Русская линия
Русская линия Алла Бородина26.02.2007 

«Главная задача на сегодня: воспитать, раскрыть и защитить личность»
Беседа с известным педагогом, автором и разработчиком курса «Основы православной культуры» А.В. Бородиной

СПРАВКА:

Алла Валентиновна Бородина — автор и разработчик курса «Основы православной культуры», главный редактор издательства «Основы православной культуры», президент Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», кавалер ордена прп. Сергия Радонежского Русской Православной Церкви, член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А.Н.Толстого, координатор Движения «Народный собор».

А.В.Бородина, автор курса "Основы православной культуры"— Алла Валентиновна, Вы являетесь одним из координаторов Движения «Народный Собор». Имея представление о Ваших печатных трудах и общественной деятельности, трудно переоценить Вашу занятость — почему Вы находите возможность поддерживать «Народный собор», считаете это для себя важным?

— Среди множества общественно-патриотических движений и организаций, созданных в последнее время, найти и выделить какое-то новое и более важное для себя, более надёжное не так просто.

Опыт последних лет и анализ событий XX века не позволяют полагаться только на слова, формулировки, идеи. Хотя от названия, направления, конечно, в значительной степени зависит наше доверие тому или иному общественному явлению. Идея соборности, народности, единства уже в названии данного православно-патриотического движения говорит сама за себя, располагает к доверию. Но кто в наши дни решается признаться, что он против традиционности, русской культуры, против национализма в том смысле, в котором разрабатывали его наши философы Ф. Достоевский, И. Ильин и другие, то есть на православной основе? Понятно, что сегодня даже самый отъявленный русофоб, и тот рядится в патриота, если хочет поддержки народной. Сегодняшняя ситуация уже сильно отличается от 90-х годов прошлого века, когда не все ещё понимали, что такое либерализм, западная цивилизация и т. д.

— Поэтому второй важный вопрос — люди, то есть те, кто осуществляют идею?

Нужно знать, видеть людей, которые взялись за дело. Сразу ясно, например, что положительного результата не будет, когда в организационный центр привлекаются временщики, люди, авторитет и возможности которых связаны с явлениями временными, — должностью в государственной системе управления, выборами и т. д. В этом случае ненадёжность дела очевидна.

Во-первых, это самые зависимые люди, на них полагаться нельзя даже в главном, то есть в идейном, концептуальном плане, ввиду их должностной или партийной зависимости. Во-вторых, по своей занятости они сами работать оперативно, что-то выполнять быстро и качественно не могут: с одной стороны на них давит занятость, с другой — ответственность, с третьей — всё та же зависимость, а с четвёртой — ещё и отсутствие привычки самостоятельно работать. Поэтому, как правило, даже если они и готовы «возглавить», «влиться», «войти» в новое движение, то далее должен быть целый аппарат, чтобы обслужить такого «главу». На организацию и деятельность такого «руководства» нужны огромные средства и большой запас времени: подбор кадров, постановка задач, организация согласований по каждому вопросу, каждому слову, каждому шагу. Такая деятельность в современных условиях становится слишком дорогостоящей и бесперспективной. Поэтому попытки на уровне провозглашения идеи есть, а дальше всё распадается. Кроме того, с утратой должности такой временщик, так условно его называем, теряет свои полномочия, возможности, авторитет.

Для жизнеспособности, жизнестойкости, мобильности и эффективности движения должны быть самодостаточные личности, плодотворность, возможности которых принадлежат самим личностям, авторитет и доверие к которым в народе зависит не от занимаемых должностей, а заслужены талантами, уже состоявшимися трудами, убеждениями и т. д. В «Народном соборе» я вижу именно таких людей. Это — залог успеха.

Вообще нужно учиться поддерживать и ценить ЛИЧНОСТЬ и конкретные труды не менее, чем идеи. Неужели история наша нас так ничему и не научила?! Сколько уже хороших идей было, а сколько из них было дискредитировано! А ЛИЧНОСТИ — остались. Даже оклеветанные, замученные, они остались. Они и в культуре, и в гражданском опыте русского народа, и в мировой культурной и гражданской памяти остались. И в вечность уходят ЛИЧНОСТИ, воинство духовное пополняют ЛИЧНОСТИ, а не идеи. И жизнь дарована будет такому народу, который не из населения и лозунгов состоит, а из ЛИЧНОСТЕЙ, которые ценят друг в друге Бога.

— Но ведь дискредитировать при желании можно любую идею! Как этого избежать? Определить сразу нелегко, кто куда поведёт и как поступит…

— Очень легко.

Не нужно сотрудничать с теми, кто себя уже зарекомендовал как противник отечественных традиций, пропагандист либеральных ценностей и культуры, кто пользуется поддержкой западных правозащитных организаций, зарубежных фондов, либеральными СМИ, награды получает от католической церкви и т. д.

Есть знаковые для современной культуры проекты, народные в самом правильном смысле. Курс «Основы православной культуры» стал таким народным проектом. Для нашего народа отношение к этому курсу часто становится критерием истинности намерений того или другого деятеля или движения.

Вот, например, появилось молодёжное движение и миссионерское движение, и они как бы православные. Но народ не обманешь. Во-первых, если среди руководителей оказался известный либеральный проповедник и словоблуд, награждённый орденом католической церкви, это изначально лишает всякого доверия целое направление. Но дальше — больше. Мне звонят родители, побывавшие на мероприятиях, посвящённых этим общественным движениям, и возмущаются, как они говорят, «церковниками, которые дискредитируют само Православие, Церковь». Оказывается: на этих мероприятиях были подготовлены выступления претендентов в молодёжные лидеры, суть выступлений заключалась в следующем. Мол, дело только в спасении, что никакого образования не нужно, кто хочет спасаться, тот пусть спасается, а кто не хочет, пусть погибает, и что, поскольку министр образования и науки против курса «Основы православной культуры», то и не нужно портить отношений с высокопоставленным чиновником, а лучше с ним ладить… Звучала откровенная ложь по поводу экспертизы учебников, грифов и т. д., и т. п. Конечно, когда в этом участвует хоть один священник, пусть самый молодой, неопытный, это картина грустная, мягко говоря.

Однако авторитет курса ОПК оказался настолько высок, что несколько фраз против учебников А. Бородиной и против курса ОПК были расценены родительской общественностью, во-первых, как предательство самого Православия, во-вторых, как предательство Отечества, в-третьих, как сговор с Министерством образования и науки РФ по дальнейшему разрушению образования и борьбе с курсом ОПК, в-четвёртых, как попытки создавать организации для детей, лишённых полноценного образования. В этом усматриваются самые недобросовестные намерения, это могут быть новые секты, боевые общества и т. д. Для чего, спрашивается? Наверное, кого-то поставили пасти стадо Божие, а они ищут себе рабов? Но народ уже имеет определённый опыт осторожности и им пользуется.

Кстати, то же самое можно сказать и по поводу наименования курса. Родители требуют «Основ православной культуры», а кто-то вдруг активно навязывает менее конкретные названия, например, «Истоки», «Духовно-нравственное воспитание» и т. д. И московская система образования вдруг не возражает, а Московская область уже внедряет, и российский министр образования — согласен… Почему бы, дескать, и нет? Но родителей и учёных все это настораживает. Задумайтесь, это — прежде всего, удар по единству образовательного и культурного пространства России, по государству. Кроме того, навязывается курс, которого вообще ещё нет! А что ещё важно: такое название не гарантирует качества и даже никак не ориентирует содержание. Ведь и сатанизм — это тоже духовный мир. И оккультизм тоже. Да ведь и Гимлер вводил программу «Духовно-нравственное воспитание» в систему государственного образования, и это было мощным рычагом формирования фашизма и нацизма!..

Спрашивается: зачем же нам, имея надёжные, проверенные столетиями духовные основы, на которых базируется наша героическая история и великая русская культура с её идеей всечеловечности, любви к ближнему, равноправия вне зависимости расы, вероисповедания и т. д., давать законные лазейки для возможных проникновений фашистских, оккультных, экуменических и других идеологий?

— «Народный собор» относит себя к оппозиции по отношению к государственной власти?

— Вовсе нет. «Народный собор» скорее помогает государству по самым главным гражданским направлениям. Способствует объединению нации, всех народов России, сохранению единого государственного и культурно-образовательного пространства. Содействует обеспечению информационной безопасности страны. Оказывает помощь в продвижении наиболее значимых для национального развития проектов. Оказывает поддержку гражданам России в их творческой реализации, обеспечивает им юридическую защиту…

Кстати говоря, с этого «Народный собор» и начал свою деятельность — с защиты отдельных граждан, и рядовых, и известных всей стране, с расследований случаев грубейших нарушений их конституционных и иных прав. Ведь народ — это не толпа, но сообщество ЛИЧНОСТЕЙ, объединённое в первую очередь родной историей, общими устоями, принципами, идеями, и касается это буквально всего — национальной культуры, убеждений, воспитания и образование детей в соответствии с этими убеждениями…

Благополучие народа и государства зависит от ценностной ориентации человека и устойчивости традиций. Поэтому наша главная на сегодня задача — в рамках этих традиций воспитать ЛИЧНОСТЬ, создать для ее самореализации условия, а при необходимости — встать на ее защиту!
Взяла интервью Е.Викторова

http://rusk.ru/st.php?idar=111286

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru