Русская линия
Русская линияСхиархимандрит Иоанн (Маслов)10.03.2007 

«Только под крестом мы научаемся любить, жалеть и снисходить друг к другу»
Проповедь в Крестопоклонную Неделю

Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов, в монашестве Иоанн) принадлежал к тем редким исключительным людям, которые соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие и ясновидящую мудрость, основанную на глубокой вере. Магистр богословия, автор множества богословских работ, он являет собой образ духовника, к которому люди обращались и обращаются, как к источнику спасения. Это был пастырь с адамантовой душой, он брал каждого из своих духовных чад за руку и вел узким спасительным путем ко Христу. Имя отца Иоанна (Маслова) широко известно как в России, так и далеко за ее пределами. Его светлую память благоговейно чтят в Америке и во Франции, в Германии и в Австрии; знает его Афон и Святой Иерусалим — весь православный Восток. Схиархимандрит Иоанн объединил в себе исключительные дарования: он — старец и богослов, вдохновенный проповедник и великий учитель христианской нравственности; его жизнь и труды служат примером для подражания истинным пастырям. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II называет отца Иоанна выдающимся подвижником XX века.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)Сегодня Святая Церковь чтит Святой Крест Господень, тот Крест, на котором Христос Спаситель принес Себя в жертву за спасение рода человеческого.

Возлюбленные отцы, братия и сестры! Сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали такие слова, сказанные Христом Спасителем: «Да возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8, 34).

Прежде чем приступить непосредственно к разъяснению этих слов о Кресте, вспомним, хотя вкратце, о тех событиях, которые привели весь род человеческий к крестоношению.

В раю не было ни скорбей, ни болезней. Они появились после того, как первые люди нарушили заповедь Божию, вкусив от запрещенного древа плод. И поэтому в лице падшего Адама все мы достойно и праведно осуждены Богом на труды, болезни, скорби и бедствия. «Проклята земля в делех твоих, — изрек правосудный Бог преступному человеку, — в печалех снеси тую вся дни живота твоего» (Быт. 3, 17). С тех пор не было на земле ни одного человека, который бы не испытывал в своей жизни скорбных обстоятельств.

Кроме того, человек, живя на земле, непрестанно согрешает и этим самым вносит в окружающий нас мир постоянные беспорядки и нестроения, чем также огорчает Милосердного Бога и удаляется от Него «на страну далече». О возвращении человека к Богу, о примирении его с Высшим Существом уже не могло быть и речи, если бы Сам Господь не сжалился над Своим созданием и не послал Своего Сына для его искупления.

Для примирения человека с Богом нужно было кому-либо понести тяжесть заслуженного за грехи наказания Божия. А так как сделать этого никто из сотворенных существ не мог, то Сам Единородный Сын Божий, по воле Бога Отца, по Своей благости воспринял на Себя грехи всех людей и умер за них позорной смертью на Кресте. Крест, после распятия на нем Христа Спасителя, стал для нас знамением нашего искупления от греха и избавления от власти диавола. Св. Иоанн Златоуст о Древе Крестном говорит следующее: «Диавол чрез древо одолел Адама. Христос Древом же препобедил его (то есть диавола), и то древо низвело нас во ад, а это Древо вывело нас оттуда» (Беседа в Великий Пяток). Без Креста, без крестной смерти Спасителя не было бы прощения, ни помилования, ни примирения нас с Богом. Крест, по словам Златоуста, есть ключ рая. Вот почему для верующего человека Крест стал предметом радования и поклонения.

Крестом запечатлевается вся жизнь христианина — от рождения до самой смерти. При таинстве Крещения на нас возлагается священнослужителем крестик, который мы должны носить всегда на своей груди, не снимая его ни при каких обстоятельствах нашей жизни. Как воин без оружия во время войны остается незащищенным и даже подвергается смертельной опасности от врага, так и христианин, не носящий на своем теле Креста Господня, подвергает свою душу той же участи от врага рода человеческого — диавола.

Крест для христианина является непобедимым оружием. Святая Церковь в своих песнопениях воспевает: «Господи, оружие на диавола — Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». Крест ограждает христианина во всех обстоятельствах его жизни. И он же, если мы того заслужим, будет увенчивать и нашу могилу.

Кроме внешнего креста, мы должны еще нести и крест внутренний. Сын Божий говорит: «Кто не несет креста своего и идет за мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 27). Что же это за крест, который мы должны нести? Это — жизненный путь наш, путь скорбей, бедствий, страданий, горя, нередко преследующих человека с детства до самой смерти. Этот крест является уделом каждого человека на земле. И притом у каждого из нас есть свой крест, который мы должны нести, хотим этого или нет. Никто не свободен от этого крестоношения. И благо тому, кто несет свой крест безропотно, достойно христианина. Мы должны быть учениками Христовыми не по имени только, но и по жизни. Например, посетила нас тяжелая болезнь или лишились мы своих родных, друзей и благодетелей, которых унесла неумолимая смерть, или кто-то нас напрасно поносит, или другая какая скорбь — мы не должны унывать и падать духом, но все терпеть и считать несчастье вполне заслуженным и даже малым по сравнению с нашими грехами. Это — крест наш, доставшийся нам в сей жизни, его нужно взять и нести по примеру Спасителя.

Так ли мы поступаем в нашей жизни? Конечно, нет. Мы часто с вами ропщем, унываем, а подчас даже и отчаиваемся в своем спасении, жалуясь на тяжесть своего креста. Из наших уст очень часто слышатся слова: «О, как трудно жить, как много скорбей и горя окружает меня!». А подчас мы с вами произносим и такие слова: «Прогневался на меня Господь, оставил Он меня» и т. д.

Это неверно. Господь никого не оставляет, но мы сами по своей греховности удаляем Его из своего сердца, а водворяем в нем злые пороки, которые терзают и угнетают нашу душу. Вот почему нам и бывает трудно нести иго Христово.

Скорби, по словам Святогорца, являются нашими проводниками, ведущими нас в жизнь вечную. А отсутствие их служит вернейшим доказательством того, что за нашу нерадивую жизнь Господь нас лишил Своей милости.

Об этом мы находим пример в душеспасительных книгах, где повествуется о женщине, которая пришла к одному святителю и просила дать ей немощного престарелого человека, ухаживая за которым, она могла бы спастись. Святитель, видя ее доброе намерение, сказал своим приближенным, чтобы они дали ей расслабленную телом, но спокойную и добрую старушку. Приведя ее в свой дом, эта женщина стала ухаживать за ней с любовью, за что последняя весьма была ей благодарна. Но человек без скорбей, по мысли Святогорца, как птица без крыльев. Поэтому благотворительная раба Божия размышляла в себе, что если она здесь будет получать только одну похвалу за свои дела и не будет иметь скорбей, о которых Христос сказал: «В мире скорбны будете», то призрачно и ее спасение.

Тогда она снова пришла к тому же святителю и сказала ему: «Святитель Божий, я просила у Вас такого человека, чрез посредство которого я бы могла спастися». Богомудрый пастырь, провидя Духом Святым, какого человека она желает взять к себе, благословил дать ей такую старицу, которая по своему строптивому характеру была бы хуже других. Когда женщина стала ухаживать за больной, то постоянно слышала от нее одни только укоризны и поношения. Но она все переносила это с терпением и любовью, за что в короткий срок, как повествуется в душеспасительной книге, обрела милость у Бога, а после кончины ее душа была водворена в вечные обители Отца Небесного.

Вот какой яркий пример оставлен для нашего назидания. А мы с вами не желаем не только нести немощи другого человека, но и своим собственным крестом тяготимся.

Путь в Царствие Божие тернист и труден. Священное Писание говорит, что «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22).

Безропотное несение жизненного креста не усиливает в нашей душе страданий, а наоборот, облегчает их и, более того, смягчает самую очерствелую душу. Каждый подвиг благочестия проливает в наше сердце неизъяснимое утешение. Каждая победа над страстью сопровождается благодатным миром в душе и приносит радость нашему духу, с которою не могут сравниться все радости мира. За каждым делом любви и милосердия христианского следует услаждение сердца от Духа Святого, о котором не может иметь понятия человек, преданный плотским удовольствиям.

Только под крестом мы научаемся любить, жалеть и снисходить друг к другу. Тяжесть креста согревает и зажигает пламенем благодати наше сердце. Крест Христов — слава наша, похвала наша, победное знамя наше.

Таким образом, взирая ныне телесными очами на видимое изображение Креста Господня и усердно поклоняясь ему, как бы самому Животворящему Древу, «на нем же распяся Христос, Царь и Господь», будем с сокрушенным сердцем и молитвенным воплем просить Владыку Мира, да оградит Он нас благодатной силой Креста Своего от невидимых и видимых врагов наших и да укрепит на духовную брань с искушениями, неизбежными в сей жизни, чтобы усовершившись в борьбе, удостоиться нам получить и победный венец славы, который воздаст Бог всем любящим Его. Аминь.
Впервые опубликовано: http://www.glinskie.ru/biblio/shim/pisma_i_pr/5_krestopk.html

http://rusk.ru/st.php?idar=111341

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  схииеромонах Иоанн    10.08.2009 11:42
Чудная проповедь !

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика