Православие.Ru | Антон Поспелов | 27.01.2007 |
История города с таким чудным названием неотделима от его церковной истории. Первое русское поселение на месте нынешнего Благовещенска появилось в XVII веке, когда знаменитый Ерофей Хабаров основал в месте слияния двух рек — Амура и Зеи — Зейский острог. Чуть позже патриарх Никон снарядил в эти края первую православную миссию. Однако после заключения Нерчинского договора (1689) русским пришлось покинуть левобережное Приамурье, но мечта освоить эти земли не оставляла наших предков.
Через два столетия, в 1856 году[1], сюда на плотах прибыли 60 казаков, основавших Усть-Зейский военный пост. Почти все они погибли в первую же зиму: «Отряд, поместившись в вырытых землянках, крайне скученно, подвергся страшным лишениям от холода, голода и болезней. Большая часть его погибла от тифозной горячки, а оставшиеся в живых были не в силах даже приготовить умершим могилы, и порешили срубить из бревешек двухсаженных квадратную мертвокладную, куда и положили до весны своих товарищей, положивших живот свой за страну сию"[2].
Написавший эти строки первый амурский священник Александр Сизой прибыл в Усть-Зейский пост[3] годом позже. С собой он привез походную церковь во имя святителя Николая Чудотворца и святой антиминс. Усопшие казаки были перезахоронены, а само здание бревенчатой мертвокладной перенесли на место походной церкви и устроили из него церковный алтарь. Так первое здание Благовещенска стало зданием его первого храма.
В 1858 году[4] генерал-губернатор Н.Н. Муравьев подписал Айгуньский договор с Китаем, по которому весь левобережный Приамурский край отошел России. Он же предложил императору Александру II переименовать станицу в город Благовещенск: «Считаю необходимым учредить в этом месте город, а как сопутствующий в настоящую поездку на Амуре высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, заложил 9 мая в Усть-Зейской станице храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, то и полагаю приличным дать новому городу наименование «Благовещенск""[5].
Так, в день памяти святителя Николая Чудотворца (9 мая по ст. ст.) город получил свое имя[6], а вместе с ним — и особое покровительство Царицы Небесной и самого любимого русским народом святого. В 1868 году Благовещенск стал хранителем главной Амурской святыни — чудотворной Албазинской иконы Пресвятой Богородицы «Слово плоть бысть», принесенной в эти края старцем Гермогеном еще в XVII веке. Край активно развивался[7], строились храмы и монастыри, росло население…[8]
Но в XX веке на 70 лет по общему оскудению в вере[9] и грехам своим наш народ оказался в безбожном пленении, и все радужные перспективы развития края испарились, «яко не бывшие». С «перестройкой» место одной материалистической идеологии заняла другая. В погоне за золотым тельцом город широко распахнул свои двери бизнесменам Китая. И те, не имея возможности играть в азартные игры у себя на родине[10], сделали удел Пресвятой Богородицы своим игорным домом: к 2006 году Благовещенск вышел на третье место в мире по количеству казино на душу населения.
Нелегко пришлось назначенному в 1994 году на Благовещенскую и Тындинскую кафедру епископу Гавриилу (Стеблюченко). Первую свою литургию на амурской земле владыка вынужденно служил в здании бывшего костела, так как из существовавших до революции 20 православных храмов[11] в городе не осталось ни одного. Все они были уничтожены большевиками, несмотря на то, что по уникальности архитектуры являлись несомненным украшением города, его славой. Деревянная Никольская церковь, свидетель подвига первых поселенцев, простояла больше века, но и она в 1980 году была уничтожена.
Первым, за что взялся владыка, было строительство кафедрального собора. К 2003 году всем миром был построен и освящен красивейший каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на месте той самой Никольской церкви, рядом с могилой отца Александра Сизого, первого ее настоятеля. И именно здесь братия и хор московского Сретенского монастыря сослужили архиепископу Благовещенскому и Тындинскому Гавриилу в канун и в самый день памяти святого Николая Угодника 19 декабря 2006 года. И мы верим, что неслучайно. Верим, что в этом, как и во многих других «совпадениях» этой поездки проявилось несомненное действие Промысла Божия, пекущегося о нашем спасении и действующего подчас даже через таких грешных людей, как мы.
8:00. Первое утро в Благовещенске. Кругом снег. По сравнению с Москвой удивительно тихо. Сквозь окно гостиницы видна часть улицы и проезжающие белоснежные японские автомобили. Из отечественных машин довольно много желтых маршруток — «Газелей». Не знал, что «Газель» может завестись при 40 градусах мороза.
09:00. Выезжаем на обзорную экскурсию по городу. Первое, что поражает, — прямолинейная застройка города. В нем невозможно заблудиться, так как все улицы прямые и, что важнее, параллельны либо Амуру, либо Зее, которая вливается в Амур практически под прямым углом. Из-за сильного мороза через каждый квартал стоят машины «скорой помощи». Часть их курсирует по городу и, отыскивая тех, кто может замерзнуть, отогревает несчастных. Честь и хвала благовещенским медикам: остаться на улице при таком морозе равносильно смерти.
Возлагаем цветы к памятникам святителю Иннокентию (Вениаминову), воинам-амурцам, погибшим в Великую Отечественную войну (1941−1945) и генерал-губернатору Н.Н. Муравьеву[12]. Неподалеку от памятника погибшим воинам — воссозданная в 2005 году триумфальная арка. Когда-то, в 1891 году, через ее предшественницу проходил будущий государь-страстотерпец Николай Александрович, тогда еще цесаревич. «Земля Амурская была, есть и будет русской», — гласит надпись на арке. Интересно, знают ли об этом китайцы? Судя по некоторым их планам развития Дальнего Востока, — нет.
Через арку выходим на набережную замерзшего Амура. Река в дымке, слепит солнце. На другом берегу — Китай, высотки его стремительно развивающегося города Хэйхэ. Контраст с пятиэтажным, застроенным «хрущовками» Благовещенском, разительный. Ясно, куда нацелен вектор развития приграничных китайских территорий[13].
На центральной площади имени Ленина — выставка ледяных и снежных скульптур, что для нас, приехавших из слякотной Москвы, почти экзотика. Среди экспонатов — китайский «божок счастья», характерный китайский лев и не менее характерный китайский дракон с табличкой «Не входить. Опасная зона» над пастью. Хорошо бы нам поменьше заигрывать с такими образами!
Пальцы замерзают окончательно, фотоаппарат превращается в трудно управляемую игрушку. Наконец-то мы садимся в теплый автобус и едем в амурский краеведческий музей. По дороге узнаю, что, начиная с «перестройки», в Благовещенске не разрушили ни одного памятника архитектуры и даже несколько исторических памятников, таких как триумфальная арка и Гостиные ряды, восстановили. Как это не похоже на Москву, лишившуюся за последние годы сотен своих памятных мест!
10:20. Мы в краеведческом музее. Богатство животного и растительного мира здешних мест поражает. Недаром наши предки стремились освоить эту землю и утвердиться на ней: «Добрые хлебородные земли, черностию земля в человеческий пояс… На той Даурской земли всякой хлеб родится: рожь и яровой из единой меры родится 50, 60 и 70 мер; а по великой реке Амуре, по берегам и островам, сам собой виноград растет кроме человеческого труда; в великой реке Амуре… рыб: белуг чистых, больших калужек, осетров, стерлядей, сазанов и всякой мелкой безчисленно много, и всякие безчисленные ягоды родятся, иные же им имены не знати. А с левой стороны Амура… зело великие леса и всякого зверя без числа много"[14].
До сих пор в Амуре водится калуга — рыба, которая в 80-летнем возрасте достигает длины 5−6 метров и веса больше тонны. Из зрелой 15-летней рыбины извлекают до 20 ведер черной икры. Хорошо бы приехать сюда летом… В одном из залов стоит чучело тигра, забредшего в город относительно недавно. Или не приезжать?
Отдельный зал посвящен амурским первопроходцам. В его центре — точная модель Албазинского острога и список чудотворной Албазинской иконы Пресвятой Богородицы. Там же два памятных бревна — единственное, что осталось от Никольской церкви после ее уничтожения.
Странно оформлена экспозиция, посвященная предреволюционному периоду города: под сверкающим двуглавым орлом — криво развешенные фотографии государя-страстотерпца Николая II, его семьи и верных солдат. Зато революционных залов несколько. Можно подумать, что вся история города, названного в честь Благовещения Пресвятой Девы, состояла из подготовки революций, организации стачек и забастовок.
12:30. После обеда — встреча с архиепископом Гавриилом. Владыка благодарит отца Тихона и хор за то, что они откликнулись на его просьбу посетить епархию, «взбодрить» ее.
Целый год потребовался на подготовку этой поездки. Никто уже не верил, что обещание приехать было дано всерьез. И вот теперь, когда все здесь, по мнению владыки, происшедшее — несомненное Божие чудо, чудо Пречистой Божией Матери. Владыка награждает всех памятными медалями в честь Албазинской иконы Пресвятой Богородицы и благословляет не снимать эти медали на территории его епархии.
14:00. Пресс-конференция архимандрита Тихона, братии и семинаристов. Оказывается, СМИ только о приезде московских гостей и говорят. Задают множество интересных вопросов. Саму пресс-конференцию транслируют по телевидению и радио.
15:50. Впереди — трехчасовое всенощное бдение. Опасаясь, что не хватит места на flash-карте под фотографии, отправляюсь в центр города. Подхожу к белоснежному такси. Водительское место пустует, на правом переднем сиденье спит какой-то мужчина. «Вот это доверие пассажирам», — думаю я. И зря. Водитель на месте: просто автомобиль праворульный.
16:30. Мы в кафедральном соборе. Хористы поднимаются на клирос. В ожидании преосвященного Гавриила осматриваю собор. В нем три придела. Главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, боковые — во имя особо чтимых святителей: Николая Чудотворца и Иннокентия (Вениаминова), просветившего евангельским светом весь Дальний Восток. Фресок пока нет. «Богородичного» синего цвета софринский живописный иконостас. В центральном приделе главная святыня края — чудотворный Албазинский образ Пресвятой Богородицы «Слово плоть бысть». Там же большая икона святителя Иннокентия (Вениаминова) с частицей мощей. В боковых приделах — ларцы-мощевики. В одном из них с удивлением замечаю частицу мощей «святителя Никона, Патриарха Московского"… На его сугубое почитание здесь, наверное, повлияло то, что именно он учредил православную миссию в Приамурье в 1671 году.
17:00. В собор входит архиепископ Гавриил, и начинается служба. Храм заполнен. Ощущение родства и единства с молящимися усиливается знакомыми московскими богослужебными распевами, знакомыми голосами клирошан и даже видом солеи, ограда которой — точно такая же, как в соборном храме московского Сретенского монастыря[15]. Владыка служит чинно, не спеша, звонким голосом четко выговаривает слова. Четко читают канон уже знакомый нам отец Иннокентий и еще один священноинок. Елеопомазание длится долго — много народа. Среди богомольцев отрадно видеть серьезных, сосредоточенных на богослужении мужчин, юные чистые лица подростков…
Служба закончена. По последнему разу все прикладываемся к аналойной иконе святителя Николая — того, кто многократно творил чудеса на Амурской земле и, верим, устроил и наш приезд в этот богоспасаемый город. По умиротворенным и кротким лицам благовещенцев видно, что на службе людям удалось главное — помолиться. И слава Богу!
(Окончание следует.)
________________________________________
[1] Именно эта дата и считается датой основания города.
[2] Цит. по кн.: Игнатий (Чигвинцев), иеромонах. Албазинская святыня: Книга об истории Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть». Благовещенск, 2004. С. 35.
[3] Тогда Усть-Зейский пост был уже переименован в Усть-Зейскую станицу.
[4] 16/29 мая 1858 г.
[5] Цит. по кн.: Игнатий (Чигвинцев), иеромонах. Албазинская святыня… С. 40.
[6] Сначала город хотели назвать Россиеславом или даже Чернорецком, поскольку именно так монголы и китайцы называли реку Амур: для монголов она «Хара-Мурэн» — «Черная река», для китайцев — «Хэйлунцзян» — «Река черного дракона».
[7] Писатель Антон Павлович Чехов оставил такой отзыв о Благовещенске 1890 года: «Жизнь здесь кипит такая, о какой в Европе и понятия не имеют».
[8] Динамика прироста населения была такова, что к 1940 г. в Амурской области должен был появиться миллионный житель. В действительности же миллионный житель появился только к 1980 г.
[9] Показательно, что Дальний Восток и Сибирь дольше других регионов России сопротивлялись большевикам.
[10] Азартные игры запрещены китайским законодательством.
[11] Включая домовые храмы.
[12] Сами эти памятники находятся в разных частях города. Близко друг от друга стоят только памятники погибшим воинам и генерал-губернатору Н.Н. Муравьеву.
[13] Уже в Москве я узнал, что Хэйхэ — вовсе не многомиллионный город, как можно подумать. Его численность — 180 тыс. человек, а высотки на берегу Амура — своеобразная ширма, прикрывающая одноэтажные лачуги на задворках города. Но сам факт появления этой «ширмы» несомненно свидетельствует о громадном интересе правительства Китая к Благовещенску и другим приграничным российским территориям.
[14] Венюков Никифор. Описание новыя земли, сиречь сибирского царства (цит. по кн.: Игнатий (Чигвинцев), иеромонах. Албазинская святыня… С. 12).
[15] Нигде больше я такой ограды солеи не встречал.