Русская линия | Протоиерей Владимир Фоменко | 10.03.2007 |
У всех нас глубоко в сердце жива память о почивших близких. Наша православная вера дает нам надежду, что все верующие в Господа нашего Иисуса Христа будут живы во веки. Праздник Светлой Пасхи свидетельствует нам и о Воскресении Господа, и о том, что Иисус Христос Своим Воскресением и мертвых воздвиг от смерти. Евангелие повествует нам, что по Воскресении Господь сошел во ад и вывел праведных из ада, усопшие восстали из гробов, и многие видели этих людей шествующими по иерусалимским улицам.
И наши сродники жили той же верой, что и мы с вами: молились о здравии и об упокоении, как теперь мы молимся о них. Но и мы когда-то уйдем, и кто-то будет молится о нас. Мы ликуем Воскресению Христову и веруем в вечную жизнь с Ним, а для усопших это является уже реальностью.
И мы помним их в молитвах, идем к ним на кладбище, где христосуемся с ними как с живыми. И в этот момент на кладбище у нас нет слез, потому что они с того света посылают нам надежду. По слову Господню, во Второе пришествие Иисуса Христа на землю все мертвые восстанут из гробов, обретут плоть, уже иную, преображенную, обожженную. Не то наше тленное тело, которое подвергнется разложению.
Все мы ожидает Духа Утешителя, и мертвые, которые ожидают Его, дабы услышать весть о том, что Церковь молится о них.
Великим постом у нас есть родительские субботы, в которые мы молимся о своих усопших. В Великий пост наша молитва особенная, особые силы даются нам, вдохновляют нас, с таким же глубоким чувством молимся мы и об усопших. Это подразумевает и заповедь Христова: возлюби ближнего как самого себя. Молитесь друг о друге, — заповедал нам Господь.
Если даже мы и не пошли на кладбище, потому что обычно они находятся в отдалении, но у нас есть молитвенная память, мы спешим в храм, чтобы помянуть своих усопших. Да, мы ухаживаем за могилками, сажаем цветы, но отдаем предпочтение молитве, ходатайству пред Господом, дабы Он улучшил положение усопших. Украшение могилы все же не помогает душе, не улучшает участь почившего. Это больше нужно нам, живым, как исполнение долга перед почившими.
Наши храмы в родительские субботы заполняются народом Божиим, возжигается множество свечей, делаются пожертвования, пишется множество записок, мы всех помним. Люди давно истлели, а мы помним их и поминаем в церкви. Это напоминает, что жива их душа.
Этот умилительный обычай дает нам возможность общаться с умершими как с живыми через молитву. В эти поминальные дни Господь словно открывает перед ними двери в дом молитвы, где они крестились, причащались, общались с Богом.
Эти поминовения кроме духовного смысла несут нам еще огромную информацию о жизни будущего века. Кроме того, заставляют задуматься о нашей здешней, земной жизни, о том, как нам ее провести. Мы ведь помним добрые дела усопших, это урок для нас: чтобы тебя помнили хорошо, надо приносить людям добро. И о тебе будет кому помолиться.
Это утешает нас, свидетельствует, что наши ближние живы. Так и святые угодники своими чудотворениями, исцелениями свидетельствуют о том же. В этом смысл наших родительских поминовений.
http://rusk.ru/st.php?idar=111342
|