Общенациональный Русский Журнал | Дмитрий Ефимов | 22.03.2007 |
Ещё в начале января 2007 года эфиры российских телеканалов были заполнены комментариями о ситуации в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье. Пока непризнанных, но обладающих всеми признаками настоящих государств, принявших на всенародных референдумах в прошлом году принципиальное решение о присоединении к России. Но уже к середине месяца их стали упоминать всё реже и реже, пока появление плана Ахтисаари по Косово не подтолкнуло возвращение в эфир темы их потенциальной независимости.
17 сентября прошлого года состоялся референдум «о независимости Приднестровья». На 262 избирательных участка пришли 306 тысяч человек 78,6% от списочного числа избирателей.
На вопрос «Поддерживаете ли Вы курс на независимость ПМР и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?» положительно ответили 97,1% пришедших на избирательные участки порядка 297 тысяч человек. Вопрос «Считаете ли Вы возможным отказ от независимости ПМР с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова?» вызвал отрицательное отношение у 94,6% проголосовавших около 289 тысяч человек.
Это позволило Президенту ПМР Игорю Смирнову заявить, что референдум стал логическим завершением трудных испытаний, военных лихолетий, блокад, вызовов и угроз, которые жители Приднестровья преодолели за эти годы. «Народ сам свободно определился, как ему жить дальше. И видит своё будущее прежде всего в сотрудничестве с Великой Россией. Воля народа для президента, Верховного Совета и всех органов власти — закон прямого действия. Мы обязаны выполнить наказ народа», подчёркивал тогда Игорь Смирнов.
Погружение в историю
Уже к X веку будущее Приднестровье вошло в состав Киевской Руси. С XIII по середину XIV века край находился под властью Золотой Орды, затем вошёл в Великое княжество Литовское. Чуть позже было создано и Молдавское княжество, включившее территории от восточного Прикарпатья до правого берега Днестра. В XVI веке объединившиеся Польша и Литва вобрали в себя и Приднестровье. После присоединения Польши к Российской империи в конце XVIII века волей будущего генералиссимуса Александра Суворова, взявшего штурмом турецкую цитадель в Бендерах и заложившего нынешний Тирасполь, земли и с правой, и с левой стороны Днестра становятся российскими губерниями. Тогда же начинает формироваться и совершенно исключительный приднестровский этнос, в котором смешивается живая кровь переселенцев из внутренней России и Малороссии, солдат регулярной русской армии и днестровских казаков.
В 1917 году Румынское королевство оккупировало территорию нынешней Республики Молдовы. А в 1924 году левобережье вошло в качестве автономии в Украинскую Советскую Социалистическую республику под названием Молдавской АССР. В 1940 году, накануне Великой Отечественной войны, Бессарабия была возвращена в состав СССР. Появилась новая союзная республика — Молдавская. Она просуществовала ровно 50 лет, пока Кишинёв не принял решение о выходе из СССР. Тогда и Приднестровье, в свою очередь, отделилось от бессарабской части бывшей Советской Молдавии, образовав Приднестровскую Молдавскую республику.
Признать нельзя
присоединить
Как будет проставлена запятая в этой фразе, по всей вероятности, решится уже в этом году. Со стороны избранного на четвёртый срок (закон позволяет) президента ПМР Игоря Смирнова технология выполнения «наказа народа» кажется простой и понятной. По его мнению, главное, не останавливаться на достигнутом — на проведённом референдуме и декабрьских выборах, а последовательно приближать день присоединения к РФ.
Первым шагом была объявлена гармонизация законодательств двух государств в финансовой, экономической, налоговой и таможенной политике, социальном обеспечении и образовании, которая, по словам президента ПМР, будет «закончена в ближайшие сроки». Второй шаг — административные реформы по перестройке правительства и аппарата по российскому образцу (совсем недавно был создан Совет безопасности Приднестровья).
На официальном уровне Россия же выбору приднестровцев не рукоплескала. Например, потому, что результаты референдума практически навязывают политическому руководству РФ необходимость изменения постсоветского «статуса кво», сохранение которого наряду с перманентным ростом цен на углеводородное сырьё обеспечивает стабильность экономики.
По мнению главы МИДа РФ Сергея Лаврова, сам референдум просто стал «реакцией на фактическую блокаду, от которой страдают экономика и жители этого региона. Необходимо отойти от крайних действий, есть все возможности вернуться к переговорам». Если перевести с дипломатического языка на разговорный, эта фраза означает, что волеизъявление приднестровского народа должно быть учтено в продолженном переговорном процессе. Не более.
Не зря депутат ГД и защитник приднестровского суверенитета Сергей Бабурин, оценивая ситуацию после референдума, сказал, что судьба принятого решения «зависит от импульсов из Кремля».
Такие импульсы теперь поступили, причём со всех сторон сразу. С Запада и от российского президента. Североатлантический союз продолжает расширяться на восток, а в рамках сотрудничества с Республикой Молдовой предложил разместить на её территории один из компонентов пресловутой системы ПРО. Владимир Путин в своей мюнхенской речи ясно сказал, что безопасность России от этого не увеличится…
Думаю, очевидно: процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьёзный провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение?
Теперь судьба Приднестровья зависит от правильного понимания поступивших сигналов. Его народ действительно чувствует себя «личным составом» действующего российского форпоста как с военной, так и с «энергетической» точки зрения. Именно эта позиция была дважды подтверждена за последние полгода на избирательных участках.
Вот только не в народных чувствах и ощущениях коренится действительная проблема. Вновь избранной власти ПМР необходимо «пройти по лезвию бритвы». Попытаться не использовать последний геополитический шанс для косвенного шантажа России своей преданной дружбой, не навязывать заведомо неприемлемых решений — одним словом, не проявлять излишней торопливости и инициативы в сложный для нашей страны предвыборный год. Тогда действительно возможность изменения статуса для Приднестровья станет реальностью.
План Ахтисаари
Рассекреченный 31 января этого года план урегулирования Косовского конфликта был подготовлен спецпредставителем ООН Марти Ахтисаари, бывшим президентом Финляндии. С северной неторопливостью он фиксирует «существенную автономию» для косовских албанцев, сохраняя внешнюю форму — «оболочку сербского суверенитета».
«РЖ» предлагает сравнить желаемое — согласно плану Ахтисаари — в Косово и реально существующее в Приднестровской Молдавской республике.
Именно последний пункт плана Марти Ахтисаари вызывает серьёзные опасения у сепаратистов. В частности, после опубликования деталей документа британским агентством Reuters, премьер-министр Косово Агим Чеку охарактеризовал его так: «Мы знаем, что это позитивное предложение, но не во всех аспектах». Видимо, на Западе так и не смогли перевести для внутреннего пользования смысл русской поговорки, непосредственно относящейся к косовским албанцам: «Дай палец — руку откусит».
Позицию России в отношении судьбы Плана Косово, а соответственно и Приднестровья, сформулировал Президент России в своей мюнхенской речи: «Что будет с Косовом, с Сербией? Это могут знать только косовары и сербы. И давайте не будем за них решать, как они устроят свою жизнь».
Эксперты The Wall Street Journal считают, что сейчас Владимир Путин пытается добиться фактической интеграции Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии в Российскую Федерацию. По их мнению, именно «стратегия Брюсселя разбирать проблемы Косово и проблемы „замороженных конфликтов“ отдельно друг от друга позволяет России использовать косовские переговоры и для дестабилизации правительства в Грузии, и для подталкивания ЕС к „колониальному решению“ на Балканах».
Вполне вероятно, что эксперты всемирно известного журнала правы. Хотя бы потому, что Президент России показал себя практиком «ассиметричных» решений, навеянных с детства усвоенной идеологией дзюдо. Там считается наиболее профессиональным вынудить противника совершить неподготовленное силовое воздействие, чтобы использовать потом затраченную энергию в противоположном русле.
Национальные символы
Согласно плану, составленному посредником ООН, у Косово будут собственные «национальные» символы, включая флаг и гимн, которые будут отражать его мультиэтнический характер.
У Приднестровья есть не только свой флаг, гимн и герб. ПМР обладает реальным аксессуаром «мультиэтничности». Это три языка, являющиеся для этой страны государственными.
Вооруженные силы
В документе оговаривается создание профессиональных и многонациональных «сил безопасности Косово», оснащённых лёгким вооружением, с гражданским контролирующим органом.
Приднестровье имеет собственные вооружённые силы. Их численность составляет около 5 тысяч человек. Они состоят из сухопутных войск, ВВС, внутренних и пограничных войск, а также включают добровольные казачьи формирования.
Контроль границ
По плану, Косово будет «иметь контроль над границами». Форма этого контроля не обозначена, однако многие аналитики считают, что сербские албанцы наконец получат «собственный метр» границы, который может быть использован множеством способов, в том числе и криминальных.
ПМР давно и полностью контролирует собственные границы. Все обвинения в тотальной контрабанде, использованные при объявлении экономической блокады, не нашли своего подтверждения. Пограничные и таможенные посты республики полностью открыты для любых международных наблюдателей.
Международный контроль
План предполагает создание на территории Косово назначаемого ЕС международного контролёра с правом вето и размещение европейской полицейской миссии.
На территории Приднестровья находятся рос? сийские миротворцы. Их всего 300 человек. Они осуществляют свою деятельность на основании двухсторонних соглашений между правительствами России и ПМР.