Русская линия | Дмитрий Скворцов | 22.01.2007 |
Как известно, Национальный университет «Киево-Могилянская Академия» (НаУКМА) располагает 22 кафедрами — от управления и предпринимательства до мультимедийных систем. Но только одна из них имеет отношения к описанному событию — философии и религиоведения. Причем собственно за «опиум народу» отвечает в ее составе лишь секция религий. Причем всех — от сайентизма до тантризма.
Как же это разнообразие далеких от Православия предметов согласуется с завещанием основателя академии Петра Могилы, который: «именем Божиим» умолял ее попечителей, чтобы «этот единственный залог православной Русской Церкви… вечно пребывал для умножения славы Божией и образования православных детей». С этим вопросом мы обратились к завсекции религии кафедры философии и религиоведения Сергею Головащенко.
— Вы тут все смешали в одну кучу, — любезно пояснил нам Сергей Иванович.
— Чтобы детально ответить, нам надо подготовить этот вопрос. Ведь когда речь идет о современном статусе светского университета, вырывать из контекста Могилу и цитировать неуместно. Согласитесь, когда жил Петр Могила, речь не шла об университете.
Разумеется, еженедельник «2000» ни коим образом не выступает за лишение НаУКМА самостоятельно формировать учебную программу. Но зачем же при этом использовать раскрученный общенациональный бренд «рассадницы духовного просвещения» (Летопись Голосеевской пустыни)? Ведь даже прямая преемница Киево-Могилянской академии — Киевская духовная академия, исключив некоторые светские науки из учебных планов, не дерзнула более называться Могилянской. Или, может быть, НаУКМА поддерживает настолько тесные связи с Православной Церковью, что та благословила ее именем своего Святого?
Опять же, нет. Из всех более-менее религиозных организаций НаУКМА сотрудничает лишь с… Украинским католическим университетом. А ведь именно как альтернатива католическим и униатским учебным заведениям задумывалась коллегия Петра Могилы.
И все же нам удалось установить связь между НаУКМА и Украинской Православной Церковью. Причем самую, что ни на есть, прямую. Вот что открыл нам глава пресс-службы УПЦ Василий Анисимов:
— Могилянка незаконно пользуется имуществом, помещениями и храмами репрессированной Церкви. Когда в начале 1990-х партноменклатура занялась массовым ограблением своего народа, расхватывала и «прихватизировала» государственную собственность — заводы, фабрики, корабли и т. д., парторг Института литературы Вячеслав Брюховецкий прихватил имущество церковное — комплекс древней Киево-Могилянской академии, где создал частный вуз, который никакого отношения ни к Православной Церкви, ни к Православию не имеет. Разумеется, кроме того, что паразитирует на собственности, которая должна быть возвращена Церкви.
Но как же так? Ведь Могилянка — это не только духовное наследство, но и вполне материальное: «владыка перечислил все деньги, поместья, личные вещи, какие он завещал, в первую очередь, коллегии…», — свидетельствует летопись. Может быть, хоть эти аргументы ближе приватизаторам эпохи дикого капитализма, меняющим в учебном плане предметы «духовные» на более «телесные»?
Тогда становится понятной и замена в учебном плане предметов «духовных» на более «телесные». Но не стоит ли тогда и саму академию переименовать? Скажем, в «Киево-Брюховецкую».
Дмитрий СКВОРЦОВ, «2000»
Впервые опубликовано:
http://2000.net.ua/
http://rusk.ru/st.php?idar=111075
Страницы: | 1 | |