Русская линия | Петр Маслюженко | 13.04.2007 |
«Жить в нравственном отношении надо так,
как если бы ты должен был умереть сегодня,
а работать так, как если бы ты был бессмертен».
Д. С. Лихачев
11 марта в Белгородском государственном музыкальном училище (колледже) им. С. А. Дегтярева состоялась межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная году русского языка и приуроченная к 100-летию со дня рождения Д. С. Лихачева.
Для участия в работе форума были приглашены ученые-филологи, писатели, священники, музейные работники, деятели культуры, студенты и учащиеся Белгорода, Воронежа, Курска, Харькова.
Удивительно и радостно, что столь крупное мероприятие, посвященное проблемам родного языка, проводит (под эгидой Белгородского областного управления культуры, начальник А. В. Кулабухов) не филологическое, а музыкальное учреждение. Однако у тех, кто хоть немного знаком с инициативными и неравнодушными к культуре людьми, работающими в БГМУ, сей факт удивления не вызывает. Этот колледж, на базе которого в последние годы работает также филиал Воронежской государственной академии искусств, известен культурными инициативами, небезразличием к отечественной словесности. По меткому выражению главы Белгородской областной организации Союза писателей России Владимира Молчанова, «в Белгородском музучилище скоро можно будет открыть филиал Литературного института». В. Молчанов, заметим, в свое время закончил это училище по классу баяна. А в этот раз — возглавлял жюри, оценивавшее конкурс чтецов, мелодекламаторов и молодых поэтов, прошедший в рамках конференции.
На пленарном заседании, которое провел директор БГМУ Н. А. Гращенко, — среди других лиц — выступили с докладами профессора Белгородского госуниверситета М. Ю. Казак, Т. В. Самосенкова, В. К. Харченко (член-корреспондент ПАНИ), бакалавр экологии, заместитель начальника департамент Росприроднадзора Е. Г. Глазунов, писатель С. А. Минаков, а также А. К. Косенкова (директор музея-мастерской С. С. Косенкова). Доклад последней был особенно ярким, содержательным, эмоциональным, изобиловавшим постановкой актуальных проблем — о падении общего уровня культуры в современном обществе, вопиющими примерами отторжения обществом проблем художника.
В выступлениях были затронуты проблемы современной русской речи, в том числе сленговой (рекламно-новоязовской, молодежной, интернет-среды и т. д.), было вспомянуто и о том, что, в частности, Дмитрий Лихачев, в свою бытность заключенным Соловецкого лагеря, составил словарь уголовного арго. Говорилось и о проблеме церковнославянского языка, о мере возможности перевода некоторых церковных текстов (в том числе и молитвенных) на современный русский язык, и о многом другом.
Поскольку Белгородское музучилище оказалось в авангарде «года русского языка», то с флагмана придется брать пример: материалы конференции рекомендованы к изучению студентам средних профессиональных и высших учебных заведений, будут проведены читательские конференции и конкурсы, связанные с именем Д. С. Лихачева, будут разработаны учебные программы по культуре языка — как непрерывной духовной связи поколений. Планируется разработать учебный курс «История интеллигенции ХХ века», а также программы, основанные на общерусском и местном фольклоре.
Пленарное заседание завершила ярким сообщением «Народно-песенная культура и современность» преподаватель филиала ВГАИ в Белгороде Л. Н. Власенко, выступлению которой сопутствовал небольшой концерт фольклорного молодежного ансамбля «Раздолье» (учащихся БГМУ). Поющая и пляшущая на сцене молодежь не оставила никого равнодушными, а многих тронула просто-таки до слез.
В составе ансамбля — лауреаты межрегиональных фольклорных конкурсов. Эти ребята с детства знакомы с аутентичным исполением знаменитых «песенных» белгородских деревень Большое Быково, Нижняя Покровка (в которых существуют ансамбли нескольких поющих поколений, выпускаются пластинки, проводятся концерты и т. п.), сохранивших в своем репертуаре песни еще времен монголо-татарских набегов. В этом концерте прозвучали народные песни разных жанров.
Фольклористов сменили на сцене студенты-«классики», исполнившие — сольно и ансамблями — сочинения Моцарта, Рахманинова, Пьяцоллы и др.
А на большом световом щите все это время не угасал портрет русского интеллигента, столпника отечественной культуры академика Лихачева, рядом с его словами: «Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков».
Фото автора
http://rusk.ru/st.php?idar=111461
|