Русская линия | Священник Василий Петров | 06.04.2007 |
«Он (Христос) сошел крестом во ад,
чтобы Собою наполнить всё»
Свт. Василий Великий, анафора.
В последовании утрени Великой Субботы есть такие слова: «Якоже неясыть (пелекан), уязвлен в ребра Твоя, Слове, отроки Твоя умершыя оживил еси, искапав животные (животворные) им токи» [1] В древности люди полагали, что птица пеликан вскармливает своих птенцов своей собственной кровью, истекающей из бока, который она вспарывает своим же клювом. В Греции это излюбленный сюжет для изображения в притворах храмов. Так и Христос на кресте кровью от Своих ребер напояет умирающих во грехе Своих чад.
Бог зовет Адама в эдемском саду: «Адам, где ты?» (Быт. 3, 9). Адам скрывается от Творца на долгие века, изгоняется из рая и, умерев, сходит во ад. Бог, став человеком, ищет Адама на земле, и, не найдя, снисходит во ад. И там, в аду, Адам уже не скрывается от Творца, но с надеждой и радостью протягивает к Нему свои руки в ответ на Его призыв. Так описывает движение любви Создателя опять же утреня Великой Субботы: «На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищяй» [2]. Бог в раю все мог дать людям, не мог дать лишь одного — опыта жизни без Него. Возможно, опыт падения был неизбежен, чтобы человек познал всю полноту счастья быть с Богом и уже не увлекаться змиевым советом: «Будете как боги» (Быт. 3, 5).
На Западе уже блаженный Августин, епископ Иппонский в V веке говорит о том, что Христос освободил из ада души только тех, кто был изначально предназначен ко спасению, т. е., как он пишет, тех, «спасти которых судил Он по своей, сокрытой от нас правде» (О книге Бытия 12, 33). Это учение органично сочетается с августиновским взглядом на предопределение людей ко спасению.
В позднее средневековье учение о том, что Христос вывел из ада не всех, кто принял Его проповедь, а только ветхозаветных праведников, а остальных лишь обличил, закрепляет Фома Аквинский в своей Summa theologiae. Позднее Запад принимает это учение безоговорочно. Фома договаривается даже до того, что некрещеные младенцы тоже находятся в аду, в его специальном отделении — infernum puerorum (ад младенцев — лат.). Почему? Потому что они некрещеные, значит с них не снята «вина» Адама. Спасение воспринимается очень просто, юридически прямолинейно, как освобождение от «вины» (culpa — лат.).
Как же смотрели на эту проблему наши, восточные Отцы Церкви? Святитель Григорий Нисский в своем небольшом труде «О младенцах, прежде времени похищаемых смертью» обращает наше внимание на то, что органом для общения с Богом является умная часть души. Посредством ее человек приобщается к Богу и приобретает знание Его, что и является для него подлинной жизнью. Грехопадение помрачило умную часть души, что явилось препятствием для общения с Богом. Для наглядности святитель Григорий использует пример человеческих глаз. Присущая глазам способность зрения не является вознаграждением, это их естественное здоровое состояние. Так и слепота — это не кара и не результат наказания, но болезнь. Подобным же образом для людей, «очищенных в чувствах души», естественна и свойственна блаженная жизнь Божества. Но те, у кого духовные очи нечисты, те, которые пребывают в неведении Бога, остаются не приобщенными Его блаженной жизни. И это не наказание, но состояние болезни умной части души [3].
Какое же отношение это имеет к младенцам? Чаемое благо, то есть блаженная божественная жизнь, свойственно человеческому роду по естеству, потому что человек и сотворен для этого. Святитель Григорий говорит: «Младенец, неискушенный злом и не имеющий какого-либо недуга душевных очей, который бы препятствовал приобщению Свету, живет по естеству. У него нет нужды в очищении для приобретения здравия, поскольку в начале он не принял болезни в душе» [4]. Таким образом, ум младенца чист, не имеет болезни, здоров и пребывает в свое естественном состоянии. Поэтому у младенца нет никаких препятствий для приобщения божественному Свету, то есть Богу.
Христос вывел из ада не только праведников, то и всех тех, кто принял Его проповедь в аду. Среди них были и люди, погибшие при потопе во времена Ноя. Об этом говорит апостол Петр: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3, 18−20).
До Христа в аду проповедовал Предтеча, о чем говорят богослужебные тексты на праздник Усекновения его главы. Для чего нужно было проповедовать, если это ничего не меняет? С точки зрения Фомы Аквинского это полная бессмыслица. Но не с точки зрения Христианства. Не даром на иконе Воскресения Христова изображается не Его выход из гроба, которого, кстати, никто не видел, а схождение во ад. Схождение в преисподнюю, в древний шеол, infernum, нужно было для того, чтобы дать возможность услышать евангельскую проповедь и спастись всем людям, вне зависимости от времени и места их жизни на земле. Вот она, божественная справедливость, а если сказать лучше, то Божие человеколюбие. Всем дается возможность спастись, в том числе и тем, кто не имел счастья родиться в христианской стране и слышать Слово Божие.
Христос, однажды сойдя во ад, остается там, пребывает там вечно. Парадоксально? Но так утверждают восточные отцы. «Неуместна никому такая мысль, — говорит преподобный Авва Исаак Сирин, — что грешники в геенне лишаются любви Божией» [5]. Тогда почему же грешники мучаются в геенне? Бог карает их? Отнюдь. «Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоявает своими утехами» [6].
Поистине ад разрушен. Ада как места более не существует. Он остается только как состояние души, не могущей принять любовь Создателя. Ад попран Спасителем и опустошен. Так описывает нам это событие святитель Иоанн Златоуст в своем знаменитом слове на Святую Пасху:
Пусть ни один человек не боится смерти: смерть Спасителя освободила нас.
Он сокрушил смерть, когда она держала Его в плену.
Он лишил силы ад, сойдя в преисподнюю.
Он разрушил его, поглотившего Его плоть.
Предсказано Исаией: ад содрогнулся при виде Его.
Содрогнулся, ибо был раздавлен; вкусил горечи, ибо вкушал сладость.
Поглотил тело и вдруг встретился с Богом.
Поглотил видимое и был сотрясен невидимым.
Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?
Христос воскрес, и ты раздавлен.
Христос воскрес, и демоны сокрушены.
Христос воскрес, и ангелы ликуют.
Христос воскрес, и жизнь царствует.
Христос воскрес, и мертвые исторгнуты из гробов.
Ибо Христос, воскресший из мертвых, сделался начатком усопших.
Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
Иерей Василий Петров, преподаватель Калужской духовной семинарии
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 — Триодь постная. М., 1992, лист 476. Утреня Великой Субботы, вторая статья, стих 115.
2 — Триодь постная. М., 1992, лист 469. Утреня Великой Субботы, первая статья, стих 25.
3 — Митрополит Иерофей (Влахос). О первородном грехе и смерти младенцев. Сардоникс, 2003, с. 19−20.
4 — Митрополит Иерофей (Влахос). О первородном грехе и смерти младенцев. Сардоникс, 2003, с. 24.
5 — Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. М., 1993, с. 76.
6 — Там же.
http://rusk.ru/st.php?idar=111443
|