Русская линия
Русский дом Марина Марченко14.04.2005 

О тщеславии и гордости

Как змея нектар цветков превращает в яд, так и тщеславие все добродетели превращает в пороки.
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православная Церковь относит «тщеславие» и «гордость» к смертным грехам. Если, например, сребролюбие, чревоугодие, зависть, блуд у подавляющего большинства людей вызывают негативное отношение, то вышеназванные страсти чаще всего попросту не замечают или извиняют. Между тем, по святоотеческому учению, они представляют наиболее серьёзную опасность для духовного и телесного здоровья человека…

Об этом наша беседа с настоятелем Никольского храма в с. Малинники Сергиево-Посадского района священником Вячеславом Брегедой.

— Святые отцы учат разделять наши страсти на душевные и телесные. Если тело нуждается в тепле, пище, одежде, то душа ищет самовыражения, стремится к известности, славе. Тщеславие и гордость — чисто душевные страсти…

— Поговорим вначале о тщеславии, поскольку гордость проистекает из этой страсти. Слово «тщеславие» говорит само за себя — тщетная слава, т. е. временная, скоропреходящая.

Всем наверняка известна сказка про огонь, воду и медные трубы. Она очень поучительна. Человек в жизни может преодолевать самые невероятные препятствия и трудности, но вот пережить власть и славу, чтобы «не прилепиться» к ним душой, — оказывается, самое трудное из всех жизненных испытаний. Это очень хорошо видно на жизненном примере людей творческих профессий. То же можно сказать и в отношении политиков.

Биографии многих известных людей показывают, до каких крайних пределов может развиться в человеке страсть тщеславия, или, как её ещё называют, «звёздная болезнь».

— Значит, эта «болезнь» в основном свойственна творческим личностям?

— Тщеславие, если так можно выразиться, универсальная страсть. Иной любит красиво и модно одеваться и этим тщеславится, а иной ходит в рубище, постится, но превозносится своим подвигом. Однако страсть и в первом, и во втором случае одна и та же.

К сожалению, мы все в той или иной степени одержимы тщеславием. Это очень тонкая душевная прелесть. Враг рода человеческого постоянно старается развить в нас это нездоровое чувство, и борьба здесь очень трудна. Далеко не каждый может распознать в себе такую, без преувеличения, душевную болезнь. Тем более, что проявления её многоразличны.

Важно понять, что человек может тщеславиться не только по поводу своих достижений и взлётов. Я общался с совершенно опустившимися бомжами и был крайне удивлён, как некоторые из них хвастались по поводу длительности своего проживания на помойках.

— Не секрет, что нам более приятно, когда нас хвалят, чем наоборот. Очевидно, это одно из свойств человеческой природы?

— Проблема не в нашем чувственном природном восприятии похвалы или хулы, а в правильном отношении к этому. Например, на одинаковую боль два человека реагируют по-разному. Один неистово кричит, а другой спокойно, мужественно терпит. Почему такое происходит во многом зависит от того, как эти люди были воспитаны.

Дело в том, что многие греховные привычки и наклонности мы приобретаем в самом раннем детстве. Очень часто можно наблюдать такую типичную сценку: один ребёнок с гордостью хвалится перед другим своей игрушкой — вот, мол, у меня какая, а у тебя такой нет! К сожалению, родители в абсолютном большинстве не только не пресекают подобные действия, но, наоборот, поощряют. В результате дети вырастают своевольными эгоистами, и родители рано или поздно пожинают горькие плоды.

Неправильное воспитание также способствует тому, что некоторые наши природные особенности или свойства получают гипертрофированное «развитие», формируется духовно ущербная личность, и это, конечно, сказывается на всём образе жизни человека, на его духовном и телесном здоровье.

Святитель Кирилл Туровский повествует об одном землевладельце, который искал сторожа, чтобы охранять сад. Причём он стремился найти такого человека, который не соблазнился бы прекрасными спелыми плодами. Долго ему не удавалось осуществить задуманное. Но вот однажды он встретил двух убогих — слепого и безногого — и предложил им стать охранителями его сада, полагая, что слепой не увидит плодов, а безногий не сможет их достать. Когда «сторожа» приступили к своим обязанностям, слепой сказал безногому: «Чувствуешь чудесный аромат зрелых плодов? Жаль, я не вижу, как они прекрасны».

Безногий ответил: «Неплохо было бы их вкусить?»

Тогда, поразмыслив, они решили так: безногий взобрался на плечи слепого… и таким способом они нарвали плодов. Хозяин, придя посмотреть сад, увидел, что он нарушен и потребовал у сторожей объяснений. Они долго препирались, но хозяин в конце концов распознал их хитрость и обличил недобросовестных сторожей.

Примерно в таких отношениях, как слепой и безногий, находятся душа и тело. Поэтому на Страшном Суде будут судиться не только души, но и тела.

— Каким путём можно преодолеть тщеславие, или какими средствами «лечить» эту страсть?

— В монастыре одному послушнику поручили читать синодики (помянники с именами). Однако он вскоре подошёл к старцу и пожаловался, что при их чтении тщеславится. Старец ответил ему: «Ты, брат, хоть тщеславься, хоть не тщеславься, но синодики читай».

Эту страсть быстро невозможно искоренить. Лекарство от неё нужно искать в нашем святоотеческом наследии.

В житии преподобного Макария Египетского описывается такой случай. Однажды к преподобному пришёл инок и стал просить совета, как спасти свою душу. Преподобный посоветовал ему сначала пойти на кладбище и начать хвалить покойников. Когда инок возвратился, старец спросил у него, как отреагировали покойники на похвалу. Инок ответил, что они молчали. Тогда старец послал его второй раз ругать покойников. По возвращении на вопрос преподобного последовал тот же ответ. Выслушав инока, старец сказал, чтобы и он поступал так же.

Очень точно и ёмко подобную мысль выразил в одном из своих стихотворений гений русской словесности А.С. Пушкин: «Хвалу и клевету приемли равнодушно…»

— Понятно, что нужно бороться с нашими нездоровыми душевными проявлениями. Но какие при этом у нас должны быть главные жизненные ориентиры, направление?

— Один известный врач любил постоянно повторять: «Спешите делать добро». Главное — стараться делать добрые дела не ради похвальбы, не для того, чтобы тебе памятник воздвигли, но чтобы жить доброй нравственной жизнью. Прежде всего, вышесказанное должно проявляться по отношению к ближним.

Святые отцы также поучали, что если делаешь добро, то каждый раз как бы начинай с нуля, говоря себе, я ещё ничего не сделал доброго — как сказано в Евангелии, чтобы левая рука не знала, что делает правая.

Что можно ещё к этому добавить? Приходишь ли на новую хорошую работу, занимаешься ли делом, которое тебе, быть может, не по сердцу, во всех случаях необходимо всегда честно по совести исполнять свой долг — будь ты уборщик мусора, санитар, врач, инженер… - кем бы ты ни был… Такой должен быть главный жизненный принцип.

— Насколько наша сегодняшняя действительность соответствует тому, о чём Вы говорили?

— К сожалению, сейчас в нашей повседневной жизни происходит обратное явление. Всевозможная реклама, развлекательные журналы, многие телевизионные передачи направлены на то, чтобы человек захотел стать популярным, известным… Подобным образом искусственно подогревают страсть тщеславия.

Самое страшное, что всё это становится некой жизненной целью — «высокими» ценностями. Человек стремится, чтобы его увидели, узнали, оценили достоинства его дачи, квартиры. Несомненно одно: это всё — навязанные ложные ценности и очень нездоровое явление в нашей жизни. Христианский путь — совершенно иной…

Приход Никольского храма в с. Малинники

Сергиево-Посадского р-на Московской обл.

просит оказать посильную помощь

в восстановлении храма.

Р/с 40 703 810 740 380 098 560,

Сергиево-Посадское ОСБ N 2578

«СБЕРБАНК РОССИИ», г. Москва,

к/с 30 101 810 400 000 000 000,

БИК 44 525 225, ИНН 5 042 049 783.

http://www.russdom.ru/2005/20 0504i/20 050 423.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика