Русская линия | Владимир Шульгин | 13.02.2007 |
«… на пути уступок еще никому
не удавалось остановиться»
А.С.Уваров, 1842
С советских времен у нас в обществе не преодолена одна ментальная болезнь: непонимание собственных цивилизационных основ, противоестественное и подобострастное отношение ко всему, исходящему с Запада. Возьмем простой пример. В центре города возводится так называемая «Рыбная деревня». Дело хорошее: застраиваются пустые места, люди работают, город хорошеет. Но вот проблема: каков облик новых зданий? По какой-то неведомой причине их фасады выполняются в подчеркнуто немецкой манере. Конечно, это не простой недосмотр. Некоторым влиятельным слоям управленцев нашего русского города, к которым принадлежит и нынешний главный архитектор, очень хочется казаться некими заморскими менеджерами, вот и занимаются они навязыванием нам чуждых архитектурных образов. Каков замысел? Конечно, показать некую «продвинутость в Европу» и отход от России. Вспомним, как и что строили в конце императорского периода в нашем отечестве. Зодчество было чрезвычайно многоликим, но постоянной его составляющей был самобытный подход, который брали на вооружение русские архитекторы. В Москве, Петербурге, губернских и уездных городах строили в русском стиле, в стиле «модерн», равно и по традиционным классическим образцам. Впрочем, католикам не возбранялось возводить храмы в любимом ими готическом стиле, но эта объективно чуждая и едва заметная струя не портила общий вид городов и сел, в которых глаз радовался облику золотых куполов храмов, а слух услаждался малиновым колокольным звоном. Так что у нас есть собственные образцы и подходы, в соответствие с которыми мы должны обустраивать городские пустыри. К сожалению, по недосмотру городских властей некое специфическое сообщество влиятельных людей «проталкивает» неприемлемые и даже объективно вредные для нас, русских, проекты. Ведь нет ничего ужаснее насилия на уровне знаков и образов, которые нас окружают: от них никуда не спрятаться, они лезут в глаза, формируют определенное настроение.
Представьте себя на минуту обладателями чуждых имен: вы уже не Иван да Марья, а Ганс и Гретхен. Кому-то очень хочется, чтобы мы под влиянием подобных архитектурных противоестественностей теряли наш национальный облик. Не случайно совсем недалеко от «Рыбной деревни», в районе «Малого переулка» располагается магазин кухонной мебели под гордым названием «Germania», выполненном черными гламурно-аршинными латинскими буквами. А если захотите поменять автомобильные шины, то можете это сделать в автоцентре «Веrlin» на Московском проспекте. Эти отдельные примеры говорят о многом. Не говорю уже об аналогичных, но куда более масштабных фактах: готовящемся «воссоздании» Германского Королевского Замка на господствующей высоте города и увенчании триумфальной колонны традиционно любимым у немцев женским скульптурным образом, (который сначала навязывался в виде языческой Ники, а теперь то же самое предлагается в виде некоего невиданного у православных «ангела победы» с женским ликом).
Все это звенья одной цепи. Цель состоит в системной «работе» с русскими гражданами в направлении их национального перевоспитания, то есть духовного и культурного опруссачивания. Пока побеждает германская линия и её местные сторонники, стремящиеся специфическим образом «породнить нас с краем», как они лукаво выражаются. Причем эти русские проводники немецкой политики исходят из немецких идеологических штампов, гласящих, что якобы Прибалтика и Калининградская область, в частности, являются местами, где русские лишь недавние пришельцы, почти гости, да еще отягощенные «проклятым советским наследием», приведшим к гибели немецких памятников архитектуры. В этом духе у нас выступают немецкие историки, активно приезжающие в нашу область с лекциями, которые часто напоминают откровенный инструктаж. К ним подстраиваются и некоторые наши специалисты, рассчитывающие на гранты за такое спецпослушание. Про себя же эти немецкие сторонники германской культуры считают нас за дурачков, которые не понимают своего интереса. Такие дальновидные немцы любят поговаривать: «Вы, русские выиграли войну, а мы — мир». Впрочем, «еще не вечер», посмотрим кто и что выиграл. Такая тактика навязывания противоестественных для нашего народа опирается на откровенную ложь. К сожалению, ни наши официальные лица, ни журналисты и телевизионщики не умеют ей противостоять. Постараемся разобраться.
Всякая резкая перемена в окружающих человека обстоятельствах является сильным психологическим отягощением, которое вызывает скрытый или явный стресс. Доказано, например, что социум, подвергающийся быстрому, так сказать, «разбавлению» иноплеменными, не выдерживает, если число новых граждан, не принадлежащих к коренному народу, превышает 17% от всех жителей. Как правило, начинаются эксцессы: драки, оскорбления или чего хуже. Именно поэтому после событий в Кондопоге наши власти решили отслеживать подобные процессы, чтобы не допустить чрезмерной инфильтрации чужаков и предотвратить тем самым волнения и эксцессы. Этот крайний пример приведен для иллюстрации того, как опасны всякого рода качественные, системные перемены, когда нечто инородное в этническом или культурном отношении насильственно вторгается в жизнь человека. Православные издревле хорошо знают эту сложную материю и за Божественной литургией просят Всевышнего даровать возможность «тихого и безмолвного жития во всяком благочестии и чистоте». Нормальное, родное окружение человека, в том числе облик строящихся зданий, форма и содержание рекламы, название магазинов и прочих учреждений, таким образом, выступает как одно из непременных условий спокойной человеческой жизни. Как, дорогие соотечественники, после знания всего этого оценить прожекты определенных кругов с новостройкой Замка чуждых нам королей, с триумфальной аркой, символизирующей совсем не нашу победу, с «Рыбной деревней», сооруженной в стиле «Фахверк», да и рядовые «отоваривания» в магазинах со знаковыми названиями «Germania» и «Berlin»? Может, нас уже приучают к роли граждан второго-третьего сорта при новых немецких хозяевах? Если не так, то как можно по иному трактовать поразительную активность иных наших культурных и архитектурных структур только в одном, исключительно германском направлении? Скульптурный образ святого Николая Чудотворца до сих пор, например, не установлен из-за противодействия этих же кругов, давно и активно внедряющих в нашу жизнь все немецкое, от пcевдоготических новостроек до какого-нибудь праздника «бобового короля» или «селедки», которые так любил, видите ли, «сам Кант».
Эпиграфом к передаче были избраны слова русского государственного деятеля-самобытника, графа А.С.Уварова, прославившегося своей чеканной формулой Русской цивилизации, церковной, царской, народной. Наши славные предки понимали, что стоит один раз вступить в гнилое болото уступок, из этой липкой грязи затем будет очень сложно, (почти невозможно), выйти на свою собственную твердую почву. На наших глазах мы видим, как при попустительстве государственных органов в сфере культуры и образования некие «общественные» структуры проводят линию на разрушение нашего национального самосознания. Будем знать это обстоятельство и противодействовать! Слава Богу, у нас есть и другое наследие. Наши предки, в том числе и государственные деятели, умели в прошлом понять свой интерес и ни в чем, даже малом, не уронить народного достоинства. Приведу один пример. Дело было в XVI в., в царствование Грозного царя Иоанна Васильевича. Крут был государь, но не только к своим. Когда представители Ливонского ордена уклонились от выполнения взятых на себя обязательств по выплатам России положенных по договору сумм, Иван Грозный и русская дипломатия все сделали во имя собственных интересов. Немцы решили одарить русского царя и его слуг богатыми дарами, с которым и прибыло немецкое посольство в Москву. Ливонцы надеялись подкупить наших должностных лиц и тем самым избежать выполнения договора. Глава нашей дипломатии Алексей Адашев был тверд: он указал на заключенную в прошлом хартию и требовал дани. Тогда немецкие «партнеры» пошли на другую хитрость: подписали новый договор, вроде бы подтверждавший их обязательства. Хитрость была в том, что они не собираясь их выполнять и просто тянули время. Тогда наш царь пригласил немцев-послов на обед во дворце, и велел им подать только пустые блюда. Коварные гости были проучены. Но этим дело не закончилось. Вослед за несолоно хлебавшими немцами, отправившимися зимним путем восвояси, русская армия вступила в Ливонию.
И прошлое, и настоящее свидетельствует, что наши культурные и государственные интересы не сходятся во всем с немецкими. Имея это в виду, нам сейчас необходимо исправлять ошибки, сделанные с 90-е и начале 2000-х годов.
Владимир Николаевич Шульгин, кандидат исторических наук, профессор Калининградского института ФСБ России
29.01.2007
http://rusk.ru/st.php?idar=111228
Страницы: | 1 | |