Русская линия | 09.02.2007 |
1 февраля 2007 г. в рамках XV юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) состоялась конференция «Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». В конференции приняли участие около 200 человек из 28 регионов Российской Федерации, Литвы, Эстонии — педагоги, ученые, преподаватели вузов, работники исполнительных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления, органов управления образованием, учреждений повышения квалификации педагогических кадров, церковных образовательных структур. С докладами и сообщениями выступили 38 участников. В них раскрывались общие актуальные вопросы изучения православной культуры, организационные, правовые, теоретические, методические, психологические и иные аспекты преподавания курсов православной культуры в образовательных учреждениях разных типов и видов. Был широко представлен опыт российских регионов по организации и учебно-методическому обеспечению изучения православной культуры в региональных образовательных системах. По итогам конференции выработаны следующие решения.
1. Православная культура — неотъемлемая часть современного российского светского, государственно-общественного образования, без изучения которой в государственных и муниципальных образовательных учреждениях невозможно приобщение детей и молодежи к ценностям отечественной культуры, традициям и образу жизни русского и многих других народов России.
2. За прошедший год в ряде регионов курсы православной культуры были включены в региональный компонент общего среднего образования, идет накопление учебно-методических пособий для их преподавания, развивается православное теологическое образование в высшей школе. Одновременно активизировались противники возрождения религиозного образования в российской школе. В ряде регионов России фактически введены неправомерные негласные запреты на изучение православной культуры в школах. Общественности стало известно о планах ликвидации регионального и школьного компонентов общего среднего образования и введения вместо курсов православной культуры по выбору обязательного изучения истории религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. Периодически ставится под вопрос целесообразность и правомерность теологического образования, возводятся искусственные препятствия формированию полной линии теологической подготовки (аспирантура и докторантура).
Все эти планы и действия противоречат конституционному принципу признания идеологического разнообразия в российском обществе и ведут к обострению социальной напряженности, провоцируют проявления ксенофобии и экстремизма. Они неприемлемы в гражданском обществе, и особенно со стороны чиновников, обязанных служить обществу и руководствоваться при этом исключительно законом и интересами граждан, а не личными мнениями, и, тем более, антихристианскими убеждениями. Либерально-идеологический диктат в светском образовании несовместим с принципами и нормами демократического государства и общества.
Необходимо более активно добиваться реализации прав граждан в области образования, противостоять попыткам их ограничений, привлекая к таким случаям внимание независимых средств массовой информации, родительской и педагогической общественности, правозащитных организаций. Никому не позволено монополизировать понятия «светский», «светский характер образования», отождествляя их с антирелигиозной или нерелигиозной мировоззренческой позицией. Светскими учеными, педагогами являются люди разных вероисповеданий и отношения к религии. В изучении детьми православной культуры в российской школе заинтересована, прежде всего, не Церковь как религиозная организация, а большая часть светского общества в России, которую составляют люди, сознающие себя православными христианами, выражающие свою принадлежность к Церкви. Курсы православной культуры (равно исламской, иудаистской и др.) в государственных и муниципальных школах ведут светские учителя в соответствии с образовательными потребностями граждан.
Заслуживает благодарности деятельность официальных представителей Русской Православной Церкви, отстаивающих интересы православного сообщества в органах государственной власти, представительных структурах гражданского общества (Общественная Палата Российской Федерации и др.). Она способствует постепенному преодолению сохраняющихся атеистических стереотипов в отношении религии и Церкви, развитию государственно-церковных отношений в области образования. Однако требуется более тесное взаимодействие церковных и общественных структур и более активная работа для того, чтобы законные интересы и права граждан, выражающих принадлежность к Русской Православной Церкви, в области государственного и муниципального образования не нарушались.
3. Развитие православного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации затрагивает интересы и общества, и Церкви, и государства, оно должно планироваться и проводиться комплексно, с участием общественности, педагогов и ученых, органов государственной власти, церковных структур. В настоящее время наиболее актуальными направлениями в этой сфере являются:
1) создание Научно-методического совета по вопросам изучения православной культуры с участием представителей Церкви, работников научных и образовательных учреждений;
2) разработка содержания, учебно-методического обеспечения курсов православной культуры в средней школе (основы православной культуры, церковное пение, церковно-славянский язык и др.), формирование учебных комплектов для всех ступеней общего среднего образования;
3) разработка содержания и методов изучения православной культуры в процессе преподавания основных школьных гуманитарных дисциплин, а также мировоззренческих вопросов в курсах естествознания (например, вопросы происхождения жизни и человека в биологии);
4) расширение возможностей приобщения детей к традициям и ценностям православной культуры в системе дополнительного образования и воспитательной работы в школах;
5) развитие теологического образования в высшей школе, расширение спектра профессиональной деятельности выпускников, открытие аспирантуры и докторантуры по теологии;
6) формирование единой системы церковной экспертизы учебно-методического обеспечения, профессиональной подготовки учителей, преподающих курсы православной культуры;
7) совершенствование организационно-правового регулирования изучения православной культуры в средней школе, разработка типовых нормативных документов с учетом законодательства Российской Федерации, законных интересов и прав последователей других религиозных традиций и нерелигиозной части российского общества в сфере образования;
8) создание родительских объединений по содействию организации и преподаванию курсов православной культуры в системе общего образования;
9) создание информационного ресурса (сайт в сети Интернет), который бы решал задачи:
— свободного и оперативного доступа ко всем значимым документам и материалам по проблеме, их профессиональным комментариям, новым учебно-методическим разработкам по курсам православной культуры (с учетом авторских прав их создателей);
— консультирования работников образования и родителей несовершеннолетних учащихся по вопросам изучения православной культуры в образовательных учреждениях, соблюдения законных интересов и прав граждан в области государственного и муниципального образования;
— организации профессионального взаимодействия, взаимной помощи и поддержки среди работников образования и науки в регионах по всем вопросам изучения православной культуры.
4. Участники конференции ознакомились с работой, ведущейся в областях Центрального федерального округа по созданию общественного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, и выразили поддержку данной инициативе.
http://rusk.ru/st.php?idar=111213
|