Русская линия
Правая.Ru30.01.2007 

Орлы над «Островом»

27 января состоялась церемония вручения премии Национальной киноакадемии «Золотой орел». Еще до объявления победителей было ясно — лишь один фильм стал подлинной сенсацией, без обилия спецэффектов и мегабюджета. Потому, что снято настоящее русское кино

Речь идет об «Острове», собравшем во время премьеры на канале «Россия» 41% телезрителей, что чуть меньше, чем новогоднее телеобращение президента.

В итоге, «Остров» получил 6 призов из 8-ми возможных. Причем четыре приза — основные: за лучший фильм, за лучшую режиссуру (Павел Лунгин), за лучшую мужскую роль (Петр Мамонов) и лучший сценарий (Дмитрий Соболев). Также «Остров» был удостоен награды за лучшую операторскую работу (Андрей Жегалов) и мужскую роль второго плана (Виктор Сухоруков).

Помимо очевидной уникальности (хочется надеяться, что пока — только уникальности), фильм оказался удивительно кассовым — сборы составили более $ 2 млн. Более того, смотреть «Остров» шла в основном молодежь, причем, по нескольку раз. Да еще стоит прибавить рекорд по кинопросмотру.

Получается, что фильм оказался не просто ожидаемым — он, по словам Никиты Михалкова, явил собой «определенный вектор, и то, что они получили такое количество призов, чего раньше не было, показывает, что сегодня мы имеем дело со здоровым организмом, который идет за своей совестью, за своей профессией».

Поэтому, когда награждали лучшего оператора, зал встал и почтил минутой молчания Андрея Жегалова, скончавшегося несколько дней назад от инфаркта. Оператор, на счету которого множество великолепных фильмов, действительно снял шедевр. Во многом благодаря именно его операторской работе «Остров» обладает такой неподражаемой документальностью.

А художественной правдой наделил картину, конечно же, исполнитель главной роли отца Анатолия — Петр Мамонов. Его награждение и речь-проповедь стали центральным событием церемонии. Победитель, как сообщает корреспондент «Коммерсанта», появился на публике в шерстяной кофте, потертых джинсах и в поношенных спортивных ботинках. Приз ему вручали режиссер Федор Бондарчук и актриса Виктория Толстоганова.

Затем, получив статуэтку, Петр Николаевич произнес свою ставшую уже знаменитой речь.

Начал он с благодарности, но не академикам и родственникам, как полагается по давно принятому формату подобных мероприятий. Благодарил Петр Николаевич Мамонов прежде всего Бога и народ, который его «воспитал и вскормил».

Далее Мамонов коснулся успеха фильма: «Все так восхищаются, устроили мне какое-то идолопоклонство, а мы ведь сделали очень простое кино, и только на общем фоне оно так выделяется». Засвидетельствовавший речь актера журналист заметил, что «это замечание вызвало в зале некоторое смятение. Федор Бондарчук, стоявший за спиной актера, изменился в лице».

Затем Мамонов перешел к социальной значимости фильма: «Я не понимаю, почему люди смотрят фильм „Остров“ и плачут в кинотеатрах, а то, что происходит вокруг нас, никого не волнует. А когда игровой аппарат в магазине стоит? У меня сосед, там, в провинции, где я живу, проиграл все деньги в таком автомате, взял в банке аванс и его проиграл, потом проиграл дом, потом повесился. И вот над этим никто что-то не плачет. А вы все играете, но эта ваша беспечная жизнь приведет к тому, что мы все будем учить китайский язык. Мой внук наверняка будет подсобным рабочим на нефтяной вышке, которой будет управлять китаец. И мужики — к вам обращаюсь: хватит сидеть на порносайтах, пора делом заниматься!».

Далее Мамонов нашел возможность, чтобы в только ему свойственной манере пожалеть президента и воодушевить народ: «А что, Путин это должен решать? Путин — маленький, худенький, он разведчик, что он может… Это мы должны что-то делать».

Закончил свою речь Мамонов практическим призывом: «А мы каждый год убиваем четыре миллиона будущих суворовых и пушкиных. Девки, давайте рожайте!».

Речь буквально взорвала зал — как бы кто ни относился к Мамонову, аплодисменты были громоподобные. И в фойе от Мамонова ни на шаг не отходили журналисты. И под ответы Петра Николаевича корреспондентам: «Кассовые сборы «Острова» показали, что людям не нужна порнуха, «Дьявол носит «Прадо», «все и сразу — и уступи соблазну», и Мадонна, которая лезет на крест в центре Третьего Рима» (в интервью «Российской газете»). Фотографы между тем падали ниц, чтобы заснять такие негламурные, грязные и поношенные спортивные ботинки.

Режиссер Павел Лунгин был не менее популярной фигурой. От него ждали философских речей и выверенных афоризмов. Что и получилось:

«На это можно было пойти только благодаря помощи канала «Россия». Они взяли на себя весь финансовый риск, понимая, как нам казалось, что фильм будет некассовый, что выиграть здесь почти невозможно… Ну, а дальше начали происходить чудеса. Чудо, что канал дал деньги сразу и целиком. Чудо, что все сладилось, что в те дни Белое море не замерзало, потому что мы опаздывали — должен быть встать лед в октябре, а мы до декабря снимали, и не было льда, не ушла эта вода… Потом чудо было, что фильм стал так нравиться. Да, сам я плакал, но то, что плачут другие, каждый раз вызывало у меня волнение и удивление. Ну вот, вдруг оказалось, что страна полюбила этот фильм».

«Еще мне кажется, что в этом фильме есть такое чувство, что вина и грех искупаемы. Понимаете? Он дает надежду на избавление, искупление. Каждый сделал что-то такое, за что ему стыдно и грешно, и вот это чисто христианское чувство, что искупление есть и что прощение есть, я думаю, нашло свой отклик у людей».

«Это обманчивая простота… Это та простота, которая приходит как подарок, которая всем нужна, поэтому это сложная простота. Мне кажется, что это простота, которая есть в житиях святых. Там тоже же просто все. В иконе есть простота. Мы знаем, что это та простота, которая почти недостижима» (цитаты из интервью «Коммерсанту»).

Таким образом, «Остров» оказался рекордсменом премии «Золотой орел» — до него столько призов не брал ни один фильм. И сам юбилей премии стал очередной успешной презентацией фильма в России. Впрочем, он уже вышел и за пределы страны. Удивительно же то, что на «Оскар» от России почему-то отправили «9 роту», провалившуюся уже на предварительных просмотрах. Хотя «Остров» и был среди претендентов на заявку, фильм Бондарчука показался отечественным специалистам чем-то актуальнее. Увы, американским киноакадемикам так не показалось.

Однако, русский фильм о Православии и России ценен, прежде всего, для русского зрителя. И то, что дебют превзошел все самые смелые ожидания — факт. А, значит, по этому пути могут пойти другие, ибо тем великое множество. Об этом же не единожды говорил и Патриарх Алексий. На открытии XV Рождественских чтений Его Святейшество не мог не упомянуть «Остров», заметив, что таких фильмов должно быть намного больше. И российский зритель уже подтвердил правоту этих слов.

http://www.pravaya.ru/dailynews/10 745


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика