Русская линия
Русская линия13.03.2007 

Украинская Православная Церковь готовит к канонизации новых святых

6 марта 2007 г. состоялось заседание Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по канонизации святых. Комиссию возглавляет архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем.

На заседании присутствовали архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, епископ Святогорский Арсений, архимандрит Евлогий (Гутченко), архимандрит Дамиан (Давыдов), архимандрит Филарет (Кучеров), архимандрит Никодим (Горенко), протоиерей Виктор Симонюк, игумения Стефана (Бандура), протоиерей Георгий Зверев, игумен Аристарх (Лебедев), иеромонах Стефан (Царук), священник Димитрий Демченко, протодиакон Василий Марущак и преподаватель КДА Иван Михалко.

Заседание началось со вступительного слова председателя комиссии владыки Ефрема, который, в частности, сказал: «История Православной Церкви есть прежде всего история ее Святости. И каждая Православная Поместная Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда не только являет в своей ограде подвижников православного благочестия, но и прославляет своим соборным волеизъявлением этих подвижников как канонизованных святых. Подвергшаяся в XX веке жесточайшим гонениям, которые по своим масштабам и изощренности превзошли гонения первых христиан, Русская Православная Церковь явила христианскому миру великий сонм подвижников православного благочестия, мучеников и исповедников. Однако на протяжении большей части XX века Русская Православная Церковь была лишена возможности осуществлять канонизации этих подвижников, несмотря на то, что в соборном сознании русского православного народа все эти годы сохранялась глубокая вера в то, что мученической кровью и молитвенным предстательством этих подвижников Русской Православной Церкви суждено выстоять в испытаниях, которые обрушились на нашу страну в XX веке. Только в 1980-е годы Русская Православная Церковь получила возможность возобновить более чем на полвека прерванную практику постоянной канонизации святых. Торжественная канонизация этих подвижников благочестия, осуществленная Поместным Собором в июне 1988 года, открыла новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной Церкви, когда постоянная деятельность по прославлению подвижников благочестия стала важным началом нашей церковной жизни.

На Поместном Соборе 1988 года было определено: «Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду».

Исполняя это определение, Священный Синод УПЦ на заседании 22 ноября 2006 года (Журнал N47) утвердил новый состав Синодальной Комиссии по канонизации святых и поручил председателю Комиссии «привлекать к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации Преосвященных архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Украинской Православной Церкви». Синодальная Комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координационную роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры.

Особенно следует сказать о материалах к прославлению новомучеников и исповедников. Совершая их канонизацию, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианкой истории. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития им крови в свидетельство своей веры в Распятого и Воскресшего Христа.

В наше время необходимо применять дополнительные критерии при подходе к канонизации пострадавших в эпоху гонений, учитывая обстоятельства эпохи. Комиссия в каждом конкретном случае, касающемся прославления того или иного свидетеля веры XX века, тщательно изучает архивные материалы, порой удается найти и опросить очевидцев событий, либо тех, кто, не будучи сам очевидцем, хранит воспоминания об этих людях, либо их письма, дневники и другие сведения. Предметом внимательного изучения являются материалы допросов.

Все лица, пострадавшие в годы гонений, впоследствии были реабилитированы государством. Власть признала их невиновность, но из этого еще нельзя заключать, что все они могут быть канонизированы. Дело в том, что лица, подвергавшиеся арестам, допросам и различным репрессивным мерам, не одинаково вели себя в этих обстоятельствах. Отношение органов репрессивной власти к служителям Церкви и верующим было однозначно негативным, враждебным. Человек обвинялся в чудовищных преступлениях, и цель обвинения была одна — добиться любыми способами признания вины в антигосударственной или контрреволюционной деятельности. Большинство клириков и мирян отвергли свою причастность к такой деятельности, не признавали ни себя, ни своих близких и знакомых и незнакомых им людей виновными в чем-либо. Их поведение на следствии, которое порой проводилось с применением пыток, было лишено всякого оговора, лжесвидетельства против себя и ближних.

Церковь не находит оснований для канонизации лиц, которые на следствии оговорили себя или других, став причиной ареста, страданий или смерти ни в чем не повинных людей, несмотря на то, что и они пострадали. Малодушие, проявленное ими в таких обстоятельствах, не может служить примером, ибо канонизация — это свидетельство святости и мужества подвижника, подражать которым призывает Церковь Христова своих чад. В вопросе прославления мученика или исповедника много других аспектов, которые могут только отчасти найти отражение в материалах следственных дел, но без решения которых прославить человека невозможно. Требует особого внимания выяснение отношения человека к имевшим место тогда расколам (обновленческому, григорианскому и другим), поведению на следствии, не является ли человек секретным осведомителем репрессивных органов, не вызывался ли в качестве лжесвидетеля по другим делам. Выявление этого требует большого напряжения многих людей — членов и сотрудников епархиальных комиссий по канонизации святых, — работа которых должна быть организованной и контролируемой Правящим архиереем.

Архивы страны, фонды которых хранят документы об истории Церкви и гонений на нее, только недавно и до сих пор, к сожалению, не в полном объеме стали доступными для изучения. История Церкви в XX веке только начала изучаться. В связи с этим исследователям открывается не только много ранее неизвестных фактов, но и религиозная, нравственная сторона их, о которой многие и не подозревали. Поэтому строгость позиции Церкви в вопросах прославления новомучеников и исповедников продиктована не бюрократизмом и формализмом, а стремлением за неполнотой информации не принять ошибочные неправильные выводы и решения.

Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы не была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется (Мк.13.13.), — говорит Христос. Испытывая натиск зла и неправды, победить которые для отдельного человека оказывалось невозможным, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого, Его реальное присутствие даже в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями — не по силе, а по благодати.

Прославление святых есть неотъемлемая составная часть духовной жизни Церкви и ее Апостольской деятельности в постоянно меняющейся, мятущейся стихии мира. Опыт святости XX века — прочный фундамент церковной жизни наступившего столетия». Затем участники заседания заслушали:

— Рапорт митрополита Одесского и Измаильского Агафангела о возможности причисления к лику местночтимых святых священника Феодосия Левицкого (+ 1845 г.), бывшего настоятеля Свято-Николаевского храма г. Балты Одесской области.

— Рапорт епископа Васильковского Луки, викария Киевской Митрополии о возможности причисления к лику местночтимых святых подвижников благочестия, подвизавшихся в Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни:

1. Игумен Филарет (Данилевский);

2. Схиархимандрит Илиодор (Голованицкий);

3. Схиархимандрит Иоанникий (Гомолко);

4. Схиархимандрит Серафим (Амелин);

5. Архимандрит Иннокентий (Степанов);

6. Иеромонах Василий (Кишкин);

7. Иеромонах Макарий Шаров);

8. Схимонах Лука (Швец);

9. Схимонах Архипп (Шестаков);

10 Схимонах Евфимий (Любимченко);

11.Монах Феодот (Левченко);

12.Монах Мартирий (Кириченко);

13.Монах Досифей (Колченков);

— Рапорт архиепископа Николаевского и Вознесенского Питирима о возможности причисления к лику местночтимых святых священника Сергия Штенко, мирян Прохора Бунчука и Кирилла Приймака, которые приняли мученическую кончину 26 апреля 1922 года.

— Рапорт архиепископа Полтавского и Кременчугского Филиппа о возможности причисления к лику местночтимых святых насельников Мгарского монастыря, пострадавших в годы гонений на Святую Церковь:

14. Игумена Амвросия;

15. Иеромонаха Аркадия;

16. Иеромонаха Иоанникия;

17. Иеромонаха Ионы;

18. Иеромонаха Иосифа;

19. Иеромонаха Никанора;

20. Иеромонаха Афанасия;

21. Иеромонаха Феофана;

22. Иеромонаха Серапиона;

23. Иеромонаха Никострата;

24. Иеромонаха Иулиана;

25. Монаха Иоанникия;

26. Монаха Германа;

27. Монаха Назария;

28. Монаха Парфения;

29. Монаха Потапия;

30. Монаха Доримедонта.

— Рапорт архиепископа Полтавского и Кременчугского Филиппа о возможности причисления к лику местночтимых святых настоятельницы Козельщанского Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря Полтавской епархии игумении Олимпиады (Вербецкой).

По окончании заседания владыка Ефрем прокомментировал проделанную работу: «Сегодня прошло первое рабочее заседание комиссии под моим председательством. На данный момент, можно сказать, что потрудились мы плодотворно. Принят ряд серьезных решений комиссий о ходатайстве перед Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим Митрополитом Владимиром и Священным Синодом УПЦ о канонизации прежде всего новомучеников Церкви. Необходимо отметить, что правила по канонизации очень строгие и требуют тщательной подготовки. Они все были соблюдены, и это упростило работу комиссии. В дальнейшем этими документами будет заниматься уже Священный Синод Украинской Православной Церкви. Если Священный Синод примет положительное решение в пользу всех рассматриваемых дел, то нам необходимо будет рассмотреть вопросы богослужебных текстов. Это очень сложный, ответственный и трудоемкий вопрос.

Начавшийся год является юбилейным для Украинской Православной Церкви, т.к. отмечаются 15-летие Харьковского собора и 15-летие первосвятительского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира в УПЦ. И радует то, что именно сейчас наша Церковь будет украшена духовными подвижниками».

О работе комиссии рассказал и ректор Одесской духовной семинарии, архимандрит Евлогий (Гутченко): «Необходимо отметить, что это было первое заседание комиссии в обновленном составе, который был утвержден Священным Синодом УПЦ на ноябрьском заседании. Было рассмотрено много разных вопросов, представлено много кандидатов для причисления к лику святых, и комиссия очень строго рассматривала каждую кандидатуру. Комиссия представит Священному Синоду свои деяния, которые в дальнейшем будут либо утверждены, либо отвергнуты членами Синода во главе с Предстоятелем УПЦ. Многие дела, касающиеся канонизации новомучеников, комиссия, рассмотрев, отправила на доработку, в связи с тем, что не было точно установлено, не был ли тот или иной священнослужитель самосвятом или обновленцем. Комиссия приняла решение обратиться к преосвященным Украинской Православной Церкви, чтобы они обязательно представляли доказательства того, что рассматриваемая личность действительно принадлежала к канонической Православной Церкви и не уклонялась в раскол.

Радостью для Одесской епархии является положительное решение комиссии по поводу канонизации иерея Феодосия Левицкого, который проходил пастырское служение в Балте. Комиссия приняла решение в ближайшее время обратиться к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру и Священному Синоду с ходатайством о причислении к лику святых этого праведного иерея Божия. Русская Церковь готовила его к канонизации еще в дореволюционное время. По указанию Святейшего Синода в 1909 году были обретены его останки. Известные события 1917 года не способствовали тому, чтобы была совершена канонизация и только сейчас восстанавливается историческая справедливость. Также важным деянием комиссии было долгожданное рассмотрение возможности канонизации собора Глинских старцев. Эта канонизация уже давно ожидается православным народом. Комиссия также будет ходатайствовать перед Священным Синодом УПЦ о канонизации этих подвижников благочестия.

Была рассмотрена возможность канонизации ряда новомучеников, пострадавших в XX веке за веру Христову. Каждая кандидатура проверялась очень строго и скрупулезно. Тщательно рассматривались факты каждого дела, в частности, не оговорил ли кого-то при допросах священник, предлагаемый к канонизации.

Предстоит еще решить много вопросов, и мы надеемся, что скоро снова соберемся для продолжения рассмотрения дел, свидетельствующих о святости нашей Церкви».

http://rusk.ru/st.php?idar=111355

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

Качественные лакокрасочные материалы. Пигменты для бетона высшего качества.