Русская линия
Православие.Ru Кристина Сандалова14.04.2005 

Камчатский юбилей

Храм в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник" в селе Паратунка
Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в селе Паратунка
Недавно Православная Церковь отметила особый юбилей — 300 лет со дня утверждения Православия на Камчатке, которая была присоединена к России в конце XVII века. История становления Православия на полуострове складывалась непросто. Двадцатый век внес смятение и разруху руками безбожной власти. «В годы, последовавшие за революцией, казалось, что духовная жизнь здесь прекратилась. Уже в 1923 году было уничтожено около 50 храмов, богослужебная и приходская жизнь была почти полностью прекращена», — напомнил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на состоявшейся в Москве 12 апреля научно-богословской конференции, посвященной памятному событию. Камчатка была объявлена первым антирелигиозным оплотом страны Советов.

Началом церковного возрождения на северной земле следует считать 1984 год, когда в Петропавловске-Камчатске особым постановлением Совета по делам религии при Совете министров СССР была зарегистрирована Православная община. «Сегодня на Камчатке возрождается духовная жизнь, — сказал Патриарх, — с 1994 году существуют Петропавловская и Камчатские Епархии, действуют 42 прихода, мужской и женский монастырь, а также один скит». Сегодня на территории региона в школах-интернатах и детских садах в рамках программы проводятся уроки «Основы Православной культуры», открыт филиал Свято-Тихоновского Богословского Гуманитарного Университета, создаются православно-просветительские центры и активно развивается миссионерское служение. Так, например, созданное некоторое время назад сестричество, под предводительством о. Олега (Андреева), проводит миссионерскую деятельность в больницах.

Однако и сегодня Православие на Камчатке испытывает немалые трудности. Хотя возрождено более 40 приходов, храмов не хватает, их всего лишь пять. Большинство общин служат либо в перестроенных помещениях, либо на квартирах, либо в государственных учреждениях. Основная причина такой ситуации, по словам епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия, трудное материальное положение. Камчатка всегда была дотационным регионом, куда вкладывались большие средства. «Теперь же поступлений практически нет. Вследствие этого нашу землю покидают многие деятели культуры, науки, образования. А все это сказывается на общем уровне нашего населения», — пояснил епископ.

Зато на полуострове верующие активно развивают православно-просветительскую деятельность и готовят учителей общеобразовательных школ к новому предмету, который будет внедряться в рамках программы, — «Основы духовной культуры». По сути, это то же самое, что и «Основы Православной культуры», то же приобщение детей к духовности и нравственности.

Одновременно с этим на Камчатке постепенно отказываются от опыта воскресных школ. По мнению епископа Игнатия, подобный вид преподавания малоэффективен. Одна из причин — невоцерковленность самих родителей. «Взрослые мечтают получить мгновенный результат, однако работать над собой, приобщаться к нравственности, вере, родители при этом не хотят. И что получается: ребенок посещает воскресную школу один раз в неделю, а все остальное время находится под влиянием семьи, улицы и средней школы, которые не дают ему должного воспитания», — рассказывает епископ. Кроме того, по словам владыки Игнатия, многие родители, хоть и являются прихожанами, но чего-то главного, основного постичь не могут. Болезненно относясь к точному соблюдению всех предписаний Церкви, многие занимаются не внутренней работой, а увлекаются лишь внешним исполнением. Дети, чувствуя фальшь и лицемерие такой «веры», испытывают отторжение, что проявляется в негативной реакции на любые явления, относящееся к Церковной жизни.

Случается также, что в воскресные школы обращаются неверующие родители, стремящиеся научить ребенка основам нравственности, духовности, не пытаясь при этом его воцерковить. Однако воскресная школа — это, прежде всего, приобщение к вере.

«Необходимо также учитывать преподавательский фактор. Наш опыт показывает, что учителя, — это, как правило, неофиты. И нередко вместо того, чтобы медленно, внимательно, доброжелательно, с любовью открывать перед детьми богатство Православия, они навязывают ритуалы, внешние формы религиозности, которые сами усвоили без внутреннего убеждения. А это на детей ложится тяжким грузом», — пояснил епископ Игнатий.

Выход из сложившееся ситуации владыка видит в воспитании детей вместе с их семьями — опыт, пока только зарождающийся.

Вообще, тема воспитания была одной из ключевых на круглом столе. По этому поводу высказался также и ректор Свято-Тихоновского Богословского Гуманитарного Университета протоиерей Владимир (Воробьев), который поделился собственным необычным опытом воспитания молодого поколения и отметил, что детям нужно прививать идеи борьбы за добро. Это требуется для того, чтобы подростки и молодежь направляли свою неуемную «революционную» энергию в нужное русло, а не становились жертвами современной массовой культуры. Одним из таких методов, по утверждению о. Владимира, могут стать миссионерские поездки в далекие уголки нашей Родины, и, особенно, в Сибирь и на Дальний Восток. Как ректор ВУЗА о. Владимир на себе убедился, что результат от этих поездок колоссальный, так как молодые люди ощущают себя на «передовой».

До революции миссионерству в России уделяли особое внимание. И сегодня Церковь призывает всех верующих к миссионерскому служению, и, прежде всего, духовных лиц и студентов семинарий.

Сегодняшнее миссионерство, по словам о. Владимира, внутреннее. Сто-двести лет назад проповедники вели к Богу так или иначе верующих людей. «Эти люди могли быть язычниками или иметь какую-то иную веру. Но все-таки они верили в существование высшего начала. Теперь же миссионеры проповедают среди людей, которые разуверились в основах духовной жизни. Они не знают, что такое смысл жизни или добро. Но все же интуитивно они чувствуют красоту, чистоту и любовь. И увидев свет, пытаются прикоснуться к нему», — рассказал о. Владимир. Задача современного миссионера — привить нашему народу ту подлинную христианскую церковную жизнь, которую он потерял.

По мнению отца Владимира всем приходам и тем более семинариям следует направлять молодежь в миссионерские поездки, поскольку от этого будет польза не только внешняя, но и внутренняя. И тогда многие сомневающиеся молодые люди найдут свое местно в Церкви и поймут, что должны служить Богу.

О миссионерстве на конференции говорили многие выступавшие, подчеркивая, что это направления церковной деятельности следует особенно активно развивать. Кроме того, на заседании был представлен проект Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005−2010 гг., разработанный Миссионерским отделом Московского Патриархата. В проекте Концепции намечены ключевые направления миссионерского служения, среди которых организация миссионерских учебных заведений и миссия в молодежной среде.

Миссионерская деятельность может стать одним из сильнейших средств возрождения России, воцерковления народа, укрепления Православия по всей стране.

И, как сказал Епископ Игнатий, необходимо помнить, что Русская Православная Церковь — одна из немногих религиозных организаций, которая трудится для сплочения России, для единения народа. И это должно понять государство. Ведь, в конце концов, не только государство поддерживает Церковь, но и Церковь государство.

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/50 414 111 042


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика