Русская линия | Галина Мамыко | 02.03.2007 |
Царства Небесного у Христа просим
Когда из жизни уходит дорогой человек, сердце отзывается огромной болью. Словно и твоя жизнь обрывается вместе с его дыханием. Когда уходит духовный отец, душу посещает особое сиротство, это сиротство не поддается описанию словами. Я говорю о кончине наших духовных отцов, этих земных ангелов, воспитывающих верующих людей в крепости духа и в преданности основам Православия. Издревле высоко ценилась на Святой Руси историческая миссия духовных наставников, связь которых с чадами своими признавалась крепче и важнее, нежели кровные родительские узы со своими детьми. Потому что духовное всегда является первоосновой всего остального в жизни нашей. И перед Богом за нас будут отвечать в первую очередь именно духовные, а потом плотские отцы. Ибо основная миссия по спасению души в первую очередь возложена на земле на духовных наставников. Непослушание своим духовным отцам всегда считалось одним из тяжких грехов.
2 марта исполняется девять дней, как крымскую православную общественность потрясло известие о кончине духовного пастыря, настоятеля симферопольского храма Трех Святителей, Республиканского Благочинного протоиерея Георгия Северина, 65 лет от роду. Человека святой души, безгранично преданного Богу и прожившему в святоотеческом послушании заповедям Иисуса Христа, обязательного в порученном ему деле, скромного, непритязательного в быту, покрывающего человеческие немощи христианской любовью и смирением. Помимо высочайших человеческих и духовных качеств Георгий Николаевич был широко известен в православных и общественных кругах как человек глубокой образованности, получивший высшее духовное образование, свободно владевший иностранными языками. Он никогда не афишировал свои личные дарования. Но те, кто был удостоен общения в церковной среде, видели его незаурядность, ощущали, какими яркими дарами наградил Господь своего избранника. На его службах в храме во многом благодаря вдохновению пастыря, вкладывающего сердце в каждую из Литургий, царили тишина и благоговение. Это проникающее до самых глубин души и покоряющее красотой молитвенное, звучное песнопение отца Георгия приводило в трепет и благоговение, помогало в молитвенном единении. Он был наделен тонким музыкальным слухом, очень красивым голосом, сам умел петь и других учил. Под его началом в Храме Трех Святителей родился один из лучших крымских клиров. Отец Георгий обладал блестящим знанием церковной истории, владел как устным, так и письменным словом. Емкие и краткие, несущие высокую нравственную воспитательную силу, пробуждающие в людях стремление к духовному очищению, проповеди этого святого отца из месяца в месяц, из года в год собирали ранним воскресным утром полный храм. Часто верующие, покоренные искренностью и сердечностью слов духовного пастыря, плакали вместе с ним, внимая общей с ним боли за грехи людские перед Богом. По сей день уже много лет каждое утро в Свято-Троицком монастыре в центре Симферополя начинается с пения акафиста перед мощами святителя крымского Луки. Этот акафист написан протоиереем Георгием Севериным. Не многие знают, что помимо данного текста им написаны еще и другие молитвенные тексты. Так, например, бесценный по своей значимости для всей православной общественности как на Украине, в России, так и за пределами наших земель, акафист «Всем святым, в земли Тавричестей просиявшим». Ведь наш Крым это не просто полуостров, а это святая земля Крымского Афона, где подвизались в разные века с первых веков от Рождества Христова многие и многие сотни святых подвижников. Ни одна епархия в России и на Украине не обладает таким огромным сонмом святых, как наша, насчитывающая более полутора тысяч святых, Богу угодивших. С благоговением относившийся к нашим сродникам, как называл святых отцов отец Георгий Северин понимал великую значимость их жизненного подвига, пострадавших при жизни за Христа и теперь перед престолом Божьим ходатайствующих за нас, убогих, отец Георгий и написал этот бесконечно прекрасный и ценный своим внутренним духовным, молитвенным содержанием, а также наполненный историческими фактами акафист.
Буквально в последние недели своей жизни, тяжело больной, отец Георгий продолжал служить в храме Божественные Литургии, преподавать в Духовной семинарии, пребывал в постоянной молитве, и даже в домашней среде, спеша завершить начатое, не делал скидок на болезнь, а трудился над текстами. Обязательный и верный данному слову, верный обету послушания, он незадолго до своей кончины успел завершить составление текста, по просьбе руководства Санкт-Петербургской Академии, акафиста священномученику Вениамину Петроградскому, расстрелянному в 1922 году большевиками. (В настоящее время в Симферополе на Московском кольце освящен правящим архиереем митрополитом Лазарем закладной камень и идет строительство церкви, посвященной памяти этого святого). Интересен следующий факт из жизни отца Георгия как свидетельство духовной преемственности. Священномученик Вениамин Петроградский был духовным отцом владыки Гурия, ставшего впоследствии митрополитом Крымским. В свою очередь митрополит Гурий был духовным отцом нашего отца Георгия Северина.
…Во время службы настоятель преображался. Уже изнемогавший от болезни, в церкви он словно получал новые силы и обретал новый голос. Да и сам отец Георгий отвечал пекшимся о его здоровье прихожанам в ответ на просьбы помочь лекарствами: «Мое главное лекарство — служение Господу. Силы я черпаю в Причастии Тела и Крови Христовой». И действительно, этому чуду никто не мог дать объяснения, когда не просто многократно, а ВСЕГДА зашкалившее у отца Георгия за 200 перед службой давление — после Литургии и Причащения Тайн Христовых возвращалось к норме.
В силу своего смирения он не стремился к известности. Он не афишировал и другой свой дар — иконописца. А ведь есть духовные чада, получившие доступ к некоторым из таких святынь, написанных его рукой, которые он передал этим людям в дар. Правда, лишь спустя время, случайно, выяснилось, что автором подаренных икон является сам отец Георгий.
Отец Георгий обладал широкой милостивой душой, был необыкновенно щедр и отзывчив. Его сердце было благодарным и жалостливым. Наверное, каждый из его духовных детей познал на себе силу молитв и любви своего наставника. Он передавал нищим, больным, страждущим, нуждающимся гостинцы, продукты, милостыни. Многие знали, что если отец Георгий помолится, то помощь в просимом придет. Запомнилось, как однажды после Литургии к нему, еле передвигая ноги, подошла старушка, пожаловалась, что ей крайне плохо с сердцем. Он сердобольно возложил ей руку на голову, сказал тихо и с убедительной верой в голосе: «Пусть будет хорошо». Сегодня эта старушка здравствует, а его уже нет. Известен случай, как к одной из престарелых прихожанок, сразу после операции вопреки запретам врачей доковылявшей до церкви и возложившей все надежды на молитву своего духовного пастыря, отец Георгий по своему милосердию сам вызвал такси и, заплатив, попросил бабушку отвезти домой. Сам же по обыкновению пошел молиться за здравие этой старушки. Этой старушке сейчас давно за 80 и она, как видите, по сей день, слава Богу, здравствует. После службы к нему стояла очередь за благословением и советом. Никому не отказывал. Внимательно слушал и говорил, со свойственной ему прозорливостью, именно то, что требовалось конкретному человеку и что помогало затем в жизни.
Думаю, многим случалось быть свидетелями разных чудесных случаев, связанных с благодатным умением отца Георгия предвидеть будущее, исцелять людей как духовно, так и физически. Известен случай (теперь уже можно приоткрывать завесу над тем тайным, что так оберегал по своему смирению при жизни отец Георгий), когда одной из прихожанок он потихоньку от всех неожиданно вручил некоторую сумму денег и велел передать родной сестре. Как потом выяснилось, в эти дни к ней приехала с Севера родная сестра, у которой в силу сложившихся жизненных обстоятельств была крайняя нужда именно в такой сумме, которую и попросил передать лично для нее священник. Подобное у духовных молитвенников, не может происходить кроме как по откровению свыше. Но это лишь то, что тем или иным случайным образом стало известно, в данном случае лишь мне. А сколько подобных случаев имело место, но никто о них не знал и не узнает. Такова сила истинного смирения, стремящегося ничего не делать напоказ, укрывающегося от взора людского.
Знаю также и о таком случае, когда долгое время в одной семье москвичей не могли в храм внести младенца, он каждый раз сильно кричал, плакал, стоило с ним войти в храм. Когда этого младенца привезли в Симферополь к отцу Георгию, и батюшка возложил руку на него, помолился, ребенок перестал пугаться, успокоился и с тех пор в церкви ведет себя спокойно.
Батюшка говорил нам, своим духовным детям, чтобы мы молились друг за друга, ибо мы все — родные между собой, потому что — Христовы. Он говорил о важности стяжания людьми взаимной любви друг ко другу, без этого нет спасения душе. Сам же был в этом примером для всех. Прихожанам нашего храма, а также тем, кто знаком был с Республиканским Благочинным, довелось быть свидетелями этого его высокого духовного качества, дара любви Христовой к людям.
Был в его пастве юноша, страдавший из-за перенесенной в 16 лет травмы головного мозга и от того подверженный некоторым психическим отклонениям. В течение многих лет отец Георгий, внимая в том числе и сердечным просьбам матери этого юноши, изо дня в день молился за немощного, молился слезно, и в алтаре, и дома. Парень имел обыкновение после каждой службы ждать настоятеля во дворе с разными вопросами, иногда эти вопросы повторялись, иногда страдалец не мог выразить свою сбивающуюся мысль. Батюшка терпеливо выслушивал, приглашал в служебный домик на территории храма, разъяснял суть спрашиваемого, клал руку на голову больного, иногда дарил ему с повелением вкушать алтарные просфоры, святые масла, крещенскую воду. Тот успокаивался, стремился жить так, как велел духовный отец. Постепенно самочувствие этого юноши стало улучшаться, в настоящее время он практически здоров, его интеллектуальные способности восстановились, и он поступил в высшее учебное заведение, перешел на второй курс, а домашние уже забыли, когда и лежал в последний раз в больнице. Удивляются и доктора тому факту, что энцефалограммы его мозга показывают позитивную динамику. В последние два года он уже обходится без тех специальных сильнодействующих лекарств, на которые поначалу медицина делала чуть ли не пожизненную ставку.
Отец Георгий многое предвидел, некоторыми своими иносказательными действиями как бы указывал на грядущие события. Как, например, произошло это с одним из прихожан за полгода до его кончины, о которой никто, конечно, не мог заранее догадаться. Этому человеку отец Георгий неоднократно оказывал особые знаки внимания, то троекратно по-христиански неожиданно облобызал после службы, то во время Пасхального Богослужения бросил прямо в руки алую розу, а то еще и нательный крест серебряный подарил. Уж потом, когда тот отошел к Господу, его родным стала ясна суть этих предзнаменований. Отец Георгий говорил, что «совершенно не важно, сколько лет человеку дано прожить. Эта жизнь временная. И ее главная суть не в количестве отведенных земных лет, а в том, насколько очистилась душа и насколько подготовлена душа для встречи с Господом. Ведь у Бога все живы, и предназначение для человеческой души изначально в Царстве Небесном. А человек, не радеющий при жизни о спасении души, обрекает ее на вечные муки в безднах ада». В нашем храме неоднократно в течение последних лет по молитвам отца Георгия были случаи исцеления от раковых заболеваний. Силу его благословения знал каждый. Уже если батюшка благословил — то задуманное пройдет благополучно. Известны случаи, когда прихожане просили молиться за своих неверующих родственников. И действительно, спустя время, те люди начинали посещать храм, приходили к Богу, изменяли свою, до того полную мирских нечистот, жизнь, устремлялись к жизни богоугодной, в чистоте, по христианским канонам.
Помню, как однажды, в сильную засуху, когда уже весь Крым изнемогал от длительного бездождия, отец Георгий пригласил всех прийти на утро на молебен, чтобы просить у Господа милости в ниспослании на крымчан дождя. Сказав это, он ушел молиться. Не прошло и двух-трех часов, как на Крым обрушился ливень, и шел до тех пор, пока вся земля не насытилась влагой. Утром отец Георгий отслужил благодарственный молебен, и объяснил затем нам, что Господь отвечает не только на наши молитвы, но видит и наши намерения, и может уже только за готовность молиться наперед исполнить прошение. Однако, смею добавить, за этими словами отца Георгия скрывалось одно из тех чудес, которые способна была творить его личная молитва.
В последний месяц в его жизни были особые чудесные явления, свидетельствующие о святости души отца Георгия, того, что его молитвы угодны Богу. Так, рассказывает одна из духовных дочерей отца Георгия, около трех недель назад он, выйдя после Литургии из алтаря, передал этой женщине лимон со словами: «Это вашей маме». Откушав с чаем батюшкиного лимона, больная старушка получила исцеление от многолетней невралгии.
Он был внимателен к каждому из прихожан, знал, какие у кого проблемы, нужды. Часто можно было наблюдать, как отец Георгий интересуется то у одного, то у другого верующего здоровьем болеющих родственников. Во время алтарной молитвы он не просто читал имена по поданным запискам о здравии, но и от себя каждый раз на память перечислял бесчисленный список имен своих духовных детей. Фактически, это были имена каждого из нас, посещающих Храм Трех Святителей. Супруга отца Георгия, матушка Зинаида, признается, что если батюшке кто попадал на память, так уж молился за такого всю жизнь.
Господу было угодно свести жизненные пути отца Георгия Северина и Леонида Ивановича Грача, знакомство которых состоялось в тот период, когда Леонид Иванович был избран на пост главы Крымского парламента. Получив однажды помощь от Леонида Грача в одном из житейских вопросов, отец Георгий вплоть до самых последних дней своей жизни молился за здравие Леонида. Когда три года назад у отца Георгия случился инсульт и Л. Грач приехал к нему в больницу, отец Георгий в ходе беседы поблагодарил за подаренные ранее ему книги (несколько томов), написанные Л. Грачом, и при этом упомянул, что полностью прочитал их. Вот пример обязательности и уважения к человеку. Особенно трогателен этот факт тем, что книги на политическую тематику прочтены человеком священнического сана, духовным лицом, который никогда не занимался политикой. Но и будучи очень загруженным в работе, в службе, отягощенный болезнями, тем не менее, отец Георгий нашел возможности и силы, чтобы проявить любовь Христову к тому, кто написал эти, далекие от церковной направленности, книги, и досконально ознакомился с их содержанием.
Он чутко помнил все, касающееся окружавших его людей. Каждый год, памятуя о дате дня рождения Л. Грача, отец Георгий при встрече в церкви просил меня, обладающую в силу служебного положения возможностью прямого общения с Л. Грачом, передавать ему поздравления с днем рождения. При этом он говорил о Леониде Ивановиче с теплотой, уважением как о «достойном человеке», проницательно прозревая духовными очами его душу. Из уст таких людей это особенно дорого слышать. Когда в 2002 году на выборах шла травля Л. Грача, отец Георгий возносил молитвы в алтаре за Леонида, молился за него на молебнах, болезновал по поводу тех несправедливых гонений, которые обрушил тогда киевский режим на бывшего крымского спикера в первую очередь из-за его пророссийской православной позиции. Такова сила духа этого человека, умевшего хранить благодарность за сделанное ему добро всю жизнь. Он любил всех одинаково, не взирая на то, верующий человек или атеист, коммунист или беспартийный.
Около двух лет назад к отцу Георгию обратились кинематографисты с просьбой записать его интервью для фильма о Л. Граче. Отец Георгий, услышав, о ком именно пойдет речь, сразу согласился. В своем телевизионном комментарии по поводу деятельности Л. Грача он особо сказал о первоначальной движущей позитивной роли Л. Грача в истории воссоздания собора А. Невского, не отмахнувшегося от просьбы правящего архиерея и отстоявшего в киевских верхах идею возрождения собора.
Каждый человек, учил нас о. Георгий, создан по образу Божьему, оскорбляя человека, мы оскорбляем Творца. Грехи чужие он учил нас покрывать любовью. «Как быть, если в твоем присутствии осуждают другого человека?» — спрашивали духовные чада. Батюшка советовал не втягиваться в пересуды, а про себя творить в этот момент молитву Иисусову. Предостерегал от беспричинных пропусков воскресной Литургии, которую по своей значимости называют малой Пасхой.
Отец Георгий учил нас твердо стоять за основы чистоты Православия, указывал на пагубность раскольничества, филаретовщины, говорил о Православной вере как единственном источнике спасения души, предсказывал небывалые потрясения как в нашей стране, так и в целом в мире в ближайшие 15−20 лет. При этом подчеркивал важность пребывания в молитве, внутри церковной ограды, в церковном окормлении как главном условии защиты верующего человека от напастей.
Последней просьбой отца Георгия, которую в день Прощеного воскресения он просил из больницы передать через священников своим прихожанам, была просьба простить его. Когда в реанимацию к отцу Георгию приехал прощаться митрополит Лазарь, то, по признанию владыки, отец Георгий на тот момент был в сознании и просил у него прощения. В свою очередь правящий архиерей просил прощения у отца Георгия, Крымского Благочинного. В этом для каждого из нас тоже великий пример христианского смирения.
Он чувствовал, что скоро уйдет. Видно, как это бывает со святыми угодниками, ему было открыто свыше приближение кончины. Не случайно, несколько месяцев назад, в последний в своей жизни День Ангела, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, настоятель храма вышел к пришедшей поздравить его пастве в особо праздничном облачении, впервые за свою жизнь надев награды. А их было столько, что люди ахнули: грудь отца Георгия буквально сверкала. Крест Патриарха Вселенского, Второй крест с украшениями, Патриарший крест Патриарха Всея Руси Алексия II, орден президента «За заслуги» III степени, ордена и медали, среди которых была и та одна из высших церковных наград, которую привез из Москвы от Патриарха на 65-летие Крымского Благочинного прт. Георгия Северина митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и торжественно в День Ангела вручил. Тогда мы все, духовные дети отца Георгия, сгрудились вокруг него, светлого ликом, ласково и кротко улыбающегося, и впервые в жизни, как бы прощаясь, фотографировавшегося на память со всеми нами.
С 22 по 25 февраля в Храме Трех Святителей круглыми сутками священники со всего Крыма по очереди читали Евангелие надо гробом с телом новопреставленного Крымского Благочинного. Трое суток подряд у гроба совершались панихиды, бесконечной вереницей шли люди. Несколько дней назад, 25 февраля, в воскресный день Торжества Православия, Храм Трех Святителей являл собой трогательное зрелище. Казалось, весь Крым пришел проститься со святой жизни старцем. К гробу с телом новопреставленного возлагались цветы от митрополита, иноков, монахинь, священников, верующих, учащихся духовной семинарии, которым отец Георгий преподавал основы церковных знаний. Священников во главе с правящим архиереем было столько, что их ряды от центра храма стояли вплоть до алтаря. Люди стояли так плотно друг ко другу, что из-за тесноты с трудом можно было поднять руку, чтобы перекреститься. Митрополит отслужил Литургию, затем отпевание. Отпевание длилось не обычные 30−40 минут, как принято при отпевании простых смертных, а три часа. Это было потрясающее молитвенное стояние духовников и верующих, возносящих едиными устами и единым сердцем прошение об упокоении души новопреставленного. «Со святыми упокой! Упокой, Господи!» — взывал громозвучно хор священников, и митрополит, стоявший в центре, у гроба, возносил руки к небу, как бы помогая общей молитве возноситься к Престолу Всевышнего, перед которым теперь предстоит святая душа нашего крымского сродника, отца Георгия, и ходатайствует о спасении души каждого из нас.
Вместе с уходом о. Георгия из Крыма ушло тепло. Весь полуостров укрыло толстым слоем белого снега, как бы символизирующего чистоту ушедшей на небо души и холод разлуки. Три дня священники и служащие храма копали на церковной территории, рядом с храмом, могилку. Под скорбное молитвенное воздыхание церковного клира плыл гроб на руках священников посреди тишины нескончаемого людского потока и белоснежной чистоты сугробов. Люди тесно толпились как внутри территории храма, так и снаружи, церковная ограда, деревья, и даже пни, — все было облеплено людьми, каждый тянул голову, чтобы хоть краем глаза увидеть последние мгновения погребения.
…Теплится на могилке огонек лампадки. Идут к могилке люди. Оставляют цветы, молятся. Упокой, Господи, душу раба Твоего, а нас, грешных, помилуй, его молитвами.
P.S. К данной статье я прилагаю текст одной из проповедей отца Георгия, которые удалось записать на диктофон. Позже, когда впоследствии передала батюшке рукописи с несколькими его проповедями, и таким образом «рассекретила» себя, я больше никогда уже не смогла записать его речей. Мой диктофон или чудесным образом останавливался, или барахлил. В этом я также увидела проявление силы молитв отца Георгия, избегавшего при жизни людского внимания и популярности.
13 июня 2004 год. Симферополь, Крым, Украина. Храм Трех Святителей.
* * *
Проповедь настоятеля храма протоиерея Георгия Северина, Крымского республиканского благочинного, в Праздник всех святых, в земле Российской просиявших.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Будете святи, якоже Азъ святъ есть».
Так говорит, возлюбленные братия и сестры, всем человекам, и нам с вами, Бог наш. И этот глас Отца Небесного, это Его Слово, приняли всем сердцем, всей душой и мыслью наши сородичи, наши соотечественники, святые, подвизавшиеся на нашей русской земле. Подвизавшиеся и приносившие плоды — плоды добрых дел, о которых говорит Апостол в сегодняшнем чтении, и о чем мы слышали ныне в Евангельском повествовании о Блаженствах.
Они приняли всем своим сердцем этот призыв Отца Небесного быть святыми.
Святость… Что же это такое?
Святость.
Это Свет.
Чистота.
Это Любовь. И Благо.
Апостол-Евангелист говорит: «Бог есть Любовь». А в Священном Писании, в начале Библии, мы читаем: «И речет Бог: да будет Свет. И быть так».
Тот, Кто является Источником Света, Тот, Кто живет в Неприступном Сиянии Света и излучает Его, Тот, Кто есть Любовь — есть Един Свят Господь Бог наш. Собственно, только Бог — СВЯТ. И из человеков, живущих на земле, един человек, живущий вместе с человеками — Бог, Богочеловек, Христос Иисус Господь — безгрешен, чист, свят.
«Един Свят, Един Господь, Иисус Христос», — мы так с вами, вместе с Церковью исповедуем, возлюбленные братия и сестры. И так, собственно в смысле святости, свят только один Бог.
Почему же мы называем святыми — человеков, которые жили на земле, имели плоть человеческую? Почему мы так их называем?
Возлюбленные. Потому святость — это еще ЧИСТОТА. Чистота помыслов. Чистота души. Чистота плоти. Чистота сердца.
Вы только сейчас слышали слово Спасителя: «Блаженны чистые сердцем — яко тии Бога узрят». Мы потому-то и молимся и просим Духа Святаго: «Очисти ны от всякия скверны!» Мы потому с вами и взываем и просим Господа: «Сердце чисто созижди во мне, Боже!»
Един Содетель и Создатель, могущий созидати во душе.
Итак, Господь Бог, когда Он воистину Свято посылает, освящает сию силу, тогда вода обыкновенная становится святой водой. Когда Он ниспосылает Свою Божественную Благодать на человека — тогда мирянин становится священнослужителем. Когда Он озаряет Своими светозарными лучами человека — тогда человек становится Ангелом. Святым. Вот она — Святость:
от Единого Источника Святости — от Бога.
И потому мы должны помнить: когда мы совершаем дела поста, дела молитвы, подвигов любых, и земных поклонов, и любых других подвигов, мы должны помнить, что не ради этих подвигов… Ведь как мы совершаем пост? Нам сказали — мы постимся. Нас научили — мы молимся. Но почему? Для чего? И каким образом? А вот на /примере жития/ святых угодников мы с вами и научимся. Почему они совершали посты? Чтобы очищать свое сердце. Почему они усердно молились Господу? Они просили помощи освящающей Его Благодати и помощи в борьбе, как мы говорим, с нечистыми. С бесами, которые стремятся человека и душу его запятнать грехами, и тело. Вот почему так необходима молитва, так необходимы пост, земные поклоны и всё то, что мы здесь предпринимаем.
Стремление святых угодников /жить свято/ и было для того, чтобы приобрести эту ЧИС-ТО-ТУ. И, приобретя, можно было бы ожидать милости Божией. То есть вот таким образом привлечь Благодать Света Божественного, на себя испросить у Господа Его Любви и Милости. Вот тогда человек освящается и делается святым — именно Святостью Бога нашего. Вот к чему стремились наши соотечественники, наши сородичи.
Возьмите вы блаженную Ксению. Где жила она? В великом граде, в Петербурге. А преподобный Серафим — в монастыре. А преподобный Сергий — в дебрях лесных, в чаще лесной. Это теперь Троице-Сергиева Лавра — знаменитая. А тогда это был непроходимый лес, где он начинал свои подвиги.
Вот они — в разных званиях, всевозможными подвигами, в разное время и при разных обстоятельствах, — стремились (каждый в своем роде, тем или иным подвигом) приобрести эту чистоту сердца. Для того, чтобы Благодать Божия снизошла и ниспослала им и Свет и Любовь.
Вот, возлюбленные братия и сестры, и мы с вами…Живем в миру. И нас с вами Господь поставил в обстоятельства жизни такой, что мы живем в городах и сёлах. Мы стремимся, желаем СПАСТИСЬ.
И потому, безусловно, понимаем, что такое грех.
Мы боремся и не хотим лгать. Но часто лжем.
Мы часто боремся и не хотим осуждать. Но — осуждаем.
Мы очень часто стремимся жить так, чтобы не гневаться. Но — гневаемся.
Мы согрешаем и очами своими, воззрением своим. Мы всеми чувствами своими согрешаем часто и постоянно.
Так где же ЧИСТОТА? КАК ЕЁ НАМ ПРИОБРЕСТИ?
Как нам приблизиться к святости? Ибо Отец Небесный, говоря: «Святи будете», призывает нас к святости. Как же нам, живущим в миру, именно вот эту соблюсти чистоту?
Прежде всего — БОРОТЬСЯ. Бороться против всякого греха. Против всякого нечистого беса, который хочет нас вовлечь в тот или иной грех.
Но вы скажете: «Мы же падаем».
Да. Мы падаем в грехи. К сожалению, так часто, что на день и не перечислить. Как часто мы оскверняемся грехами.
Так как же нам быть ЧИСТЫМИ?
Вот поэтому, возлюбленные братия и сестры, пришёл в этот мир греха наш Спаситель. Господь наш Иисус Христос.
Вы заметили: в Ветхом Завете не много спасающихся. Не много святых. А в Новом Завете — миллионы святых!
Потому что Спаситель, Господь наш Иисус Христос, принес нам…я не знаю, не выразить это…Не может ни вообще человеческий, ни ангельский язык…Не может изречти той милости, которую нам с вами принес в этот мир Богочеловек, Искупитель наш и Спаситель, Господь Иисус Христос.
Он принес ТАКУЮ МИЛОСТЬ! ТАКОЙ ДАР, о котором только ликует Небо и веселятся все Небожители человечьи, все спасенные святые. И наши русские угодники святые, ликующие на небесах о Христе.
ЧТО ЖЕ ЭТО? Вот когда мы падаем в грехи, у нас ДОЛЖНО СЕРДЦЕ ПОБОЛЕТЬ. Мы должны своим сердцем печалиться об этом. Должны СКОРБЕТЬ о том, что нету ЦАРЯ В ГРЕХЕ. Вот это и будет по пророку Давиду: сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит. Вот это и будет покаяние, когда мы с вами подходим к аналою со слезами и желанием очиститься от грехов, в покаянных чувствах подойдя к аналою для исповеди во грехах, исповедуемся чистосердечно, со слезами и искренне, — тогда мы уходим от него, от аналоя, после исповеди, уходим….Я вам скажу: СВЯТЫМИ УХОДИМ. И если мы так в своей жизни все чаще будем очищать душу ПОКАЯНИЕМ, очищать своё сердце именно СЛЕЗАМИ ПОКАЯНИЯ, именно ИСПОВЕДЬЮ и ПОКАЯННЫМ ДУХОМ, /мы будем идти тем путем, которым шли все святые угодники Божии/. Этим жили спасшиеся наши соотечественники. Они через покаяние и получили ЧИСТОТУ, а чрез это на них снизошли Благодать Святаго Духа, Свет и Любовь Божия, и они стали святыми.
Вот таким образом, и говорю, Церковь Божия, святые отцы, /призывают и научают всех нас жить в покаянном духе/. И вот послушайте, что говорит старец Таврион: «Христос, Спаситель наш, взял всю греховность нашу, всю вечность нашу на Себя. И умер на Кресте. Чтобы мы были и во временной жизни святыми, и в вечной! В бессмертной жизни — святыми. С какой радостью, с каким умилением, с какими слезами благодарности мы должны жить. Если этого не делаем — значит, нет у нас веры. Если думаем своими подвигами, усилием, своею мудростью, опытностью — не грешить, то сами себя обманываем. И еще больше грешим. Что можем мы принести за то? Что нами сделано? Что можем вернуть? Ни-че-го.
…одно: „Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит“. Когда мы с глубоким искренним смирением приходим ко Господу, соз-на-вая свою греховность, своё бес-си-лие, и свою русскую греховность, КАЕМСЯ, приносим покаяние, исповедуем грехи свои, вот ЭТО-ТО ИСТОЧНИК СВЯТОСТИ».
Итак, запомним, возлюбленные братия и сестры, Слово Отца Небесного, к нам обращенное: «Будете святи, якоже Азъ святъ есть, Господь Бог ваш».
Будем стремиться к святости.
Аминь.
http://rusk.ru/st.php?idar=111300
Страницы: | 1 | |