании, работающие в режиме сетевого маркетинга. Бизнес-семинарами будущих сотрудников обеспечивает ряд салонов по продаже сотовых телефонов и сеть магазинов фототоваров. Единичные случаи отправки сотрудников на тренинги были зафиксированы на оптовых базах. Статистики посещаемости тренингов у нас никто не ведет. Равно как никто не контролирует их содержание.

***


Пока говорить о влиянии сетевого маркетинга и бизнес-семинаров в крупных компаниях на личность человека можно только с сильными оговорками. Уж очень это новая и неизученная область, которую пока что предпочитают превозносить, ведь вера в деньги толерантна ко всем религиям, национальностям и уровням дохода.
Ада Невская

Комментарии:

Максим Степаненко, руководитель миссионерского отдела Уфимской епархии русской Православной Церкви:

В коммерческих культах люди рано или поздно понимают, что их обманывают или точнее используют высшие звенья сетевиков. Кризис веры в идею компании, сомнения и отсутствие результата — долгожданных золотых гор — приводят к тому, что из системы «выпадает» более 90% новичков. В том числе и потому, что у каждого вообще есть талант заниматься торговлей. Барыга, «купи-продай» — это призвание!

В целом, мне кажется, активность сетевых компаний спадает, так как в России люди попадают туда в первую очередь по причине безденежья и желания «быстро и легко» исправить положение. По данным нашего мониторинга, проводившегося несколько лет назад, в Уфе все организации, работающие по принципу сетевого маркетинга, ежегодно вербовали полторы-две тысячи человек. Сейчас в половину меньше. В Германии, например, даже известные «раскрученные» сетевые компании в месяц от силы вовлекают в свои ряды двоих-троих человек. Хочется верить, что в скором времени люди будут иметь достойную зарплату, чтобы позволить себе не связываться с сетевыми компаниями, не дающих, кстати, никакой социальной защиты (пенсионные отчисления, медицинская страховка, оплаченный отпуск и т. п.), и не искать сомнительного заработка на стороне. Собственно заработка-то как такового у множества людей так и не получается, потому как большую часть заработанных денег, люди тратят на покупку «продуктов» компании для своих целей. Практика показывает, «служение» коммерческому культу практически всегда доводит человека до духовно-нравственной деградации — гордость, тщеславие, сребролюбие, неимоверно взращиваемые в компании делаю свое черное дело…
Впервые опубликовано: «Московский комсомолец в Уфе», N 12 (21−28 марта) 2007

http://rusk.ru/st.php?idar=111464

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика