Русская линия
Татьянин день25.01.2007 

Подвиг мученицы Татианы

«Казалось бы, странно, почему покровителем Университета является не святитель, не ученый муж, не многомудрый проповедник, а мученица. Однако теперь, по прошествии времен лихолетья, мы можем явственно увидеть в этом Промысел Божий. Университетская домовая церковь сама должна была пройти мученическим путем, путем страданий, надругательств и осквернения. Но знаем мы и то, что Господь всегда укрепляет страдающих за Имя Его, так что самые лютые истязания не приносят им вреда, но обращаются против самих же мучителей. Мы видим это в житии святой мученицы Татианы, видим и в судьбе нашего храма, видим и в судьбе России…».
Из проповеди настоятеля храма мученицы Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова

Мученица ТатианаСвятая мученица Татиана родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием и научил ее Божественному Писанию. Когда святая Татиана достигла совершеннолетнего возраста, она решила проводить жизнь свою и девстве и целомудрии, невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она Ему Единому служила день и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою н порабощая ее духу. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диаконисой. [1] и, подобно бестелесным ангелам, служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом. Она пострадала следующим образом.

Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антоний Гелиогабал[2] Антоний Гелиогабал, римский император, царствовал с 218 по 222 год; был крайне развращенным человеком, поэтому скоро навлек на себя презрение солдат.

Он усыновил своего двоюродного брата, благородного Александра Севира, но когда в этом раскаялся и стал покушаться на жизнь нареченного сына, был умерщвлен солдатами, и тело его, влекомое по граду с поруганием, было брошено в реку Тибр, на царский престол возвели Александра[3], юного шестнадцатилетнего отрока. Его матерью была христианка по имени Маммея; от нее он научился почитать Христа, но несогласно с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и поклонялся им, как древним богам римским. В его дворце находились изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея[4] и многих других. Сам Александр как сын христианки не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно притесняли их. Так как Александр был слишком молод, то управление государством поручили некоторым из членов совета; главным среди них был городской епарх[5] Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли всем. Они-то и разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так называли христиан) всюду понуждать поклоняться римским богам, угрожая им в случае неповиновения лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги дьявола: комит[6] Виталий, кувикулярий[7] Васс, доместик[8] Кай. Тогда и в Риме, и во всех областях римского государства полилась кровь христиан, подобно воде. Их не щадили — подвергали мучениям и предавали смерти.
В то время и святая дева Татиана была схвачена язычниками и приведена в храм Аполлона. Ее хотели принудить поклониться этому идолу.

Она же поклонилась истинному Богу, н вдруг произошло землетрясение: идол Аполлона упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов. Дьявол, обитавший и идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.
Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения. Сначала они стали бить ее по лицу и терзать очи ее железными крючьями. Вскоре сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших ей раны было твердо, как бы наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая мученица. И ангелы невидимо стояли около святой и наносили удары тем, кто мучил святую Татиану, так что мучители взывали к беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить мучения, они говорили, что они сами больше страдают, чем сия святая и невинная дева.
Татиана же, мужественно претерпевая страдания, молилась за своих мучителей и просила Господа, чтобы Он отверз им свет истины. И молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех ангелов, окружавших святую, услышали глас с небес, бывший к святой деве, и пали пред нею на землю и стали молить ее: «Прости нас, служительница истинного Бога, прости, ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучения». Все они (их было восемь человек) уверовали во Христа и восприняли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и, наконец, усекли им главы.

На другой день неправедный судья, воссев на судилище, опять приказал привести на мучение святую Татиану. Она же предстала пред своим мучителем совершенно здравой. Лицо ее было спокойно и радостно. Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла жертву идолам, но старания его оставались тщетными. Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег, и когда стали резать его, то из ран, вместо крови, истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Святая же, воззрев на небо, молилась во время этих мучений. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись.

Ибо, как и прежде, ангелы Божии невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносит удары железными палками. Наконец, девять из них умерло, пораженные ангельской десницей, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их — бездушные идолы.

Так как уже приближался вечер, то святую ввергли в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и ангелы Божии славословили вместе с ней. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены. Сначала ее стали ласково и льстиво уговаривать, чтобы она принесла жертву великой богине их — Диане[9]. Святая дева сделала вид, что согласна последовать их совету. Ее повели в храм Дианы. Бес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал приближение святой девы и стал громогласно взывать: «Горе мне, горе мне! Куда бежать мне от Твоего Духа, Боже Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма, гонит меня?» Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением и, возведя свои очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался страшный удар грома и заблистала молния: огонь, упавший с неба, попалил храм с идолом, жертвы, жрецов; множество из неверующих, опаленные молнией, замертво упали на землю. Тогда повели святую Татиану в претор[10], подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. После этого святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее от ран и восхваляли ее мужественное страдание.
На утро святую Татиану привели в цирк[11] и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал святую.

Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Когда же льва хотели было увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника, по имени Евмения, и растерзал его.
Святую Татиану снова повесили и снова начали строгать ее тело, но снова Ангелы невидимо наносили удары ее мучителям, и те падали мертвыми. Тогда святую ввергли в огонь, но и огонь не вредил ей: сила огненного пламени стихала, как бы почитая рабу Христову. Нечестивцы же все эти явные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию; они остригли ей волосы, надеясь, что ее чары будут более недействительны. Они думали, что в волосах своих святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя повредить ей. Посему они остригли ей волосы и заключили ее в храм Зевса[12]. Безбожные думали, что святая никак не может более повредить их божеству, потому что с потерей волос она лишилась и силы волхвования.

Два дня провела святая заключенной в этом храме. Небесный свет, который всегда ее осиял, разливался и в храме, и Ангелы ободряли и утешали ее.

На третий день пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву своему богу Зевсу. Отворив храм, они увидели, что идол их упал и разбился, а святая Татиана пребывала в радости о имени Господа Бога. Тогда ее привели в судилище. Судья, не зная, что еще сделать с ней, изрек ей смертный приговор, и святая Татиана была усечена мечом[13]. Вместе с ней казнили отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со своей дочерью за имя Христово. Оба они сподобились от Господа получить венцы мученические от Христа Бога, Ему же слава во веки. Аминь.

Примечания:

[1] Обязанности диакониссы состояли в посещении больных женщин и уходе за ними, в приготовлении женщин ко крещению, в «служении пресвитерам при крещении женщин для благоприличия», в надзоре за назначенными для женщин входами в богослужебные собрания и т. п.
[2]
[3] Александр Севир царствовал с 222 по 235 год.
[4] Апполон почитался богом солнца и просвещения, а также общественного благополучия и порядка, охранителем закона и божеством предсказания будущего. Орфей — герой греческих мифов, сила пения которого была столь велика, что он приводил в движение деревья и скалы и укрощал диких зверей.
[5] Епарх — начальник крепости, комендант.
[6] Комит — высший чиновник при императоре.
[7] Кувикулярий — царский постельничий.
[8] Доместики — стража римских императоров.
[9] Диана (Артемида) — греческая богиня луны и охоты.
[10] Претор — судебное место, где заседал начальник римский или судья.
[11] Цирком называлась площадь, отгороженная рядом скамей или стеною. Там происходили состязания бойцов между собой и со зверями. На эту площадь или арену бросали и христиан, а потом выпускали хищных зверей, которые содержались при цирке в особых клетках.
[12] Зевс (Юпитер) — греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей.
[13] Св. мученица Татиана пострадала во время гонения, воздвигнутого на христиан на четвертом году царствования Александра Севира, в 226 году.
http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=130

Протоиерей Максим Козлов

Почему Татьянин день — праздник студентов?

Газета «Известия» 24.01.2003
Обычно на этот вопрос отвечают, что 12 января 1755 года (по старому — юлианскому — календарю) императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об основании Московского университета. Якобы друг Ломоносова Иван Иванович Шувалов, императрице сей указ предложивший, выбрал именно этот день потому, что мать его звали Татьяной. И вот логическая цепочка: день рождения Московского университета — соответственно Татианинский храм — соответственно главный российский вуз… И Татиана, небесная покровительница всех российских студентов. В такой, казалось бы, очевидной версии есть очевидные натяжки.

Начать с того, что храм Мученицы Татианы был освящен в 1791 году, когда уже ни Елизаветы Петровны, ни Ломоносова, ни Шувалова в живых не было. И связывать освящение храма с датой 12 января, когда университет, собственно говоря, существовал еще только на бумаге, можно достаточно условно.

Естественно было бы посвятить университетский храм кому-либо из святых, связанных с ученой или богословской деятельностью. Тем не менее, была выбрана мученица, о которой на самом деле мы знаем не так много: жила в Риме в III веке девица, была диакониссой — древний церковный чин, означавший милосердное или, как бы теперь сказали, социальное служение ближним. Исповедала себя христианкой и, претерпев страдания, приняла мученический венец.

Существуют ли некие сопряжения между Татианой и российским студенчеством? Или даже чуть шире — между Татианой и той частью русского общества, которое называли образованным сословием, а теперь — интеллигенцией. Во-первых, Татиана своей жизнью свидетельствовала единство слова и дела, далеко не всегда достигаемое образованными людьми. Татиана была, как мы знаем, девицей, явила в своей жизни добродетель чистоты и целомудрия. Если в душе твоей нет чистоты и стремления жить по правде Божией, то все твои проповеди и призывы к исправлению других будут тщетны. Наконец, еще одно важное обстоятельство: она сочетала со своими вероучительными убеждениями активную деятельную любовь к ближним. Тоже редкостная добродетель у людей, занятых науками.

И последнее. Был такой римский император Александр Север, можно сказать, религиозный глобалист той эпохи. Он собрал в Пантеоне изображения богов, которые чтились народами империи: поклоняйтесь кому хотите, но никого не считайте безусловно истинным. Настоящие христиане, среди них была и Татиана, не могли согласиться, что Христос — «один из». Настаивание на исключительности вероучительной истинности, если оно не сочетается с любовью, становится фанатизмом, но у Татианы эта убежденность в истине Христовой была соединена с любовью к людям. Убежденность в истинности христианства, с одной стороны, и, с другой, отсутствие фанатизма — вот путь святости, который тоже столь важен сегодня.

http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=789


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика