Интерфакс-Религия | Сергей Марков | 02.03.2007 |
Подготовка к этим праздникам требует углубленного сосредоточения человека в своей духовной жизни и уменьшения вовлеченности в материальную рутину. Духовная жизнь предполагает духовные искания, следование заповедям Библии, поэтому для помощи человеку в поисках Бога в своей душе создана система поста, включающая пищевые ограничения и ограничения на увеселительные мероприятия.
Пост является в некоторой степени исключением телевизора — если его выключить, люди начинают больше общаться. Пост является формой отключения части материальной жизни человека, чтобы дать возможность набраться сил духовной части.
В современной России растет значение религии. Коммунистическая идеология ушла, и требуется, чтобы эту нишу заполнила другая идеология. В таком случае возникает либо вариант национализма, либо религиозной идеологии, либо их сочетание. Православие становится популярным, модным, и много людей теперь ходят в церковь, но для большинства это скорее дань моде, и в реальности мы получаем гламурное православие. Оно требует своих политических моделей.
Считается, чем более богато украшен храм, тем более «главный», тем ближе к Богу. На самом деле хорошо известно — чем больше золота, тем меньше Бога. Так было всегда и совершенно не изменилось в наше время.
Существует своеобразное мнение о том, что поститься нужно красиво: во многих ресторанах появляются специальные изысканные постные меню. Люди должны одновременно поститься и получать удовольствие, в то время как главный смысл поста — отказ от изысков.
В виде постных меню людям предлагается сохранить гедонистический взгляд на жизнь во время добровольного самоограничения, формально отдав Богу то, что прописано канонами поста. Мы готовы отказаться от мяса, рыбы, но не готовы отказаться от жизни с удовольствием. Это удивительный парадокс — неужели люди не понимают, что никого не интересует, что они едят. Господа интересует душа людей, и если душа осталась по-прежнему ориентирована не на духовное совершенствование, а на ублажение плоти путем гастрономических изысков, тогда пост теряет смысл.
К тому же постные блюда не дешевые, и человек тратит не только время, но и деньги на это наслаждение, вместо того, чтобы потратить их на помощь бедным мира сего. И такой постный миф рождает двойной грех. Формально, он проходит по графе «Богоугодное поведение». То же самое происходит во взаимоотношениях с людьми.
Большинство уделяют внимание формальным правилам, но не уделяют большое внимание общению с другими людьми. С точки зрения абсолютного добра важно не что и как человек ест, а делает ли он добро другим людям прежде всего.
Пост требует не столько пищевых ограничений, сколько ограничения в проявлении своей гордыни, алчности, честолюбия, всего того, что описывается официальной церковью как смертные грехи. Пост — это не диета. Человек садится на диету, чтобы стать более симпатичным, выглядеть более привлекательным, и это не связано с духовным самосовершенствованием и восхождением личности к Богу.
В такие парадоксы гламурного православия попадает современный человек в эпоху господства гламура, и с этой точки зрения видно, что гламур не дает человеку идти к Богу. И в этом смысле гламур является частью той силы, которая противостоит Богу. И если люди думают, что можно совместить служение Богу и врагу Бога, то они заблуждаются. Все равно придется сделать настоящий выбор.
Сергей МАРКОВ, член Общественной палаты РФ, политолог
«Трибуна» 2 марта 2007 г.