Общенациональный Русский Журнал | Всеволод Троицкий | 12.03.2007 |
Но то, что делают с преподаванием русского языка в наших школах чиновники из Министерства образования и науки (министр Андрей Фурсенко, по существу, оказался двойным заложником — своей некомпетентности в сфере образования и окруживших его «педагогических террористов») и депутаты Госдумы РФ (на днях утвердившие закон о Едином государственном экзамене), иначе как диверсией государственного масштаба не назовёшь.
Только в текущем учебном году против русского языка совершено три вредоносных акции, о которых начальники-образованцы сообщили учителям московских школ в своих циркулярах:
1) сочинение по литературе как форму экзаменационной работы в школе предлагают отменить;
2) экзамены по русскому языку переводятся на систему тестирования;
3) количество часов на изучение иностранного языка увеличивается до 5 часов в неделю, начиная с младших классов;
4) в 9-х классах предполагается ввести «малый ЕГЭ».
Тестирование, как известно, — формальный способ проверки знаний. Гуманитарные же дисциплины по своей природе и сути не формализуемы. Для усвоения они требуют акта созерцания, многопланового анализа художественного образа или единого развивающегося процесса (к примеру, истории народа или государства), каждый элемент которого может быть верно понят и растолкован только в связи с осознанием всего процесса от причины возникновения до конечных его результатов. Лишь в отдельных случаях возможно тестирование, и оно должно быть поставлено под научный контроль.
Сочинения по литературе, написанию которых учит уже далеко не каждая школа, теперь окончательно изгоняются с уроков. В то время как работа над сочинением — это прежде всего овладение родным литературным письменным языком. Самостоятельная письменная речь организует ум, учит рассуждению, способствует формированию языковой личности. Кроме того, работа над сочинением приобщает к логике, приучает более строго и самостоятельно мыслить, сосредотачиваться на поставленной задаче, настраивает на анализ, обязывает видеть цель, работать по плану, рассуждать в прямом соответствии с поставленными и возникающими вопросами.
Наконец, сочинение организует читательскую практику, содействуя предметному ознакомлению с классическими произведениями, которые содержат ничем не заменимый в образовании огромный познавательный, духовно-нравственный, художественно-этический и культурный потенциал.
Русская классическая литература была и остаётся средоточием исторического опыта народа, фундаментом становления здорового мировоззрения, соприродного духу и интересам России, является важнейшим фактором нравственного, национально-государственного и патриотического формирования личности. Она не только «учебник жизни», но и богатейший арсенал позитивного духовно-нравственного, идейного и художественного опыта, лежащего в основе здоровой жизнедеятельности человека и народа, что сейчас крайне необходимо нашему обществу.
Именно поэтому ещё в 1999 году группа видных академиков-гуманитариев обратилась к председателю правительства Российской Федерации с письмом, в котором выражалась серьёзная озабоченность состоянием гуманитарной сферы знаний.
Одновременно более 30 известных профессоров-филологов московских вузов обратились к депутатам Государственной Думы РФ по поводу проекта закона «О государственном образовательном стандарте». «Самая опасная сторона законопроекта состоит в том, — значилось в письме, — чтобы вытеснить литературу как предмет из средней школы… При таком подходе народы России рискуют остаться без фундамента гуманитарного образования, без объединяющего духовного начала, русского языка и русской культуры. Русский язык и русская культура — общее достояние народов Российской Федерации, нравственный и духовный залог целостности и независимости России как государства».
Но серьёзные предупреждения учёных понимания не нашли.
Активное же введение иностранного языка за счёт уменьшения часов русского языка и литературы, математики отнюдь не продиктовано заботой чиновников об улучшении языковой подготовки учащихся. В нынешних российских условиях это поворот к школе колониального уровня и типа. Эта диверсия приближает завершение операции «Образование в России», которая проводится по плану информационно-психологической войны против нашей страны и, во многом, за счёт иностранных бюджетов, в частности, Международного валютного фонда. На февральском совещании (2007г.) московским учителям в объявленный «Год русского языка» преподнесли «подарок»: по новому учебному плану общеобразовательной школы на русский язык и литературу совместно отводится 200 учебных часов, а на английский язык — 430 часов! Цель очевидна: создать массовый тип примитивного обывателя, руководствующегося в своём поведении только мерою телесного свойства: личной выгодой, сытостью и удобством (комфортом); воспитать «механического человека». Такого рода «человеческий материал» не способен ни к достойному созерцанию и творчеству, ни к гражданским чувствам, ни к патриотизму, ни к высоким духовно-нравственным поступкам.
Народ и язык одного корня, благодаря слову, данному нашему народу, и по праву духовного родства, наследуемому нами, мы имеем счастье и достоинство быть людьми.
Насущные задачи, стоящие перед нами:
— спасти русскую словесность в школе от окончательного разрушения и восстановить объем содержания и уровень усвоения ее, достигнутый в ХХ веке;
— преодолеть информационную агрессию антикультуры, направленную против созидательных традиционных духовно-нравственных ценностей нашего Отечества;
— защитить русский язык.
Это главное.
Важнейшим шагом в восстановлении системы российского образования должно стать возвращение к основательному изучению фундаментальных дисциплин. Это в первую очередь потребует пересмотра нынешнего многочисленного перечня школьных предметов и сосредоточенности на основных, фундаментальных науках.
Одновременно должны решаться задачи воспитания национального и гражданско-государственного самосознания, любви к Родине, формирования трудовых качеств человека, нравственного образа жизни и стремления к культуре. Только в этом случае можно говорить об утверждении в школе свободной личности, способной к саморазвитию, одухотворённой идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей и негативных воздействий и способной им противостоять. Всеволод ТРОИЦКИЙ, доктор филологических наук, профессор, академик РНАН