Русская линия
Православный Санкт-Петербург25.01.2007 

Татиано, моли за чтущих тя

Наверное, ни в одном храме Санкт-Петербурга не работает столько женщин, носящих имя св.мч.Татианы, как в Воскресенском храме у Варшавского вокзала: преподаватель воскресной школы Татьяна Залётова, редактор храмовой газеты «Вифлеемская звезда» Татьяна Сингариева, учитель музыки в воскресной школе Татьяна Ажогина и другие. А недавно Татьяны заказали икону своей небесной покровительницы для храма. Написать образ святой мученицы взялась ещё одна Татьяна — иконописец Татьяна Кит. Настоятель храма архимандрит Сергий (Стуров) благословил отвезти икону, когда она будет написана, в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и освятить на мощах св.мц.Татианы. Сегодня Татьяна Кит у нас в гостях.

— Да, действительно, есть такая задумка, отвезти икону для освящения в Псковский монастырь. Как известно, в XIX веке святая десница мученицы Татианы была подарена дочери последнего русского царя Татьяне Романовой. После прихода к власти большевиков и мученической кончины царевны святую реликвию долгие годы скрывали у себя верующие, а в 1997 году передали её в Псково-Печерский монастырь в храм Архистратига Михаила.

— Когда речь заходит об иконописцах, в сознании рисуется светлый образ Андрея Рублёва. А современные иконописцы — кто они, как ими становятся? Расскажите немного о себе.

— Когда наша семья переехала с Украины в Курск, папа стал трудиться в Курской Коренной Рождество-Богородицкой мужской пустыньке, и мы с сестрой Еленой воспитывались при монастыре.

Потом я поступила в Курскую духовную семинарию на иконописное отделение. До революции здесь существовала замечательная школа живописи, и старые мастера-иконописцы украшали фасады Коренной Пустыни фресками. Интересны были 14 больших картин на тему чудес Курской Коренной иконы Божией Матери. К сожалению, в советские времена всё было разрушено, разграблено, храмы и колокольня монастыря взорваны, мельницы, сады, кладбище уничтожены… Слава Богу, теперь всё восстанавливается. Настоятель там — бывший военный, человек жёстких правил, и нас — молодых иконописцев — держали в военном режиме. По окончании мы с подругой поехали в Киево-Печерскую Лавру помолиться и посмотреть их иконописную мастерскую, как там работают мастера. Была мечта и потрудиться во святой Лавре. Привезли показать свои работы. Работы наши понравились, и нас попросили остаться, потому что там всё только начиналось и не было людей, умеющих писать иконы, а работы было очень много. Мы остались жить при мастерской. Господь благословил наш труд — теперь наши иконы есть не только в храмах Киево-Печерской Лавры, но и в разных странах мира. Паломники из-за рубежа заказывали нам иконы.

А над иконой св.мц.Татианы я буду работать вместе с сестрой, ныне матушкой Еленой, супругой о. Феодора Кузнецова. Она сейчас заканчивает иконописную школу при Санкт-Петербургской духовной семинарии.

— Икона не картина. Значит, чтобы писать образы Спаса, Богородицы, святых нужно, чтобы душа иконописца находилась в каком-то особом состоянии, к этому нужно особо готовиться?

— Перед иконой должно возникать благоговейное, молитвенное состояние. Ведь икона — окно в Божий мир. Поэтому молюсь… Но когда чувствую, что не удалось передать через образ дух того или иного святого, что получается не икона, а просто картина — безжалостно всё счищаю и начинаю работу заново.

— И всё-таки, на мой непросвещённый взгляд, мне кажется, что иконы старых мастеров отличаются от икон современных. На старых иконах лики святых живые, их глаза смотрят прямо в душу, будто спрашивают: с чем пришла, раба Божия? А на многих современных иконах глаза, простите, нарисованные…

— Да, здесь главное не торопиться, писать с молитвой. К сожалению, в наше время всё сложнее сосредоточиться. Кроме того, старые иконы — намоленные.

— У каждого из нас возникают, если позволительно так выразиться, личностные отношения со святыми. Некоторых святых мы особо почитаем, любим и молимся им, прося защиты и помощи. Но как быть, если вы не чувствуете какого-то святого, а пришёл заказ написать его образ?

— Читаю житие этого святого, молюсь ему. Ведь чтобы написать икону подвижника благочестия, надо прежде полюбить его, понять его жизнь, проникнуться его духовным подвигом. Всё приходит в своё время.

Я очень люблю писать образы Пресвятой Богородицы, Свт. Николая Чудотворца — это особо почитаемый мною святой. Писала также иконостасные, аналойные, семейные и мерные иконы. Раньше на Руси был благочестивый обычай: после рождения ребёнка родители или крёстные заказывали так называемую мерную икону — образ святого, чьим именем крещён младенец, в рост младенца.

— А в Воскресенском храме тоже есть ваши иконы?

— Да. В храме висит икона прп. Серафима Вырицкого, а в алтаре — образы сщмчч. Философа Орнатского и Вениамина митрополита Петроградского. Сейчас вместе с матушкой Еленой работаем над образами св.кн.Анны Кашинской и, как вы уже знаете, св.мц.Татианы.

— Вот удивительно: ни в житии св.мц.Татианы, ни в каких других источниках нет сведений, что при жизни святая покровительствовала безпокойному племени студентов. Почему же день поминания св. Татианы оказался связан со студенчеством?

ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ, КАК ЭТО БЫЛО
12 января 1755 года Елизаветой I был подписан Указ об открытии в Москве первого российского университета. В 1791 году на Пасху при университете была открыта церковь Татианы Мученицы. Убранство для неё прислала сама Екатерина. Затем последовал Указ Николая I, распорядившегося праздновать не день открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так, волей монарха, появился студенческий праздник — Татьянин день. Тон этому празднику был задан ещё в 1755 году: торжества были проведены в петровских традициях — торжественные речи, богослужения, а затем иллюминация, фейерверк, угощения, театральные представления. С тех пор так и повелось. В.А.Гиляровский вспоминал: «Толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроём, вчетвером на одном извозчике и горланили песни». Под утро швейцары гостиниц и ресторанов подписывали мелом на спинах молодёжи адрес, и их развозили по домам «уцелевшие» товарищи. Полиция имела указание: в этот день не арестовывать «качающихся» студентов.

— Всё это так. Действительно, студенты, месяцами корпевшие над учебниками, отсиживающие лекции, а многие ещё и подрабатывающие, в этот день позволяли себе раскрепоститься. В этот день отменялись все различия — возрастные и сословные; и маститые учёные, и важные чиновники ощущали себя в этот день студентами, вспоминая молодость… Но нельзя забывать, что в первую очередь это церковный праздник, день памяти мц.Татианы. Дочь богатого римлянина, она избрала духовный путь, стала диакониссою Римской церкви, ухаживала за больными, помогала малоимущим. За веру Христову святая подверглась жестоким мучениям: ей выкалывали глаза, резали бритвами, пытались сжечь, но всякий раз Бог посылал ей исцеление. Многие мучители, потрясённые её стойкостью, уверовали. Даже львы не растерзали деву, а кротко лизали ей ноги. После долгих мучений святую усекли мечом.

— Замечательно, что этот праздник родился в России, а не пришёл к нам с Запада, как праздник св. Патрика или навязываемый нам странный праздник несуществующего св.Валентина. Но интересно, ещё где-то помимо России празднуется Татьянин день?

— Это любимый праздник студентов Белоруссии, Украины, многих бывших союзных республик и Финляндии. Кстати, в 1995 году День студентов, которым покровительствует св. Татиана, был официально узаконен в России. При Московском университете снова открылась домовая церковь мц. Татианы, и при Оренбургском госуниверситете действует церковь мученицы, куда игумен Псково-Печерского монастыря Евсевий передал частичку мощей святой.
Адрес: 198 005, СПб, наб. Обводного канала, 116. Тел.316−00−93.
Записала Ирина РУБЦОВА

http://www.piter.orthodoxy.ru/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru