Русская линия | Станислав Минаков | 31.03.2007 |
Афишка, на которой преобладают зеленый и синий цвета, сообщала: «На выставке большой выбор печатной продукции, церковной утвари, икон, ювелирных изделий, керамики, ладана, меда и многого другого». Исчерпывающе сказано, хотя не отражены, например, замечательные цветастые платки. А книги — разве перечислишь всё, что можно увидеть здесь, затруднительно будет даже составить список того, что хотел бы приобрести. Народ прямо-таки клубится, нависает над прилавками, где разложены — в разнообразном полиграфическом исполнении — книги Священного Писания, святоотеческая литература, книги богословские, историко-религиозные, пособия для новоначальных и даже православные фэнтезийные романы. Вы читали, к примеру, книги Юлии Вознесенской? Прочтите! Забросьте донцовых-марининых и иже с ними, отложите «самого» Акунина, минуйте Коэльо, но возьмите Вознесенскую, для начала — «Мои посмертные приключения». И не забудьте поделиться книгами Вознесенской со своими детьми-подростками. А также — с родителями.
Выясняется, что торговля бывает разной. И торгующие — бывают разными. Например, поглядишь на прекрасные лица людей, стоящих за прилавком с удивительной керамикой, и возрадуешься!
И товары бывают разными. Ой, что это за лепота и благодать, от которых так сжимается сердце, и ты уже не в силах отсюда уйти. Откуда — такое чудо, из каких краев? Оказывается, это смоленцы предлагают нам сию красотищу.
Диакон Андрей Боедов рассказывает: «Мы привезли в Харьков на православную ярмарку керамическую продукцию, которую производим сами. У нас — своя керамическая мастерская, где работают православные художники…»
Мастерская у смолян возникла как некое содружество прихожан и художников, которые вкладывали в свои произведения православные идеи, мотивы народного творчества. Коллектив складывался постепенно, понемногу. И сейчас работает вполне успешно. Однако основной акцент в работе этого объединения — не коммерческий, а миссионерский. О. Андрей убежден, что у искусства есть возможность показывать людям действительно глубокие идеи, раскрывать традиции, что русское православное искусство имеет большое миссионерское значение.
— Отец Андрей, в вашей экспозиции, на прилавке преобладают понятные образы: пасхальное яйцо, ангелы, колокольчики. Но вот насколько образ глиняного колокола традиционен для смоленского края? Как создавалась ваша мастерская?
— Можно сказать, что наш приход сформировался в нынешнем виде при смоленском храме Святой великомученицы Варвары и Святых апостолов Петра и Павла (на снимке. — С. М.). Последний построен в 1146 году, при князе Смоленском Ростиславе Мстиславовиче, а в XVIII веке он был перестроен и включен в объем примкнувшего с западной стороны Варваринского храма. Сегодня настоятель обоих храмов — священник Святослав Худовеков. При общине действует православное молодежное движение.
— Какое количество молодежи вы охватываете?
— Сейчас на разных направлениях нашего Молодежного духовного центра задействовано около 200 человек — дети, подростки, молодые люди. У нас есть Братство православных следопытов (это детская организация Смоленского регионального отделения Русской Православной Церкви), работает военно-спортивный патриотический клуб «Витязь», есть воскресная школа различных уровней, художественный кружок, судомодельный, детский хор, школа игры на гитаре, молодежная литературная студия, курсы по изучению языков, освоению компьютерной грамотности. Положено начало православному краеведческому клубу.
— Расскажите, пожалуйста, подробней о художниках.
— Среди наших прихожан большое количество интеллигенции. Многие имеют художественное образование. Неформальным лидером художественного направления, творческой мастерской нашей деятельности является Елена Карпова. Вы видите, что наши колокольчики, можно сказать, особенные…
— Да! Они вызывают величайший восторг, я бы даже сказал ликование. И в эти дни это прямо соотносится с предощущением Пасхи…
— Мы здесь уже четвертый раз. Нас теперь постоянно приглашают на ярмарки Свято-Покровского монастыря. Не обходят также своим вниманием Киев, Одесса, Сумы, Винница. В России — Москва, Петербург, Челябинск, Екатеринбург…
— Значит, ваше служение связано с поездками, командировками.
— Да. От нашей общины многие ездят, не только я один.
— В связи с этими поездками — в чем вы и отец Святослав Худовеков видите задачу? Каковы ваши цели — в связи с ярмарками? Каково послание?
— Прежде всего — просто поделиться своей радостью, поделиться красотой. Кроме того, мы ведь издаем газеты, книги. Это тоже имеет большое значение. Сегодня все мы оказались разделены границами разных стран, но православным следует держаться вместе. Нам необходимо рассказывать друг другу о себе, делиться опытом, впечатлениями, размышлениями…
Художник Наталья Шкодина, выпускница художественно-графического факультета Смоленского педагогического университета, работающая учителем рисования при храме, представила в Харькове в общем числе и собственные работы.
— Наталья, если это не профессиональный секрет, расскажите, как изготовляется такой волшебный колокольчик.
— Никаких секретов нет. Сначала его нужно скрутить на гончарном круге. Потом — высушить. Есть отливаемые, самые маленькие колокольцы. Все они обжигаются, а потом расписываются. У нас две мастерских, одна из них — гончарная, где и стоят печи. Там мы получаем глиняное бельё. А во второй мастерской идет собственно роспись…
— «Бельё» — от слова «белый», то есть еще не расписанный?
— Да, это чистая заготовка для художественного письма. Кто-то пишет у нас темперными красками, а кто-то использует роспись по сырой эмали: сначала заготовка покрывается глазурью, потом расписывается, а затем вновь обжигается. Получается два обжига.
— Каков возраст ваших мастеров?
— Есть молодежь двадцати пяти лет. Среди них немало людей, закончивших худграф, это ведь всё профессиональная работа.
— Они все работают только для души, не получая заработную плату?
— Нет, это их постоянное место работы. При храме. Кроме того, почти все мы занимаемся с детьми в центре творческого развития детей. Там разные виды искусств: рисование, лепка из всяческих материалов…
Читаем, что написала смоленская мастерица на колокольчике по ободку. «СЛОВО ТВОЕ — СВЕТИЛЬНИК НОГЕ МОЕЙ…» Вспоминаем, что это стих 105 из Псалма 118, он заканчивается так: «…И СВЕТ ПУТЕЙ МОИХ». Фраза говорит о том, что Господне слово указует душе путь — куда ей следует направляться в мире.
Исследователь Виктор Кутковой сделал по этому поводу интересное наблюдение: «Некоторые русские иконы последней четверти XV — нач. XVI вв. таят в себе прием, до сих пор, кажется, никем не истолкованный: гиматий на ноге (греч. — верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани. — С.М.) соответственно у св. Иоанна Предтечи, у апостолов Петра и Павла, реже у Архангела Михаила… написан цветом более ярким, чем сам гиматий. Логично, однако, спросить о причине заострения внимания именно на ноге. Зачем оно?.. Идея живописного акцента на ноге могла возникнуть не только из «Небесной иерархии» Ареопагита, а, к примеру, хотя бы из тропаря: «Пророче и Предтече приШЕСТВИЯ Христова», из евангельского ХОЖДЕНИЯ по водам Петра, из молитвы ап. Павлу, где ему присваивается эпитет «землю ОБШЕДЫЙ». Не забудем, что нога по-древнерусски называется «ходило"… В то время употреблялся глагол «целоноговати», означавший — ходить прямо здоровыми ногами. Можем вспомнить также приход к Богородице Архангела Гавриила, а также — принесение жертвы Иосифом Обручником, или — вхождение в Иерусалим вместе с Христом и Его учеников…»
И не забудем мы, конечно же, русские пасхальные песнопения на старославянском языке: «К свету идяху, Христе, веселыми ногами». То есть радостно, с верой в сердце. А в этом году — редчайшее дело: на день, предшествующий Пасхе, страстную субботу, выпал праздник Благовещенья!
Тратим с дочерью всё до копейки, а в последующие дни приходим опять и опять, чтобы запастись замечательными подарками — для родичей и друзей. Колокольцы, колокольцы — в виде ангелков, и просто так, тарелка с птицей Сирин… И — тройные колокольцы с птичками, а вот — тоже дивная птичка, но в виде свистульки… Нам не досталось керамическое панно с подвесными колокольчиками, но надеемся, что смоленцы привезут новые — к Покрову.
Ой, а они же, колокольцы, не только глаз радуют, а еще и звонят!
Не все сегодня помнят старую песню с таким припевом: «Дин-дин-дин, дин-дин-дин — колокольчик звенит…» Как там, дальше? Правильно, о любви.
Фото автора
http://rusk.ru/st.php?idar=111423
Страницы: | 1 | |