Русская линия
РадонежПротоиерей Александр Новопашин,
Станислав Любшин
29.01.2007 

Станислав Любшин: «Православие есть интонация Земли Русской»
Беседа настоятеля собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерея Александра Новопашина с народным артистом РСФСР Станиславом Любшиным

Народный артист РСФСР (1981) Кавалер ордена IV степени «За заслуги перед Отечеством» Лучший актер 1968 года по опросу журнала «Советский экран» (за роль в фильме «Щит и меч») Лучший актер 1979 года по опросу журнала «Советский экран» (за роль в фильме «Пять вечеров») Лауреат Премии за лучшую мужскую роль на МКФ в Йере (1979, за роль в фильме «Пять вечеров»)


— В нашей газете мы часто публикуем интервью с известными людьми: священнослужителями, педагогами, писателями, артистами театра, кино, балета, музыкантами. Наша цель заключается не в том, чтобы ближе познакомить читателя с популярным человеком, рассказать, что он ест или пьет и где и как любит отдыхать. Мы хотим показать красоту души человеческой, чтобы люди, взирая не нее, имели образ для подражания.

— Да-да, образ для подражания… Я часто вспоминаю свою бабушку. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей и внуков. Ко всем имела свой подход, не тыкала, но вразумляла мягко, с любовью. Простая крестьянка, а какой педагог! О таких говорят: душа-человек. Но что скрывается за этими словами? Служение Богу! Ведь, по сути, это выполнение одной из Его заповедей: «возлюби ближнего твоего как самого себя», которая подобна «первой и наибольшей заповеди»: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37−39). «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». И этими заповедями жила Россия. Все равно кто ты — крестьянин или сановный человек, если ты русский, то душа твоя должна быть расположена к Богу. Во время войны бабушка верила, что враг не войдет в Москву. Она часто вставала на колени перед иконами (которые многие к тому времени поменяли на портреты Ленина) и молилась, чтобы Отец наш Небесный отвратил от страны беду.

— Слава Богу, откровенные богоборческие времена прошли, и сейчас никому не возбраняется ходить в храм. Сегодня немало известных людей имеют своих духовников, исповедуются, причащаются Святых Христовых Тайн. Благодаря своей популярности, они и здесь на виду. А во время гонений на Церковь, верующие люди скрывали свою веру. Но «по делам их узнаете их». Мне кажется, что кинорежиссер Владимир Басов, не смотря на свою весьма противоречивую жизнь, делал такие сильные в духовном и патриотическом смысле картины, что под силу только верующим людям. То же самое касается и творчества Василия Шукшина и многих других писателей, режиссеров, артистов того времени.

— Сейчас трудно сказать, верили ли эти люди в Иисуса Христа. Но то, что вся наша культура освящена Православием — это абсолютно точно. И творческие люди, воспитанные в культурных традициях страны, впитавшие их с молоком матери, не могут не создавать высокодуховные вещи, даже если они и никогда не ходили в церковь. Ведь Спасителем совершенно четко сказано: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Спрашивают, был ли верующим Василий Макарович Шукшин. Не знаю. Но знаю точно, что это был русский человек. У него его запись, которую я сейчас воспроизведу по памяти: «Россия вышла из страшных катастроф, сохранила русский язык, не отдавай его никому за понюшку табака». Русский язык. Нельзя постичь культуру, не овладев языком, который является ключом к глубокому пониманию культурных и духовных ценностей. Если бы не русский язык, были бы у нас Пушкин, Лермонтов, Бунин?.. Их гениальные произведения гениальны потому, что они владели русским языком, который велик и совершенен. Осмелюсь замахнуться на гения: владел ли так же языком Лев Николаевич Толстой? Почитайте прозу Пушкина, Лермонтова, или прозу Шукшина, а затем раскройте Толстого и вы увидите, что язык Толстого ни в какое сравнение не идет с русским языком этих великолепных творцов. Не могу удержаться, чтобы не процитировать… Лермонтов: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками… На запад пятиглавый Бештау синеет, как „последняя туча рассеянной бури“; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?..» Вот образ! Картина! А каким языком рассказано! Или Бунин: «Осенней парижской ночью шел по бульвару в сумраке от густой, свежей зелени, под которой металлически блестели фонари, чувствовал себя легко, молодо и думал…» Образ! Язык! Я уж не говорю о Пушкине…

— Есть люди, которые высказываются против введения в школах предмета «Основы православной культуры». Они прекрасно понимают, о чем идет речь, но специально сравнивают предмет с Законом Божиим, чтобы вызвать нездоровые чувства у атеистов, экуменистов и прочих духовно безграмотных людей. А ведь именно на уроках Основ православной культуры детям расскажут о русской иконописи, русском деревянном зодчестве, работах православных живописцев, произведениях великих русских писателей и поэтов. Чтобы понять, почему «Троица» Рублева живет в веках, что подтолкнуло Васнецова к написанию картины «Богатыри», о чем писал Достоевский в «Идиоте» или «Бесах», нужно знать, чем жил русский народ, какой духовной пищей питался, в какой культуре воспитывался.

— Сейчас так мало осталось по-настоящему русского. Боролись с религией, разрушали храмы, но на самом деле разрушали культуру русского народа. Потому что культура наша — православная, и русская культура и Православие — это одно целое. Культурный человек — это верующий человек, любящий свою Родину, сопереживающий ее народу. А если нет веры, нет любви, нет сопереживания, то откуда же взяться культуре?..

— «Уничтожение очагов культуры есть форма крушения нации», — эти слова принадлежат Гитлеру.

— Но ведь этот супостат не русский человек! А как же мы, русские, своими руками разрушали собственную культуру? Как могли разрушить храм Христа Спасителя, являвшегося символом величия русского оружия — веры в Христа?! Ведь именно верой была сильна Русь. Вера обеспечивала нашим войскам блистательные победы. Как говорил великий русский святой Александр Невский? «Не в силе Бог, а в правде»! Слава Богу, Православие нерушимо. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20), — сказал Господь. И сейчас мы видим возрождение веры. Очень надеюсь, что гонений на Церковь, по крайней мере, видимых, больше не будет.

— Я очень внимательно следил за сериалом «Земное и Небесное». Замечательные истории, ведущие — не просто прекрасные артисты, а православные христиане. Алексей Петренко, Владимир Ильин, Никита Михалков, Ирина Купченко, Валерий Золотухин… Вы, Станислав Андреевич, рассказывали в фильме об Андрее Боголюбском. Каково ваше впечатление о сериале?

— Все святые были великими подвижниками. Для них понятия Веры и Родины сливались воедино. Это были патриоты. Они готовы были погибнуть в страшных мучениях, пойти на сжигание, на кол, но только чтобы жила святая земля русская. Во время работы над фильмом я это не понял — я это почувствовал сердцем! В этом фильме принимал участие и рок-музыкант из Ленинграда Юрий Шевчук. Когда я впервые узнал о том, что Юрий исповедует Христа, я был просто потрясен. В таком жанре — и верующий человек.

— Константин Кинчев, лидер некогда скандальной группы «Алиса», тоже стал православным христианином. Я был на его акустическом концерте. Он поет, и в перерывах между песнями отвечает на вопросы своих почитателей, рассказывает, как бороться с грехом, какая разница между регистрацией брака и венчанием, почему люди должны ходить в церковь. Это проповедь. Я узнал, что его духовный отец — протоиерей Владислав Свешников из московского храма Трех Святителей на Кулишках. Когда в очередной раз был в Москве, я отыскал батюшку и поблагодарил его за его духовное чадо.

— Пути Господни неисповедимы.

— В заключение нашей беседы, не могли бы вы, Станислав Андреевич, сказать несколько слов нашим читателям, среди которых есть неправославные, поскольку газета рассчитана, и на невоцерковленную аудиторию.

— Каждый человек должен ощущать свою принадлежность к религии, даже если он не религиозный человек. Православие есть интонация земли русской! Она дает русским людям ту могучую духовную силу, которой всегда славился наш народ. Помните об этом.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2156


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика