Русская линия
Росбалт Юлия Непоседова,
Мария Чебатко
13.04.2005 

Российскому образованию предложена новая стратегия

Российская система образования — это 100 тысяч учреждений различного уровня и профиля, в которых учится и работает более 35 млн. человек. Однако качественное образование, по оценке Правительства РФ, дает лишь четверть всех вузов. Образование в России реформируется уже более десяти лет. За это время большинство школ перешло на 11-летнюю систему обучения, появились частные школы, гимназии и вузы, а студенты, не добравшие баллов при поступлении, получили возможность учиться на платном отделении. Однако реализация новой стратегии развития образования обещает куда более значительные перемены. Например, школьникам придется учиться 12 лет, но многие из них затем смогут поступить в вуз без экзаменов. В то же время, большинство студентов будет платить за свое обучение.

Многоуровневая система

На вчерашней пресс-конференции министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что «сегодня мы переходим и перейдем на так называемую многоуровневую систему образования». Этот переход начался с 1992 года, когда законом об образовании были введены позиции «бакалавр», «магистр» и «дипломированный специалист». Система «бакалавр-магистр», по словам министра, позволяет студентам более гибко выбирать свою образовательную стратегию, ведь человек сможет получить степень бакалавра в одном университете, а магистра — в другом. Кроме того, между получением этих степеней выпускник вуза может поработать и понять, что именно ему нужно.

Для успешного функционирования этой системы необходимо сократить количество специальностей в бакалавриате. На сегодня там более 700 специальностей, большая часть из которых не востребована. Речь идет о том, что бакалавриат должен давать более общее образование, позволяющее потом определять свои следующие шаги. Сколько специальностей останется — 50 или 150, по словам Фурсенко, должны совместно определить Министерство, научное сообщество и работодателями. Ведь специалистов необходимо готовить так, чтобы затем их не приходилось доучивать, а тои переучивать на рабочем месте. При переходе же в магистратуру студент столкнется с гораздо большим количеством специализаций.

Однако, как заявил Фурсенко, «до тех пор, пока мы и законодательно, и психологически не сумеем довести до всех (в том числе и до работодателей), что бакалавр — это полноценное высшее образование, переходить в полной мере на эту системы нельзя, потому что это опять может привести к обману достаточного большого количества молодых людей».

Платное образование

«У нас нет сегодня возможности и потребности перейти на внебюджетное платное образование в высших учебных заведениях», — заявил Фурсенко. В российских ВУЗах образование сейчас является в основном бюджетным, таковым оно и будет оставаться в обозримом будущем. «Я об этом специально говорю, потому что вокруг этого существует огромное количество спекуляций», — заявил министр. Что касается доли «платности» в финансировании высшего образования, то на сегодняшний день она составляет примерно 20%, а 80% оплачивается государством. При этом в государственных вузах большая часть студентов поступает на так называемые бюджетные места, что составляет примерно 55−56% в текущем году.

Кроме того, существует закон, по которому на 10 тыс. населения 170 человек должны получать высшее профессиональное образование за счет бюджета. Сегодня эта цифра перекрывается, и в 2004 году составляла 209 человек. По оценкам министерства, этот уровень будет сохраняться на протяжении ближайших нескольких лет. Однако затем он может немного уменьшиться, но ни в коем случае не опускаясь за рамки того, что есть в законе. Это может произойти за счет демографического фактора — доля молодого населения в РФ уменьшается.

Фурсенко также заявил, что запретить платное образование нельзя, да и нет в этом никакой необходимости. Однако, по его мнению, контроль качества такого образования должен сохранятся. «Не может так быть, что человек пришел, заплатил деньги независимо от того, насколько он готов, — он поступает в тот вуз, который он хочет», — пояснил министр. В России все дипломы государственные, а значит, государство тоже отвечает за качество образования. В связи с этим оно имеет право устанавливать «фильтр на входе», который отсекает тех, кто в силу тех или иных причин либо не хочет, либо не может учиться.

Социальная поддержка студентов

Министерство образования и науки готово поддерживать студентов. По словам Фурсенко, Министерство активно работает со студенческими профсоюзами. Около полугода назад оно подписало с РАПОСом (российским профсоюзом студентов) соответствующее соглашение о сотрудничестве в вопросах улучшения условий образования и жизни студентов. В нем были указаны обязательства каждой из сторон, однако, по мнению министра, создается такое ощущение, что профсоюзы, помимо размера стипендий или обязательного распределения выпускников после окончания вузов, ничего не интересует. Фурсенко заявил, что готов к работе по конструктивным предложениям, однако, несмотря на все просьбы, профсоюзы ничего не предлагают.

Относительно наиболее интересных для профсоюзов вопросов — стипендии и работы для выпускников, Фурсенко заявил, что, по его мнению, профсоюзы могли бы заняться организацией рабочих мест не только после окончания вузов, но и во время учебы. «В конце концов, во всем мире студенты во время учебы подрабатывают», — отметил он. Министерство готово вмесите с профсоюзами работать в этом направлении, находить работодателей и трудоустраивать студентов. Что касается стипендий, то Фурсенко считает крайне важным дифференцировать их размер. Он пояснил, что существует достаточно большая группа студентов, для которой стипендия не очень-то и нужна, в то же время есть студенты, которым стипендия принципиально важна, чтобы иметь возможность учиться дальше.

Кроме того, для поддержки студентов Министерство образования и науки развивает систему образовательного кредита. По словам Фурсенко, выдача банковского кредита студенту сопряжена с очень высокими процентами, которые необходимо выплачивать. В связи с этим, роль государства состоит в том, чтобы каким-то образом уменьшать этот процент или компенсировать хотя бы часть процента по кредиту. По мнению Фурсенко, благодаря этой системе студент сможет получить деньги в долг не только для того, чтобы иметь возможность учиться, но и для того, чтобы просто нормально жить. Так, многие ребята из регионов не едут учиться в Москву, не потому, что они не могут поступить, а потому, что в значительной степени они не понимают, как им дальше жить в столице. Ведь абсолютно ясно, что сегодняшняя стипендия, да и вообще любая стипендия во все времена, — недостаточна для того, чтобы обеспечить нормальную жизнь, сказал министр образования и науки.

Кроме того, было бы справедливо, если бы эти кредиты могли покрываться не только за счет денег, которые отдает студент либо его работодатель. Министр пояснил, что система должна действовать таким образом, чтобы в случае, если выпускник идет на какую-то социально значимую работу, например, педагогом или врачом в сельскую местность, он имел бы возможность погасить кредит за счет отработки на необходимых для государства рабочих местах. «Я считаю, что система кредитования, система возвратных субсидий должна развиваться; мы готовим соответствующую нормативную базу», — заявил Фурсенко.

Ужесточение требований к вузам Министерство образования и науки ужесточает требования к качеству образования. Фурсенко отметил, что министерство вводит новые требования к качеству преподавания и к условиям, в которых ведется обучение. «Одновременно мы ужесточаем требования, позволяющие сделать это образование более качественным», — заявил он. Министр рассказал, что сейчас, например, существуют проблемы с качеством образовательных услуг, которые предоставляются рядом филиалов вузов. И сегодня предлагается лицензию выдавать не отдельно на филиал, отдельно на вуз, а объединить эту лицензию для того, чтобы вуз нес полную ответственность за то образование, которое предоставляется его филиалом.

Кроме того, для абитуриентов ведущих вузов страны будут ужесточены правила приема. Планируется, что для поступления в некоторые из них не удастся ограничиться успешной сдачей ЕГЭ. В ведущих вузах результаты ЕГЭ будут учитываться только по непрофильным предметам. Что касается профильных предметов, то такие вузы должны иметь право выбора своего студента. По мнению Фурсенко, вполне допустимо, что такие учебные заведения, как МГУ, будут устанавливать дополнительные испытания для студентов. Он также назвал ЕГЭ «фильтром»: есть некий минимальный уровень оценок по ЕГЭ, опускаясь ниже которого человек вообще не имеет права поступать в вуз — даже на платные места. «Просто двоечник, проступивший в вуз, волей неволей понижает общий уровень образования», — заявил министр.

По убеждению министра, сейчас в России создается не американская, не европейская, а российская система образования, которая никогда не будет копировать другие системы.

http://www.rosbalt.ru/2005/04/13/204 271.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru