Русская линия
Русская линияИгумен Иоанн (Ермаков)02.02.2007 

«Будем действовать!»
Вступительное слово игумена Иоанна (Ермакова) на секционном заседании «Военно-патриотическое воспитание молодежи» XV Международных Рождественских образовательных чтений

Братья и сестры!

Глубокоуважаемые участники и гости XV Международных Рождественских образовательных чтений!

Размышляя о судьбах Отечества, о путях его спасения, замечательный русский православный мыслитель Иван Александрович Ильин еще в 30-х годах прошлого столетия писал, что России, как воздух, требуется «ответственная идея, — на десятилетия, на века… Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная». В конечном итоге, «Это есть идея ВОСПИТАНИЯ (выделено мною — игумен Иоанн) в русском народе национального духовного характера». При этом существенной роли не играет, что за государственный строй на дворе — монархия, парламентская или президентская республика и т. д. Формации меняются, правители приходят и уходят, а Россия, ее народ остаются.

Но кто, позволительно спросить, обязан в нас ВОСПИТЫВАТЬ этот духовный характер? Что, добрый дядюшка придет и подскажет? Или — призовем на Русь из варягов новых Рюриков? Разумеется, никто, кроме нас самих, за нас наших проблем не решит. А если будет вместо нас решать, то не станет в скором времени не только проблем, но и нас с вами!

Следовательно, ВОСПИТЫВАТЬ мы должны сами себя.

Вот и философ Ильин говорит, «что это воспитание может быть только национальным самовоспитанием», что «русские патриоты в борьбе за Россию должны сами творить и полагаться на свой разум и на свои силы». Эта каждодневная кропотливая ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ работа, по мнению философа, должна строиться на духовных, то есть базисных основах нашего общества, а также на героических примерах из истории народной.

В этом смысле поистине бесценным является сложившийся в веках образ непобедимой Русской армии, которая (вновь процитируем Ивана Ильина) «искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Самое воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу, овладеть собою и сосредоточить свою выносливость и мужественность. Все это элементарные предпосылки характера».

Мысли эти, повторяю, были озвучены семь с лишним десятилетий назад. Но, согласитесь, сколь они актуальны, злободневны, в особенности сейчас, когда Россия переживает очередные свои если не СМУТНЫЕ, то МУТНЫЕ времена, когда речь идет не много не мало о сохранении ее целостности, ее территориального, экономического, какого угодно другого суверенитета.

Да, Россия, благодаря Промыслу Божьему и покаянным нашим молитвам, все еще самая крупная держава на карте планеты. И все же потери в последние годы мы понесли и несем по сей день неисчислимые. Особенно они велики в духовно-нравственной сфере.

Разгул преступности, алкоголизма, наркомании, самых низменных человеческих пороков и страстей… Смерть и насилие, жестокосердие, похоть, разврат стали не только обыденными явлениями нашей жизни, но и методично, злонамеренно под разными личинами и предлогами день за днем насаждаются среди нас — с театральных подмостков и митинговых трибун, с кино- и телеэкранов, со страниц журналов и газет… Степень духовно-нравственного падения значительной части современного российского общества характеризовать в настоящем докладе не будем — имеющий очи, да увидит. Однако констатируем: наиболее остро, болезненно эти изъяны сказываются на облике, умонастроении, поведении подрастающих поколений, молодежи, чьи не окрепшие еще души довольно часто лишены самокритики, то есть приобретенного ими опыта жизни, иммунитета к тем или иным негативным проявлениям нашей весьма непростой действительности, склонны к бездумному верхоглядству или же слепому подражательству. А ведь молодежь — это наше с вами будущее, будущее нашей страны!

Случилось то, что случилось: в период ломки общественных отношений, их очередной трансформации, когда «плохое старое», казалось бы, вот-вот должно смениться на «хорошее новое», народ в массе своей, а в его лице государство утратили какие-либо нравственные ориентиры вообще. Что, кстати говоря, было закреплено законодательно. В пункте 2 статьи 13 Конституции РФ — нашего Основного закона, принятого в декабре 1993 г., прямо говорится, что: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Таким образом, жить нам было предложено в неком идеологическом вакууме, в принципе, кому как заблагорассудится.

Однако свято место, как известно, пусто не бывает: на смену коммунистическим призывам к «борьбе за светлое будущее» пришло поклонение всепожирающему мамоне, «золотому тельцу», безудержная гонка за «потреблением», «земными» благами и плотскими удовольствиями, а в этой гонке, как известно, любые средства хороши…

Но Россия не была бы Россией, а русский народ — русским, если бы в самую лихую годину не находили мы в себе силы противостоять злу.

Посудите сами: без чьей-либо указки, то есть исключительно по инициативе «снизу» в период безвременья, социальной и личностной апатии по всей России развернулось поистине всенародное движение, направленное на военно-патриотического воспитания молодежи. Школьники, студенчество, рабочая молодежь под руководством энтузиастов-взрослых с большой выдумкой, фантазией, нередко масштабно, разыгрывая целые театрализованные представления, отмечают памятные (победные) дни России, ходят в походы по местам боевой славы русского воинства, устраивают сборы, слеты, находят и перезахоранивают останки павших в боях воинов, на примерах, наглядно изучают истинную историю родного края и Отечества, осваивают техники различных единоборств, дабы в нужный момент и в физическом плане дать надлежащий отпор врагу.

Движение это разветвлено, охватывая многие регионы, города, районные центры, рабочие поселки и крупные села. И по форме оно также очень разнообразно: это может быть рядовой кружок или секция, кадетский класс, корпус или клуб, ассоциация, объединение. Функционируют они при школах и ЖЭКах, библиотеках и музеях, Домах культуры и промышленных предприятиях, при воинских частях и военных училищах, при фондах, ветеранских организациях и, что особо приятно отметить, при православных приходах.

То, что Русская Православная Церковь не стоит в стороне от этого движения, от важнейшего на сегодня дела военно-патриотического воспитания молодежи, оправдано и закономерно.

Будучи по своей природе вселенской, Церковь в то же время включает в себя и национальное начало. Так, Православная Церковь состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей: культурные отличия отдельных народов находят свое выражение в литургическом и ином церковном творчестве, что предопределяет самобытность христианской национальной культуры.

Русская Православная Церковь многажды благословляла народ — свою возлюбленную паству в освободительной войне.

Вспомним 1380 г., преподобного игумена и чудотворца Сергия Радонежского, который благословил русское войско на битву с татаро-монгольскими завоевателями. В Смутное время Патриарх Московский и всея Руси Гермоген в своих пламенных письмах-посланиях воззвал к народу ополчаться на борьбу с польско-литовскими оккупантами. В период наполеоновского нашествия святитель Московский Филарет проповедовал: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество — ты примешь жизнь и венец на небе»…Вспомним и заповедь Христову о любви к ближнему своему — к семье, родственникам, к согражданину, то есть такому же, как и ты, гражданину родной страны, к соплеменнику, который может находиться далеко за пределами Родины, и тем не менее вы с ним — братья по крови…

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» — документе, определяющем пути социального служений Церкви обществу и народу, принятом Юбилейным Архиерейским Собором, проходившем 13−16 августа 2000 г. в Москве, прямо сказано, что: «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде во благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».

Деятельному участию Церкви в военно-париотическом воспитании молодежи немало способствует и то обстоятельство, что многие нынешние православные священники некогда в мiру были кадровыми офицерами российской армии, военнослужащими срочной службы, прошедшими многие «горячие» точки — от Афганистана до Северного Кавказа. И кому, как не им, прекрасно известно, что значит в груди защитника Отечества чувство любви к Родине, боевого братства, что значит — быть не только отважным, смелым, но и быть физически сильным, во всех смыслах уметь постоять за себя и ближних своих.

И, наконец, следующий немаловажный фактор: подавляющее большинство руководителей кружков и секций, клубов и ассоциаций патриотической направленности, детей и юношества, их посещающих, — это русские по крови, пусть порой и очень молодые, люди, многие из них еще во младенчестве родителями крещеные. Хотя, разумеется, вход сюда не заказан представителям любой другой проживающей на территории Российской Федерации национальности, однако русских, славян, представителей других традиционно православных национальностей, как показывает анализ, — здесь зримое большинство.

Участие православного священничества в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения также многообразно, в творческом плане никак заранее заготовленными штампами не сковано.

Нередко, как уже говорилось, молодежные патриотические объединения существуют непосредственно при православных приходах, здесь духовно окормляются. В качестве примера можно привести Межрегинальную детско-юношескую общественную организацию содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация Витязей».

«Ассоциация Витязей» существует с 1991 г., возглавляют ее Николай Николаевич Немчинов, доктор медицинских наук, Президент Российской Академии каратэдо Шотокан, сопредседатель — полковник в отставке Игорь Львович Самохвалов. В настоящий момент Ассоциация объединяет 17 региональных отделений, по сути, это одна из крупнейших в России общественных организаций такого рода. О формах, методах работы «Ассоциации Витязей» подробно расскажут ее представители, которые здесь находятся. Мне же пока хотелось бы выделить следующее: вот уже несколько лет, как Ассоциация в буквальном смысле прописалась (получила юридический адрес) на Подворье Патриарха Московского и всея Руси Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, настоятелем которого ваш покорный слуга является. От этого союза все только выиграли: на Подворье звучат детские голоса, что трепетным звоном отдается в сердцах других, более старших по возрасту, прихожан, вселяет надежды на будущее и радость бытия, а дети, отроки, юношество приобщаются таинств Христовой Церкви — иереи храма освящают, лично на них присутствуя, все основные многочисленные мероприятия, Ассоциацией проводимые.

Порою батюшки сами, по собственной инициативе создают у себя в приходах подобные организации, их возглавляют. Так, в Наро-Фоминском районе Московской области успешно действует детский военно-патриотический клуб «Альфа-Ярославич» под руководством настоятеля церкви Входа Господня во Иерусалим о. Андрея. В Уфе занятия по рукопашному бою в детском военно-патриотическом клубе «Александр Невский» организовал также священник, настоятель одного из местных православных храмов о. Виктор: навыками рукопашного боя он овладел в армии, где служил десантником.

А военно-патриотический клуб села Николо-Павловское Пригородного района Свердловской обл. создан на базе общеобразовательной школы. Но настоятель храма во имя Святителя Николая о. Евгений здесь частый гость, его даже называют «школьным капелланом». Занятия клуба посещают подростки 13−15 лет, самого «опасного», переходного возраста, многие из так называемых неблагополучных семей, с «трудным», как говорят, характером. В клубе существует обширная программа общефизической и спортивной подготовки, за проведение которой отвечает командир взвода отделения милиции. А о. Евгений отвечает за духовно-воспитательную среди ребят работу.

И действительно: кто еще, кроме православного батюшки, расскажет молодым людям, что такие знаменитые русские воины-ратники, как Великие князья Александр Невский, Дмитрий Донской, как непобедимый флотоводец адмирал Федор Ушаков причислены Русской Православной Церковью к лику святых?! Причислены потому, что отстояли в кровопролитных боях не только родные границы, но и родную православную Веру… В школьных учебниках этой правдивой информации дети не находят, потому что школьное образование у нас по сей день отравлено скепсисом атеизма, полнейшим безверием, отечественная история преподносится в искаженном, а то и извращенном виде.

Таких военно-патриотических клубов, включающих в себя спортивную и историко-культурную составляющие, только в Нижегородской области более 80. А вообще по стране их тысячи. Без преувеличения, ими на сегодня накоплен колоссальный и, что важно, действенный опыт работы по воспитанию достойных граждан нашей страны и подготовки молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ. И практически все эти молодежные организации так или иначе патронируются священноначалием Русской Православной Церкви.

Давайте же, насколько нам позволят рамки секционного заседания, обобщим этот опыт. Определим, какое место в военно-патриотическом воспитании молодежи отводится или должно быть отведено Церкви-Матери. Но рассмотрим и нерешенные проблемы.

Одна из таких, на наш взгляд, давно назревших проблем — разобщенность военно-патриотических молодежных организаций подобного типа, Разобщенность эта прежде всего проявляется в организационном плане. Сюда же можно отнести и проблему информационного взаимодействия, а по большому счету — отсутствие у движения единого информационного пространства.

Определенные контакты, сложившиеся формы сотрудничества между различными организациями, занимающимися военно-патриотическим воспитанием молодежи, конечно же, существуют. Как мы знаем, на региональных, межрегиональных уровнях проводятся совместные слеты, сборы, конференции, семинары, совещания. Ряд дружественных печатных и электронных СМИ (интернет-сайтов, порталов) уделяют теме военно-патриотического воспитания отдельные информационные и обзорно-аналитические статьи, рубрики и разделы. Организации сами информируют о своей деятельности: издают информационные листки, брошюры, красочные буклеты. Но регулярность этих контактов оставляет желать лучшего. Да и охват участников, то есть масштабы взаимодействия, чаще всего оставляет желать лучшего.

Вывод напрашивается сам собой: движению необходим единый центр военно-патриотического воспитания молодежи, который бы вплотную и системно занялся сплочением, консолидацией немалых, но разобщенных пока по стране сил, имел бы собственные СМИ (хотя бы минимум — интернет-сайт, бюллетень, журнал или газету). Такой центр вполне мог бы существовать под эгидой Русской Православной Церкви, то есть при ее духовной и организационной поддержке.

Или зададимся таким вопросом: почему военно-патриотическое воспитание молодежи сплошь и рядом остается частным делом отдельных энтузиастов-педагогов, финансируется из их личных доходов (то есть трудятся они чисто идеи ради) или же из средств меценатов-спансоров, но практически никак не субсидируется государством, местными органами власти на местах? А если и субсидируется, то почему эти средства — нерегуярны, крохи они для латания дыр в бюджете того ли иного задуманного организаторами и их воспитанниками мероприятия? По этой, на первый взгляд, банальной причине движение сковано в своем развитии, охватывает десятки, а не сотни тысяч, как предполагается и вполне возможно, наших детей.

Да что говорить: в стране нет единой, выверенной на года вперед Комплексной ГОСУДАРСТВЕННОЙ программы военно-патриотического воспитания молодежи!

Руководители патриотического проекта «Стяг», действующего в рамках московского Фонда «Русская цивилизация», предлагают не только создать такую программу, но и пойти дальше — объявить военно-патриотическое воспитание молодежи одним из приоритетных Национальных проектов, предусмотрев для него должное государственное финансирование. Давайте рассмотрим и эту инициативу, примем соответствующее решение или обращение.

А в заключение хотелось бы напомнить слова Апостола: Вера без дел мертва!

Будем же не только рассуждать и дискутировать — будем действовать!

Игумен Иоанн (Ермаков), настоятель Патриаршего подворья в Сокольниках
1 февраля 2007 г., Москва

http://rusk.ru/st.php?idar=111182

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru